Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

При работе сидя важно предусмотреть правильную посадку, которая достигается путем использования регулируемого по высоте сиденья и удобного размещения ног сварщика. Корпус и голова сварщика должны быть слегка наклонены вперед. Сиденье сварщика должно обеспечивать изменение положения корпуса от слегка согнутого к выпрямленному. Это необходимо для перераспределения нагрузки на мышцы ног и спины.  [48]

Для различных видов работ форма, высота сиденья, спинки стула должны быть различными в соответствии с антропометрическими данными рабочего. Расстояние от глаз рабочего до обрабатываемого предмета должно быть 450 мм, в соответствии с этим определяется высота сиденья стула ; для рабочего среднего роста она должна быть 500 — 550 мм при глубине сиденья порядка 350 мм.  [49]

Наиболее рациональной является переменная поза сварщика сидя — стоя, так как при статическом положении тела длительное время в одной и той же позе нервные клетки, управляющие соответствующими мышцами, все время возбуждены и это вызывает преждевременное утомление. Обычно высоту рабочей зоны сварщика принимают для рабочего высокого роста, а для удобства сварщика невысокого роста при работе сидя изменяют высоту сиденья , при работе стоя применяют подставки.  [50]

При необходимости можно дополнительно отрегулировать сиденье таким образом. При заворачивании втулки 12 сокращается расстояние от резинового упора 9 до передней стенки вилки 23, то есть уменьшается длина диагонали параллелограмма, а следовательно, высота сиденья в свободном состоянии.  [51]

Первоочередной задачей является определение правильной высоты сиденья. Высота сиденья для взрослого человека регулируется в пределах 380 — 500 мм. Для туловища рекомендуется создание опорной спинки большой высоты и с двумя изгибами — для поясничного и грудного отделов.  [52]

Сиденье может быть откидывающимся и закрепленным шар-нирно на станине. Такое сиденье удобно потому, что для него не требуется дополнительной площади. Высота сиденья должна быть выбрана с таким расчетом, чтобы обеспечивался хороший обзор рабочей зоны.  [53]

Высота сиденья зависит от роста человека и длины ног. Слишком высокое сиденье ( 450 см и выше) не дает возможности людям среднего роста плотно упираться ногами в пол, что делает позу крайне неудобной: вся тяжесть тела падает на бедренную часть ноги, затрудняя кровообращение. Если высоту сиденья кресла сделать удобной для среднего мужчины, то для женщин, имеющих рост ниже среднего, такое кресло неудобно, между тем как сиденье высотой 420 — 430 см не имеет такого недостатка. Людям высокого роста не доставляет неудобства несколько пониженное сиденье, так как в этом случае они могут ме-нять положение ног — сгибая и вытягивая их.  [54]

Высота стола должна быть равна 68 см от уровня пола до поверхности его крышки. Стул обычно устанавливают на таком расстоянии от стола, чтобы не надо было наклоняться при ударах по клавишам буквенных рычагов. Стул должен быть не выше 450 мм и иметь невысокую спинку с меняющейся высотой сиденья . Такая форма стула обеспечивает возможность печатающему сохранять правильное положение рук и удобную позу. Высоту стола и стула необходимо подбирать в соответствии с ростом печатающего.  [55]

Рабочее место в положении стоя предназначается для выполнения работ средней тяжести и тяжелых. Высоту рабочей поверхности и уровень размещения измерительных приборов при работе стоя рекомендуется выбирать по номограмме ( рис. 4) в зависимости от роста человека. В случае нерегулируемой высоты рабочей поверхности оптимальное положение рабочего достигается с помощью регулируемых по высоте сиденья или подставки для ног.  [56]

Все нужные размеры кресла определяются умножением количества частей на модуль. Высота до колен — 5 частей по 84 мм — равна 420 мм. Так определяется высота сиденья .  [57]

Строй-справка.ру

Мебель для сидения
Мебель для сидения

В зависимости от назначения мебель для сидения может иметь следующие основные детали: сиденье, спинку, подголовник, локотники.

Профилировка сиденья определяется из анатомо-физиологического анализа положения тела сидя, т. е. приближающаяся по форме к бедру человека. Допускается использование непрофилирован-ных сидений.

В креслах для отдыха удобны профилированные сиденья с расположением наклонного участка передней части под оптимальным углом, исключающим сдвигающие усилия, а также с удлиненной наклонной площадкой задней части (рис. 2.74), позволяющей тазу удобно располагаться в любой точке без нарушения устойчивости против скольжения; для стульев и рабочих кресел — с незначительным положительными углом наклона задней части сиденья и отрицательным углом наклона передней части с закруглением его переднего края (рис. 2.75).

Различают высоту сиденья и высоту опоры сиденья.

Высота сиденья (Нс) — расстояние по вертикали от наивысшей точки поверхности передней части сиденья до пола.

Высота опоры сиденья (Н ). определяется расстоянием от основной точки опоры тела при сидении, т.е. точки расположения на поверхности сиденья седалищных бугров сидящего, взятой на расстоянии 120 ± 10 мм от спинки или проекции на плоскость сиденья нижней передней кромки спинки до пола.

Рис. 2.74. Функциональная схема кресла для отдыха:
Н — высота; Нс — высота сиденья; L — глубина; 1с — глубина сиденья; Д — основная точка опоры тела при сидении; L0 — расстояние от точки Д до задней кромки сиденья; Нос — высота опоры сиденья; р — угол уклона сиденья; у — угол наклона задней части сиденья; С — угол между сиденьем и спинкой изогнутого профиля; а „ — угол наклона спинки прямого профиля; Да — угол поясничного изгиба; I — глубина поясничного лордоза человека в положении стоя; Rn — радиус кривизны поясничной опоры; R — радиус кривизны верхней части изогнутой спинки обычной; Rc— радиус кривизны передней части сиденья; ф — угол наклона передней части сиденья; 5 — угол наклона подголовника; Нп— высота поясничного изгиба спинки; hH — высота опорной поверхности спинки низкой; п0 — высота опорной поверхности спинки обычной; hn— высота опорной поверхности верхней части спинки высокой изогнутого профиля; hB — высота опорной поверхности спинки высокой; а из

Читайте так же:
Поролон для стула moll maximo

Угол наклона верхней части спинки обычной изогнутого профиля; Но— высота спинки обычной над сиденьем; Н — высота локотника над сиденьем; Б — длина локотника

Рис. 2.75. Функциональная схема кресла рабочего. Обозначения те же, что и на рис. 2.4

Высота сиденья не должна превышать минимальной длины голени со стопой с добавлением высоты каблука обуви лиц, для которых проектируется изделие. При этом низкое сиденье более предпочтительно. Высоким людям легче приспособиться к низким сиденьям, чем наоборот.

С учетом морфологических групп потребителей различают сиденья: низкое — высота 350-389 мм, оптимальной высоты — 390-450 мм, высокое — 450-480 мм. Если высота сиденья регулируется, то ее параметры равны 380-530 мм.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется высота сиденья 220-300 мм, школьного — 320-480 мм.

Ширина сиденья — расстояние между правым и левым краями наиболее широкой части сиденья. Она определяется шириной таза среднего антропометрического размера женщин из расчета 1 и У4 его наибольшей ширины.

Ширину сиденья стульев рекомендуют не менее 360 мм, кресел рабочих — не менее 400 мм, кресел для отдыха — не менее 480 мм. Ширина сиденья стульев конторских 380-450 мм, мягкой мебели для отдыха — одноместных 500-700 мм, многоместных — не менее 480 мм.

Ширина сиденья для детей определяется шириной бедер ребенка с добавлением 50-100 мм на свободное изменение положения и движений тела. Дети дошкольного возраста садятся чаще всего на край сиденья, поэтому для обеспечения чувства уверенности при усаживании ширина сиденья должна быть более нормативной и составлять 320 мм. Для детей школьного возраста ширина сиденья рекомендуется 320-400 мм.

Глубина сиденья — расстояние от передней кромки сиденья до линии пересечения его со спинкой (при прямой спинке) или до проекции на плоскость сиденья нижней передней кромки спинки.

Глубина сиденья определяется длиной бедра низкорослых женщин из расчета 3/4 его длины с учетом зазора между передним краем сиденья и подколенным углом (не менее 50 мм). Определено, что легче высокому человеку устроиться на менее глубоком сиденье, чем человеку небольшого роста на более глубоком.

Глубину сиденья стула рекомендуют 360-450 мм, кресла рабочего — 400-500 мм.

Глубина сиденья детской мебели: для дошкольников — 200-240 мм, для школьников — 270-360 мм.

Спинка — деталь мебели для сиденья, служащая опорой для спины. Различают спинки низкие, средней высоты (обычные), высокие; спинки профилированные и непрофилированные.

Наиболее удобная спинка с изогнутым профилем, обеспечивающая естественное положение позвоночника и соответственно естественную линию спинц. Изогнутая спинка имеет две части: нижнюю для опоры таза и поясницы, верхнюю — для опоры грудной части спины.

Профилирование опорной поверхности спинки задается радиусом изгиба спинки у основания, высотой и радиусами кривизны поясничной опоры, углом уклона и радиусами изгиба верхней части спинки (см. рис. 2.74, 2.75).

Глубину поясничного лордоза в положении стоя принимают 40 мм, Да == Ю°. При минимальном наклоне прямой спинки а =15°, а из = 23°. С возрастанием наклона спинки уклон верхней части изогнутой спинки уменьшается с 10 до 3°.

Радиус кривизны поясничной опоры равен 460 мм, а изгиба спинки для грудного отдела позвоночника — 620 мм.

Изгибы спинки по горизонтали в соответствии с формой тела человека определяются радиусами кривизны: у основания — не менее 310 мм, на уровне поясницы — не менее 400 мм, на уровне лопаток — не менее 450 мм.

Глубину деформации спинки устанавливают в соответствии с нагрузкой от тела человека и принимают: в нижней зоне до 25 мм, в верхней — 40-100 мм.

Высота спинки — расстояние от поверхности задней части сиденья до наивысшей точки верхнего края спинки.

Высота опорной поверхности спинки низкой (пн) определяется расстоянием от поверхности сиденья до верхнепоясничной точки сидящего.

Высота опорной поверхности спинки обычной (ho) определяется расстоянием от поверхности сиденья до нижнелопаточной точки.

Высота опорной поверхности спинки (hB) определяется расстоянием от поверхности сиденья до линии плеч над сиденьем.

Наиболее выступающая точка поясничной опоры спинки должна располагаться на уровне 5-го поясничного позвонка, для женщин это 165-200 мм от плоскости сиденья. Именно на такой высоте целесообразен поясничный изгиб спинки при жестком сиденье. При мягком сиденье эта высота составляет 140-175 мм.

Читайте так же:
Сломаный стул или сломанный стул

Высоту поверхности опоры спинки для грудного отдела позвоночника устанавливают 255 мм для нижней и 380 мм — для верхней точки изгиба.

С увеличением наклона спинки ее высота уменьшается; при наклоне спинки 0-70°среднее уменьшение составляет 40 мм.

Высоту спинки низкой (поясничной) принимают не более 320 мм с высотой опорной поверхности — не менее 100 мм.

Высоту спинки обычной принимают 320-420 мм, а высокой — более 420 мм. Высоту опорной поверхности верхней части спинки высокой изогнутой принимают 195-345 мм. Высота спинки высокой будет равна 700-770 мм.

Ширина опорной поверхности спинки прямоугольной формы — расстояние от правого до левого края спинки, а трапециевидной формы — от правого верхнего до левого верхнего угла спинки и от правого нижнего до левого нижнего угла спинки.

Ширина спинки обычной определяется величиной поперечного диаметра груди, а спинки высокой — величиной поперечного диаметра груди высокорослых мужчин.

Ширина спинки низкой принимается 280-320 мм, спинки обычной стульев — 300-400 мм, кресел рабочих — 360-500 мм, кресел для отдыха — не менее 480 мм.

Локотник — деталь или часть формы мебели для сидения, выступающая над поверхностью сиденья на высоту более 110 мм. Он служит опорой для рук при усаживании и вставании, изменении положения тела, выполнении точных работ, а также для отдыха рук. Сиденье может иметь один или два локотника. Руки на локотнике располагаются несколько внутрь и сравнительно редко опираются по всей плоскости локотника. В месте прикосновения локтей сидящего целесообразно делать углубления для предотвращения сдавливания лучевого нерва, онемения мизинного и безымянного пальцев.

Высота локотника над сиденьем — расстояние от точки опоры тела при сидении, взятой на расстоянии 120 ± 10 мм, от спинки или проекции на плоскость сиденья нижней передней кромки спинки по прямой параллельно спинке до верхней грани локотника (рис. 2.76).

Рис. 2.76. Параметры локотника:

В соответствии с морфологическими характеристиками групп потребителей и выполняемой функции различают: локотники низкие с высотой над сиденьем 110-179 мм, локотники оптимальные — 180-240 мм, локотники высокие — 250-420 мм. Для кресел рабочих рекомендуются локотники оптимальной высоты.

Длина локотника — расстояние от переднего края локотника до пересечения с проекцией передней плоскости спинки и принимается не менее 300 мм. В креслах рабочих длина локотника допускается не менее 180 мм.

Ширина локотника определяется на расстоянии 120 мм от спинки и рекомендуется 50-80 мм.

Уклон локотника различают положительный, к спинке, и отрицательный — от спинки, что зависит от выполняемой функции. Рекомендуемый уклон локотников 0-15°.

Расстояние между локотниками для кресел рабочих рекомендуется не менее 450 мм, кресел для отдыха — не менее 480 мм.

GardenWeb

В конструкции сиденья, обеспечивающего физиологически правильное и удобное положение тела, учитываются харак-терные особенности трудовой деятельности, антропометрические и физиологические данные, полученные путем анализа положения тела при выполнении конкретного производственного задания. При выборе формы сиденья необходимо принимать во внимание не только анатомию человека, но и динамику его рабочих движений. Сиденье должно оптимально способствовать выполнению производственного задания. Наиболее удобное положение верхней части тела в положении сидя достигается при разнице высот поверхностей стола и сиденья в 27—29 см.

Спинка стула должна способствовать естественному наклону таза и позвоночника сидящего человека. Спинка стула не должна ограничивать зоны досягаемости рук, ее верхняя часть должна находиться под лопатками на уровне 33—36 см над сиденьем. Если на стуле нет спинки и человеку во время работы приходится постоянно наклоняться над столом, напрягаются мышцы спины.

В промышленности занято много людей небольшого роста. Созданы ли на рабочих местах, предназначенных для мужчин, имеющих рост 175 см, надлежащие условия также для людей небольшого роста, чтобы их труд был эффективным и выполнялся без физического чрезмерного напряжения?

Приведены размеры, рекомендуемые для мужчин, рост которых составляет 155—160 см. в таких условиях им удобно работать руками (собирать, устанавливать, упаковывать и т. д. с усилием до 100 Н).

Рабочие стол и стул могут находиться во взаимно пропорциональных соотношениях и иметь точные размеры, зависящие от предполагаемого физиологического удобства при продолжительной работе сидя. Сидеть, например на низком стуле за высоким столом, неудобно лишь для небольшой части людей. Рекомендуемая высота стола составляет 69—73 см для женщин и 73—75 см для мужчин.

При выборе или оценке целесообразности данной конструкции рабочего сиденья, т. е. при оценке его функционального назначения, необходимо иметь в виду:
а) конкретное назначение сиденья и рабочего места (стационарное сиденье — в канцелярии, подвижное — в кабине экскаватора и т. д.), взаимосвязь между сиденьем и поверхностью манипулирования, зоной досягаемости, органами управления и важнейшими элементами рабочего места;
б) физическую или активную механическую нагрузку, объем и вид нагрузки (например, сила, необходимая для монтажа частей оборудования, манипулирования органами управления, переключения педалей и т. д.);
в) необходимые рабочие положения и движения рук, ног, корпуса тела; возможность опереться на локти или на ноги, откинуться на спинку стула и т. д. (рис. 2);
г) воздействие внешних сил на сидящего (изменение скорости движения, вибрация и т. д. влияют на устойчивость сиденья);
д) антропометрические данные работающего человека;
е) необходимость манипулирования сиденьем.

Читайте так же:
Почистить стулья из ткани от пятна в домашних

Удобство и физиологическая приемлемость сиденья зависят от выполнения основных требований эргономики, т. е. обеспечения: – возможности изменения положения тела при работе сидя в течение всей смены; надлежащая конструкция сиденья обеспечивает возможность принимать различные удобные; – рабочие положения сидя и определенную свободу движений конечностей; – регулировки высоты сиденья в пределах 37—52 см и спинки стула 65—75 см в зависимости от высоты рабочей поверхности и роста оператора; – достаточного закругления переднего края сиденья (с радиусом закругления

3 см), отсутствия давления на нижнюю часть бедер и препятствий кровообращению; в горизонтальной плоскости передняя грань сиденья должна быть закруглена с радиусом

30см; рекомендуется, чтобы опорная поверхность сиденья была наклонена назад на угол 3—5° в зависимости от характера работы; рекомендуется вогнутая форма опорной поверхности сиденья радиусом — 85 см; такая форма сиденья удобнее ровной или сильно “вдавленной (последняя форма опорной поверхности сиденья рекомендуется лишь при неустойчивом положении тела или кратковременном отдыхе) (рис. 3).

Высота обычного сиденья (опорной поверхности) не должна превышать высоты колена, для женщин обычно рекомендуют значения 39—40 см, для мужчин — значения 41— 45 см; глубина сиденья должна быть меньше расстояния колена сидящего человека до ягодиц, т. е. меньше 35.

Удобная форма и соответствующие размеры сиденья, выбранные с учетом анатомии человеческого тела и динамики рабочих движений, имеют большое значение при создании оптимальных производственных условий, сохранении здоровья и повышении производительности труда. Для большинства работающих, занятых обычным трудом, рекомендуются сиденья высотой 42—44 см.

Минимальная длина подлокотников составляет 45 см (оптимальная 48 см), необходимо предусмотреть наклон опорной поверхности назад. Подлокотники должны обеспечить удобную позу в положении сидя, опору на локти при вставании, опорная поверхность подлокотников не должна быть круглой. Ширина подлокотников у обычных рабочих сиденьев составляет 40—70 мм. “Длина подлокотников определяется с учетом обеспечения опоры для предплечья и кисти.

Конструкция сиденья должна быть достаточно прочной и устойчивой, чтобы исключить падения назад и по возможности вперед и в стороны. Рабочее сиденье не должно опираться на три ножки. Конструкция сиденья должна позволять выполнять необходимые рабочие движения, в том числе свободные движения ногой, чтобы обеспечить удобное размещение ног в пространстве под опорной поверхностью сиденья или па опоре для ног (рис. 5). Опорная поверхность сиденья и спинки стула должны быть немного вогнуты и достаточно пружинить, глубина вдавливания на местах опоры не должна превышать 15—20 мм.

При проектировании станков и другого оборудования, пультов управления, рабочих столов, за которыми человек будет работать сидя, необходимо предусмотреть необходимую зону для ног. Это пространство, характеризуемое шириной, высотой и глубиной, должно обеспечить удобные положения ног в процессе работы. Выявлено 7 положений ног (ноги вытянуты, ноги в правом углу, ноги согнуты под сиденьем, одна нога находится впереди, другая — сзади, ноги перекрещены, ступни перекрещены, ступни на подножке). Рекомендуемые размеры пространства для ног удобны для людей, рост которых не более 181 см. Высота зоны в положении «нога на ногу» у людей, рост которых составляет 200 см, равна 75—77 см.

Удобство при продолжительном сидении зависит в известной степени от расслабления мышц. Выбор правильной формы сиденья для средств транспорта, совершающих многочасовые, многодневные рейсы, осуществляется на основе субъективных результатов исследования, проводимых в экспериментальных условиях на специальных сиденьях. 1 — сиденье в самолетах английских воздушных линий; 2 — сиденье в скорых поездах швейцарских железных дорог; 3 — сиденье в пассажирских поездах английских железных дорог.

Размеры кабины водителя влияют на удобство управления, внимание, качество работы, а также на утомление, безопасность езды. Приведенные размеры установлены путем изучения и сравнения многочисленных проспектов, касающихся отечественных и згрубежных легковых автомобилей различных марок. При расчетах за основу принималась человеческая фигура высотой 169—1£0 см. Человек большего Или меньшего роста может регулировать положений сиденья в пределах

± 10 см в горизонтальной и ±4 см в вертикальной плоскостих.

Вращающееся сиденье рекомендуется в тех случаях, когда во время работы необходимо поворачиваться в разные стороны (например, доставая материал, инструменты, проверяя данные и т. д.).

Сиденье должно отвечать следующим требованиям: приспосабливаться для обогрева, не раздражать кожи человека, легко чиститься или мыться, легко передвигаться, быть эстетически приятно оформленным (с учетом формы, цвета и материала).

При выборе кабины водителя необходимо принимать во внимание вход в кабину, Удобное положение тела при работе, безопасный выход из кабины и управление в любых положениях. Приведенные размеры оптимальны для водителя, имеющего Рост 175 ± 5 см. Минимальная ширина сиденья должна равняться 48 см, допускается регулировка положения сиденья в пределах ± 10 см в горизонтальной и ± 5 см в вертикальной плоскостях. Спинка должна иметь соответствующий наклон, расстояние ее от педалей должно составлять 90—93 см.

Читайте так же:
Защита стен от стульев в квартире

Управление современными локомотивами предъявляет повышенные требования к водителям и выбору его рабочего места. С точки зрения эргономики необходимо обеспечить удобное, рациональное и безопасное управление, снижение физической и психической нагрузки и образцовую культуру труда. Приведены размеры, полученные на основе исследований эргономики и проверенные практически
.
На средствах транспорта, особенно предназначенных для движения в полевых условиях, сиденье и спинка должны быть хорошо подрессорены как единое целое для амортизации ударов.

Рабочая поза полусидя на возвышенном сиденьи выгоднее рабочей позы стоя. Ее рекомендуют в том случае, когда в процессе работы нельзя все время сидеть, а можно стоять и условия труда позволяют работать в положении полусидя.

Рабочие движения

Рабочие движения человека с рабочим инструментом или с элементом управления (при управлении машиной) являются важнейшим фактором трудового процесса. Движения человека происходят в пространстве и времени и определяются взаимосвязанными сложными механическими, физиологическими и психологическими факторами, которые, однако, до сих пор полностью не изучены. Несмотря на это, имеется целый ряд правил и положений рационализации движений, из которых должен исходить конструктор при проектировании рабочего места станка или поточной линии.

Тема: Гигиеническая оценка школьной мебели.

Учебный процесс вызывает большое, не только умственное, но и физическое напряжение. Занятия за партой связаны с определенным статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы. Соблюдение правильной посадки способствует гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, является мерой профилактики нарушения зрения.

Правильной посадкой считается такая, когда школьник сидит прямо, с легким наклоном вперед головы и верхней части туловища. Спина опирается на спинку стула на уровне поясницы и крестца. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки (4 – 5 см). Ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, предплечья и кисти рук свободно и симметрично лежат на поверхности стола, не являясь дополнительными точками опоры. Тетрадь или книга находится от глаз на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (30 – 35 см).

Небольшой наклон туловища вперед необходим из-за того, что позы малым наклоном корпуса энергетически самые выгодные, так как амплитуда колебания тела при этом минимальна, а кроме того они облегчают нагрузку на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему.

Правильная посадка возможна при соответствии отдельных частей парты, стола и стула пропорциям тела ребенка. Пропорции тела меняются в зависимости от роста ребенка, поэтому ведущим в определении номера парты является рост. Учитывая динамику развития детского организма, НИИ гигиены детей и подростков, предложил условно разделить детей дошкольного возраста и учащихся средних учебных заведений — на 6 ростовых групп.

Основные размеры мебели для детей дошкольного возраста

по ГОСТу 1973 года.

Размеры стола, см

Размеры стула, см

Цвет марки ровки

высота над полом

длина одного места за столом

высота сиденья над полом

высота верх края спинки над сиденьем

Размеры мебели и ее маркировка по госТу 1993 года

«Столы ученические» и «Стулья ученические»

Высота над полом крышки стола

Высота над полом переднего края сидения стула

Парты, столы и стулья должны иметь цифровую и цветную маркировку. На нижней поверхности крышки стола и сидении стула ставят обозначения в виде дроби, в числителе которой указана группа стола, стула в знаменателе – диапазон роста детей, для которых предназначается мебель, например:

Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Номера парт столов и стульев, если на них стерлась маркировка, устанавливаются по таблицам или специально разработанным формулам:

N стола

N стула

N стола

N стула

Соответствие номера парты росту ученика устанавливается по формулам:

по ГОСТу 1985 и 1993г.:

Для подбора парт можно пользоваться специальной рейкой. На рейку наносят деления, начиная с 1 метра, с интервалом 15 см в промежутках между делениями проставляют номера мебели. Аналогичные метки можно проставлять не на рейке, а на классной доске. Затем к классной доске по очереди вызывают и ставят к ней спиной учеников. На уровне какой метки будет голова ученика, такой номер парты ему нужен.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение элементов крышки стола и сидения стула.

Это нормируется следующими основными и должными величинами.

Дифференция – это расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья стула.

Должная дифференция равна расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сиденья, плюс 5 – 6 см.

Высота сиденья – это расстояние от сиденья стула до пола.

Должная высота сиденья равна длине голени со стопой и обувью. Обязательно с учетом высоты каблука.

Читайте так же:
Стулья по слогам

Глубина сиденья – это ширина сиденья стула в передне-заднем направлении. Должная глубина равна от 2/3 до ¾ длины бедра.

Дистанция спинки – расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула. Должная дистанция спинки равна передне-заднему диаметру грудной клетки плюс 5 см.

Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между задним краем крышки стола и передним краем сидения.

Дистанция сиденья может быть отрицательной, положительной и нулевой. При отрицательной дистанции край стола заходит за край стула, при нулевой дистанции края стола и стула расположены по одной вертикали. При положительной дистанции вертикальная линия проходит впереди края стула (стул отставлен).

Должная дистанция сиденья может быть только отрицательной от 4 до 8 см в зависимости от роста.

Для обеспечения контроля за правильностью положения стула по отношению к столу на верхнюю плоскость сиденья наносят линию, указывающую, на какое расстояние следует задвигать стул за край стола.

Необходимо, чтобы основной и должный размер мебели совпадали. Считается допустимым колебания в пределах 2 см, при несовпадении должных и основных размеров у учащихся могут возникать различные нарушения здоровья. Так, например, завышенная дифференция вынуждает школьников поднимать правое плечо во время письма, что вызывает асимметрию положения тела и может привести к искривлению позвоночника. Заниженная дифференция вынуждает школьника при письме опускать правое плечо или слишком низко пригибаться к книге, что может способствовать появлению сколиоза в первом случае, или сутулости во втором. Кроме того, нарушается нормальное расстояние от глаз до тетради или книги, что может привести к развитию близорукости.

Если высота стула больше должной, то ноги учащегося будут висеть, уменьшится площадь опоры, увеличится нагрузка на мышцы бедер. При маленькой высоте стула ноги будут подниматься над стулом, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затруднится кровообращение в ногах и уменьшится площадь опоры бедра.

При глубине сиденья более 3/4 бедра край сиденья будет сдавливать сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке. При глубине сиденья менее 2/3 бедра уменьшится площадь опоры и посадка станет менее устойчивой, более утомительной.

При завышении дистанции спинки школьник будет лишен возможности использовать спинку стула как опору, центр тяжести туловища сместится вперед по отношению к точке опоры. При недостаточной дистанции спинки крышка стола будет упираться в грудную клетку, нарушится дыхание и кровообращение, будет затрудняться экскурсия грудной клетки.

К началу учебного года классный руководитель должен позаботиться об укомплектовании каждого класса соответствующей мебелью. В каждом классе столы и стулья должны быть различных размеров.

Мебель должна быть не только подобрана, но и расставлена правильно

Двухместные парты расставляют в классе в 3 ряда, одноместные – в 5 рядов. Впереди ставят столы меньших размеров, дальше от доски – больших размеров. Проход между рядами столов должен составлять 0,6 – 0,8 м, расстояние наружной стены до первого ряда 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда 0,5 – 0,6м, от задней стенки – 0,4 – 0,5 м, от классной доски до первых рядов – 2 – 2,4 м, от доски до последней парты – 8,6 м.

При рассаживании следует обратить внимание на состояние здоровья школьников. Школьников с пониженным зрением и слухом нужно рассаживать за передней партой, если им требуется парта больших размеров, то их сажают только в первом и третьих рядах.

Учащихся, страдающих ревматизмом, склонных к простудным заболеваниям, не рекомендуется сажать за столы и парты, расположенные у наружной стены. В целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется 2 – 3 раза в год менять местами учащихся, сидящих в крайнем левом и правом рядах, соблюдая соответствие росту номера парты.

При выполнении школьниками домашнего задания за его посадкой должны следить родители. Если высота письменного стола и стула не соответствует росту ребенка используют систему подставок. Для расчета величины подставки сначала измеряют основную и должную дифференцию стола. Если дифференция оказывается большая, то подставку кладут на стул, если дифференция меньше должной, то подставку делают под стол. Затем измеряют основную и должную высоту стула. Если стул оказывается высок, то подставку кладут под ноги, если низок, то под стул и под стол одновременно, чтобы не изменилась дифференция. Если глубина сидения слишком большая, то кладут подставку за спину ребенка.

В педагогическом процессе существенную роль играет классная доска. По действующему ГОСТу цвет покрытия классных досок может быть темно-зеленым, темно-коричневым, белым. Наиболее физиологичен темно-зеленый цвет доски в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для предохранения загрязнения пола мелом у доски должен крепится лоток, используемый также для хранения мела. В первых четырех классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80 – 85 см, а в старших классах – на высоте 90 – 95 см.

Цель занятия: ознакомиться с гигиеническими требованиями к школьной мебели, научиться правильно подбирать мебель и рассаживать учеников в классе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector