Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология
Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология
Употребление собирательных числительных
Трудности в использовании собирательных числительных заключаются в том, что они могут сочетаться не со всеми существительными. Они употребляются со следующими группами слов:
1. С одушевленными существительными, обозначающими только лиц мужского пола: "трое солдат", "семеро друзей", а также существительными общего рода, когда они относятся опять-таки к лицу мужского пола: двое сирот. Для обозначения лиц женского пола собирательные числительные не употребляются, поэтому неправильно: "Создано три звена по три доярки в каждом, из которых двое (правильно: две) работают и одна отдыхает" (Красн. зн.)*; "Вот из переулка показались трое (правильно: три женщины) женщин" (Лен. зн.).
2. С одушевленными существительными, называющими детенышей животных; "волк и семеро козлят", "четверо медвежат". Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: "два медведя", "шесть оленей". Поэтому неправильно: "Двое буйволов (следовало: два буйвола), кажется, успокоились" (Ровесник).
В перечисленных случаях возможно параллельное обозначение указанных существительных и с помощью собирательных, и с помощью количественных числительных: "двое друзей"– "два друга", "семеро козлят" – "семь козлят". Исключения представляют собой:
а) существительные мужского рода на -а: мужчина, слуга; с ними употребляются только собирательные числительные (неправильно: "два мужчины", "два слуги");
б) одушевленные существительные мужского рода, обозначающие высокие государственные посты, ученые звания и т.п.: президент, маршал, профессор, особенно когда они употреблены в официальном стиле речи. С этими словами, наоборот, не рекомендуется употреблять собирательные числительные, так как последние имеют оттенок разговорности; в таких случаях возможны лишь количественные числительные: "два президента", "семь маршалов", "пять профессоров".
Только собирательные числительные сочетаются со следующими группами слов:
1) с неодушевленными существительными, не имеющими формы единственного числа: двое ножниц, пятеро саней, трое сymoк;
2) с существительными, обозначающими парные предметы: двое чулок, трое сапог. Параллельные сочетания этих слов с числительными два, три и т.п. указывают на другое количество предметов: двое чулок – это две пары чулок, а два чулка – это два отдельных предмета;
3) с личными местоимениями: "Нас оставалось только трое";
4) при употреблении числительного в роли подлежащего: "Один с сошкой, семеро с ложкой", "Семеро одного не ждут";
5) с существительными дети, ребята: "У меня двое детей".
Смотрите также:
«Русский язык и культура речи». под редакцией профессора В. И. Максимова. Рекомендовано Министерством.ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях.
Русский язык и культура речи. Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи.
Русский язык и культура речи. Культура речевого общения. Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых.
Русский язык и культура речи. Три основных типа взаимодействия участников диалога в русском языке.Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование.
Русский язык и культура речи. Структура речевой коммуникации. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.
Русский язык и культура речи. Установление (поддержание) деловых контактов.Коммуникативная установкаопределение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.
Русский язык и культура речи. Речь, ее особенности.К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.
Значительное место в учебнике занимает материал, связанный с культурой речевого общения и с оформлением служебной документации. Учебник нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI в.
Русский язык и культура речи. Общая характеристика стилей. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в.
Русский язык и культура речи.Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и.
Имя числительное
Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?
Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) и собирательные (оба, двое, пятеро) — отвечают на вопрос сколько?, порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый), дробные (одна пятая, три целых, две седьмых). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое число единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые — неопределённое число единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.
Содержание
Количественное числительное
Количественное числительное — числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.
Количественным числительным присущи два значения.
- Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
- количественным (количество как признак предмета: пять голов, три стула, десять дней, несколько лет) и
- числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка, трижды десять — тридцать; несколько — это не всякое неопределенное количество: это может быть три, пять, десять, вообще немного; устная речь).
- Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь, место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35 местами).
Правописание количественных числительных в русском языке
- Простые (состоят из одной основы) например: «один» (1), «два» (2), «три» (3), «восемнадцать» (18) и так далее.
Числительные 11—20, 30 являются простыми по составу. В них содержится одна корневая морфема: например: восем—надцать_ — корень/суффикс/окончание нулевое.
- Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
- Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88 888).
- У числительных с пяти по двадцать, а также «тридцать», мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» — в середине слова.
- Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах — окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах — окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» — окончание А («существует уже триста лет»).
- Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («девятьсот», «девятисотый»).
- Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный», пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»). числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в женском роде), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.
- В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» — «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» — «трёх пятых» — «трём пятым» — «тремя пятыми» — «о трёх пятых»).
- Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» — «двести пятьдесят шестого» — «двести пятьдесят шестым»).
- Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -а; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.
- Обратите внимание: числительные «оба» (мужской и средний род) и «обе» (женский род) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» — основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).
- Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2 3
<3>>> м («одна целая и две третьих метра»).
Другие виды числительных
- : первый, второй, третий и т. д. : числительное, которое обозначает несколько предметов как одно целое. Например: двое друзей, четверо малышей и т. п. [1] : одиночный, двойной, тройной, четырёхкратный и т. д. [2] : единичный, двоичный, шестнадцатеричный и т. д. [3]
- Дистрибутивное (распределительное) числительное: по одному, по двое, по трое и т. д. — числительное, обозначающее дробь: три пятых, шесть сотых и т. д. : мало, много, немало, немного, столько, сколько, несколько.
Склонение имён числительных
В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых — только последнее слово: пятьсот шестнадцать — пятьюстами шестнадцатью — пятьсот шестнадцатый.
Падеж | 1 | 2 | 5 | 40 | 50 | 100 | 1000 | 300 | оба(обе) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Именительный | один (первый) | два (двое) | пять | сорок | пятьдесят | сто | тысяча | триста | оба (обе) |
Родительный | одного (первого) | двух | пяти | сорока | пятидесяти | ста | тысячи | трёхсот | обоих (обеих) |
Дательный | одному (первому) | двум | пяти | сорокa | пятидесяти | стa | тысяче | трёмстам | обоим (обеим) |
Винительный | одного (первого) | два (двоих) | пять | сорок | пятьдесят | сто | тысячу | триста | оба или обоих (обе или обеих) |
Творительный | одним (первым) | двумя (двоими) | пятью | сорока | пятьюдесятью | ста | тысячей | тремястами | обоими (обеими) |
Предложный | одном (первом) | двух (двоих) | пяти | сорока | пятидесяти | ста | тысяче | трёхстах | (об) обоих (обеих) |
См. также
- Значения в Викисловаре
- Медиафайлы на Викискладе
Двое учениц или две ученицы, как правильно пишется?
«Двое учениц» или «две ученицы» — эти словосочетания составляют числительные с существительным. Чтобы сделать правильный выбор числительного, определим его разряд по значению.
В рассматриваемом словосочетании конкурируют между собой однокоренные числительные «двое» и «два», которые обозначают число или количество предметов и отвечают на вопрос: сколько?
Чтобы сделать правильный выбор числительного, определим его разряд по значению. Это имеет принципиальное значение, так как в русском языке не все числительные могут сочетаться с существительными женского рода.
Разряд числительного «двое»
В русском языке числительные используются для обозначения числа предметов или их порядка при счете. В связи с этим различают количественные, собирательные и порядковые числительные.
Количественные и собирательные числительные используются для счета предметов и отвечают на вопрос: сколько?
- два яблока,
- три медведя,
- пятьдесят копеек.
Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность, например:
- двое детей,
- трое мальчиков,
- пятеро провожающих,
- шестеро валенок.
Сочетаемость числительного «двое» со словами
Это числительное ограничено в своей сочетаемости с существительными. Перечислим те слова, с которыми может употребляться собирательное числительное «двое», а также «трое», «четверо», «пятеро», «шестеро», «семеро», «восьмеро», «девятеро», «десятеро». Во-первых, это
существительные мужского рода или называющие лиц мужского пола:
- двое студентов,
- двое сирот Ваня и Саша,
- трое рыбаков,
- шестеро теннисистов;
существительные, имеющие форму только множественного числа:
- двое носилок,
- трое щипцов,
- пятеро брюк;
существительные, называющие детей и детенышей животных:
- трое детей,
- пятеро ребятишек,
- трое медвежат,
- семеро козлят.
Во-вторых, собирательные числительные сочетаются с личными местоимениями :
- двое вас,
- трое нас,
- их пятеро.
В-третьих, эти числительные могут употребляться с прилагательными или причастиями , ставшими существительными :
- двое военных,
- трое прохожих,
- трое отдыхающих,
- четверо смелых,
- четверо провожающих.
Слово «ученица» является существительным женского рода. Значит, с этим словом рассматриваемое собирательное числительное не сочетается, как и в аналогичных парах слов:
- две барышни, а не двое барышень ;
- две балерины, а не двое балерин ;
- две руки, а не двое рук ;
- две малышки, а не двое малышек .
Исходя из этой нормы употребления собирательных числительных с существительными, выберем словосочетание «две ученицы» как единственно правильное.
Сидели на опушке
На солнечной полянке,
Две девочки-подружки,
Две юных горожанки.
Звенели птичьи трели,
И девочки смотрели,
Как всё вокруг блестело,
Сверкало, шелестело,
Как плещутся верхушки
Зелёною волною…
Сказали две подружки:
-Как хорошо весною!Агния Барто
Склонение собирательных числительных
Собирательные числительные склоняются как прилагательные в форме множественного числа, например:
- и.п. (сколько?) трое ребят
- р.п. нет (скольких?) троих ребят
- д.п. расскажу (скольким?) троим ребятам
- в. п. вижу (скольких?) троих ребят
- т.п. любуюсь (сколькими?) троими ребятами,
- п.п. забочусь (о скольких?) о троих ребятах.
Однако в косвенных падежах желательно употреблять не собирательные числительные, а однокоренные количественные:
Таинственное числительное
Собирательные числительные описывают группы людей или животных, то есть существ одушевлённых. Особенность такого рода числительных заключается в том, что они очень разборчивы и «собирают» не всё подряд. У них свои предпочтения, от которых они не любят отказываться, и согласны работать только вместе:
● с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: «трое мужчин», «четверо учеников», «пятеро солдат» (но в этом случае в косвенных падежах их можно заменить числительными, обозначающими целое число, например: «отдать приказ семерым солдатам» — «отдать приказ семи солдатам»);
● с существительными «дети», «люди», «ребята», которые имеют только форму множественного числа: «трое людей», «четверо детей», «пятеро ребят»;
● с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: «семеро козлят», «трое котят»;
● с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов («двое саней», «четверо ворот»).
А вот женщин и взрослых животных эти привередливые числительные «боятся», они ни за что не встанут рядом с ними. Поэтому пьеса Чехова называется «Три сестры», а не «Трое сестёр»; сказка Льва Толстого — «Три медведя», а не «Трое медведей».
По поводу слов «оба» и «обе», которые мы упомянули вначале, у лингвистов и филологов нет единого мнения. Одни относят их к указательным местоимениям в значении «и тот и другой», а другие — к собирательным числительным на том основании, что они по значению близки к числительному «двое».
Когда же следует говорить «оба» или «обе», а когда «двое»? Есть ли вообще между этими понятиями разница? Да, есть, и она весьма существенная. Слово «двое» используют, когда хотят выделить два предмета из бoльшего количества. «Двое котят рыжие, а один — чёрный». А слово «оба» нужно для того, чтобы подчеркнуть, что предметов только два: «У кошки два котёнка и оба — рыжие».
В отличие от остальных собирательных числительных, числительные «оба»(«обе») не столь привередливы. Они могут сочетаться как с одушевлёнными, так и с неодушевлёнными предметами и охотно «привечать» слова и мужского, и женского рода: «Катя и Даша качались на стульях и сломали их. Обе девочки отнесли оба стула в починку». Благодаря такой способности мы можем «смотреть в оба глаза» (или просто «смотреть в оба») и голосовать за что-то, что кажется нам правильным, «обеими руками». Такая «неразборчивость», конечно, на руку тем лингвистам, которые считают, что перед нами не числительные, а указательные местоимения.
Слова «оба»(«обе») могут изменяться по падежам (это «умеют» и числительные, и указательные местоимения): «у обоих мальчиков», «у обеих девочек»; «к обоим мальчикам», «к обеим девочкам»; «с обоими мальчиками», «с обеими девочками». А в сочетании с существительными в винительном падеже они принимают окончание именительного или родительного падежа, в зависимости от того, идёт ли речь о ком-то живом или о каком-то предмете: «вижу оба стола» — «вижу обоих всадников», «вижу оба дома» — «вижу обеих сестёр», «вижу обе книги». Зато эти числительные совершенно не терпят, когда их пытаются поставить во множест-венном числе, как это однажды проделал Козьма Прутков. Прочитайте, чтобы знать, как поступать не нужно:
Фриц Вагнер, студьозус из Иены,
Из Бонна Иеронимус Кох
Вошли в кабинет мой с азартом,
Вошли, не очистив сапог.
«Здорово, наш старый товарищ!
Реши поскорее наш спор:
Кто доблестней: Кох или Вагнер?» —
Спросили с бряцанием шпор.
«Друзья! вас и в Иене и в Бонне
Давно уже я оценил.
Кох логике славно учился,
А Вагнер искусно чертил».
Ответом моим недовольны:
«Решай поскорее наш спор!» —
Они повторили с азартом
И с тем же бряцанием шпор.
Я комнату взглядом окинул
И, будто узором прельщён,
«Мне нравятся очень… обои!» —
Сказал им и выбежал вон.
Понять моего каламбура
Из них ни единый не мог,
И долго стояли в раздумье
Студьозусы Вагнер и Кох.
Немудрено, что Вагнер и Кох были в замешательстве. Числительные (или указательные местоимения) «оба»(«обе») обозначают множественное число, совсем незачем присоединять к ним ещё и окончание «и».
Ещё числительные «оба»(«обе») не признают соседства с существительными, не имеющими единственного числа. С теми, которые обозначают предметы, всегда состоящие из двух частей и «не работают поодиночке»: ножницы, клещи, щипцы и т. д. Нельзя сказать «оба ножницы», потому что, во-первых, будет непонятно, идёт ли речь об обоих инструментах или об обеих половинках одних ножниц, а во-вторых, существительное «ножницы» из-за своей «двойственности» не имеет рода и непонятно, с какой именно из двух форм числительных оно могло сочетаться. Поэтому если девочка и мальчик пойдут в магазин и купят: одна — две юбки, а другой — двое брюк, то мальчик не сможет сказать: «Ах, как мне нравятся оба мои новые брюки!» А вот девочка имеет полное право воскликнуть: «Мне очень нравятся обе мои новые юбки!»