Archprokachka.ru

Арт Прокачка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология

Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология

Употребление собирательных числительных

Трудности в использовании собирательных числительных заключаются в том, что они могут сочетаться не со всеми существительными. Они употребляются со следующими группами слов:

1. С одушевленными существительными, обозначающими только лиц мужского пола: "трое солдат", "семеро друзей", а также существительными общего рода, когда они относятся опять-таки к лицу мужского пола: двое сирот. Для обозначения лиц женского пола собирательные числительные не употребляются, поэтому неправильно: "Создано три звена по три доярки в каждом, из которых двое (правильно: две) работают и одна отдыхает" (Красн. зн.)*; "Вот из переулка показались трое (правильно: три женщины) женщин" (Лен. зн.).

2. С одушевленными существительными, называющими детенышей животных; "волк и семеро козлят", "четверо медвежат". Но для обозначения взрослых животных используются только количественные числительные: "два медведя", "шесть оленей". Поэтому неправильно: "Двое буйволов (следовало: два буйвола), кажется, успокоились" (Ровесник).

В перечисленных случаях возможно параллельное обозначение указанных существительных и с помощью собирательных, и с помощью количественных числительных: "двое друзей"– "два друга", "семеро козлят" – "семь козлят". Исключения представляют собой:

а) существительные мужского рода на -а: мужчина, слуга; с ними употребляются только собирательные числительные (неправильно: "два мужчины", "два слуги");

б) одушевленные существительные мужского рода, обозначающие высокие государственные посты, ученые звания и т.п.: президент, маршал, профессор, особенно когда они употреблены в официальном стиле речи. С этими словами, наоборот, не рекомендуется употреблять собирательные числительные, так как последние имеют оттенок разговорности; в таких случаях возможны лишь количественные числительные: "два президента", "семь маршалов", "пять профессоров".

Только собирательные числительные сочетаются со следующими группами слов:

1) с неодушевленными существительными, не имеющими формы единственного числа: двое ножниц, пятеро саней, трое сymoк;

2) с существительными, обозначающими парные предметы: двое чулок, трое сапог. Параллельные сочетания этих слов с числительными два, три и т.п. указывают на другое количество предметов: двое чулок – это две пары чулок, а два чулка – это два отдельных предмета;

3) с личными местоимениями: "Нас оставалось только трое";

4) при употреблении числительного в роли подлежащего: "Один с сошкой, семеро с ложкой", "Семеро одного не ждут";

5) с существительными дети, ребята: "У меня двое детей".

Смотрите также:

«Русский язык и культура речи». под редакцией профессора В. И. Максимова. Рекомендовано Министерством.ПРЕДИСЛОВИЕ. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях.

Русский язык и культура речи. Речь и взаимопонимание. На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи.

Русский язык и культура речи. Культура речевого общения. Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых.

Русский язык и культура речи. Три основных типа взаимодействия участников диалога в русском языке.Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование.

Читайте так же:
Слоган для магазина мебели

Русский язык и культура речи. Структура речевой коммуникации. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Русский язык и культура речи. Установление (поддержание) деловых контактов.Коммуникативная установкаопределение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.

Русский язык и культура речи. Речь, ее особенности.К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Значительное место в учебнике занимает материал, связанный с культурой речевого общения и с оформлением служебной документации. Учебник нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI в.

Русский язык и культура речи. Общая характеристика стилей. Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его подсистема, которая определяется условиями и целями общения в.

Русский язык и культура речи.Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и.

Имя числительное

Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два, пятьдесят, двести, триста пятьдесят один) и собирательные (оба, двое, пятеро) — отвечают на вопрос сколько?, порядковые — отвечают на вопрос который? (первый, второй, сотый), дробные (одна пятая, три целых, две седьмых). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое число единиц (два, четыре, пятнадцать, полтораста, двести), вторые — неопределённое число единиц; к ним относятся слова мало, немало, много, немного, а также местоименные числительные несколько, сколько, сколько-нибудь, сколько-то, столько.

Содержание

Количественное числительное

Количественное числительное — числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов, три стула, десять дней, несколько лет) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка, трижды десять — тридцать; несколько — это не всякое неопределенное количество: это может быть три, пять, десять, вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь, место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35 местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Простые (состоят из одной основы) например: «один» (1), «два» (2), «три» (3), «восемнадцать» (18) и так далее.

Числительные 11—20, 30 являются простыми по составу. В них содержится одна корневая морфема: например: восем—надцать_ — корень/суффикс/окончание нулевое.

  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88 888).
  1. У числительных с пяти по двадцать, а также «тридцать», мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» — в середине слова.
  2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах — окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах — окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» — окончание А («существует уже триста лет»).
  3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («девятьсот», «девятисотый»).
  4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный», пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»). числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в женском роде), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.
  5. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» — «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» — «трёх пятых» — «трём пятым» — «тремя пятыми» — «о трёх пятых»).
  6. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» — «двести пятьдесят шестого» — «двести пятьдесят шестым»).
  7. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -а; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.
  8. Обратите внимание: числительные «оба» (мужской и средний род) и «обе» (женский род) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» — основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).
  9. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2 3 <3>>> м («одна целая и две третьих метра»).

Другие виды числительных

    : первый, второй, третий и т. д. : числительное, которое обозначает несколько предметов как одно целое. Например: двое друзей, четверо малышей и т. п. [1] : одиночный, двойной, тройной, четырёхкратный и т. д. [2] : единичный, двоичный, шестнадцатеричный и т. д. [3]
  • Дистрибутивное (распределительное) числительное: по одному, по двое, по трое и т. д.  — числительное, обозначающее дробь: три пятых, шесть сотых и т. д. : мало, много, немало, немного, столько, сколько, несколько.

Склонение имён числительных

В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых — только последнее слово: пятьсот шестнадцать — пятьюстами шестнадцатью — пятьсот шестнадцатый.

Падеж12540501001000300оба(обе)
Именительныйодин (первый)два (двое)пятьсорокпятьдесятстотысячатристаоба (обе)
Родительныйодного (первого)двухпятисорокапятидесятистатысячитрёхсотобоих (обеих)
Дательныйодному (первому)двумпятисорокaпятидесятистaтысячетрёмстамобоим (обеим)
Винительныйодного (первого)два (двоих)пятьсорокпятьдесятстотысячутристаоба или обоих (обе или обеих)
Творительныйодним (первым)двумя (двоими)пятьюсорокапятьюдесятьюстатысячейтремястамиобоими (обеими)
Предложныйодном (первом)двух (двоих)пятисорокапятидесятистатысячетрёхстах(об) обоих (обеих)

См. также

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе

Двое учениц или две ученицы, как правильно пишется?

«Двое уче­ниц» или «две уче­ни­цы» — эти сло­во­со­че­та­ния состав­ля­ют чис­ли­тель­ные с суще­стви­тель­ным. Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор чис­ли­тель­но­го, опре­де­лим его раз­ряд по значению.

В рас­смат­ри­ва­е­мом сло­во­со­че­та­нии кон­ку­ри­ру­ют меж­ду собой одно­ко­рен­ные чис­ли­тель­ные «двое» и «два», кото­рые обо­зна­ча­ют чис­ло или коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко?

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор чис­ли­тель­но­го, опре­де­лим его раз­ряд по зна­че­нию. Это име­ет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, так как в рус­ском язы­ке не все чис­ли­тель­ные могут соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми жен­ско­го рода.

Разряд числительного «двое»

В рус­ском язы­ке чис­ли­тель­ные исполь­зу­ют­ся для обо­зна­че­ния чис­ла пред­ме­тов или их поряд­ка при сче­те. В свя­зи с этим раз­ли­ча­ют коли­че­ствен­ные, соби­ра­тель­ные и поряд­ко­вые числительные.

Количественные и соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные исполь­зу­ют­ся для сче­та пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколько?

  • два ябло­ка,
  • три мед­ве­дя,
  • пять­де­сят копеек.

Собирательные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют коли­че­ство пред­ме­тов как сово­куп­ность, например:

  • двое детей,
  • трое маль­чи­ков,
  • пяте­ро провожающих,
  • шесте­ро валенок.

Сочетаемость числительного «двое» со словами

Это чис­ли­тель­ное огра­ни­че­но в сво­ей соче­та­е­мо­сти с суще­стви­тель­ны­ми. Перечислим те сло­ва, с кото­ры­ми может упо­треб­лять­ся соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «двое», а так­же «трое», «чет­ве­ро», «пяте­ро», «шесте­ро», «семе­ро», «вось­ме­ро», «девя­те­ро», «деся­те­ро». Во-первых, это

суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода или назы­ва­ю­щие лиц муж­ско­го пола:

  • двое сту­ден­тов,
  • двое сирот Ваня и Саша,
  • трое рыба­ков,
  • шесте­ро теннисистов;

суще­стви­тель­ные, име­ю­щие фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа:

  • двое носи­лок,
  • трое щипцов,
  • пяте­ро брюк;

суще­стви­тель­ные, назы­ва­ю­щие детей и дете­ны­шей животных:

  • трое детей,
  • пяте­ро ребятишек,
  • трое медвежат,
  • семе­ро козлят.

Во-вторых, соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные соче­та­ют­ся с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми :

  • двое вас,
  • трое нас,
  • их пяте­ро.

В-третьих, эти чис­ли­тель­ные могут упо­треб­лять­ся с при­ла­га­тель­ны­ми или при­ча­сти­я­ми , став­ши­ми суще­стви­тель­ны­ми :

  • двое воен­ных,
  • трое про­хо­жих,
  • трое отды­ха­ю­щих,
  • чет­ве­ро смелых,
  • чет­ве­ро провожающих.

Слово «уче­ни­ца» явля­ет­ся суще­стви­тель­ным жен­ско­го рода. Значит, с этим сло­вом рас­смат­ри­ва­е­мое соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное не соче­та­ет­ся, как и в ана­ло­гич­ных парах слов:

  • две барыш­ни, а не двое бары­шень ;
  • две бале­ри­ны, а не двое бале­рин ;
  • две руки, а не двое рук ;
  • две малыш­ки, а не двое малы­шек .

Исходя из этой нор­мы упо­треб­ле­ния соби­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных с суще­стви­тель­ны­ми, выбе­рем сло­во­со­че­та­ние «две уче­ни­цы» как един­ствен­но правильное.

Две ученицы

Сидели на опушке
На сол­неч­ной полянке,
Две девочки-подружки,
Две юных горожанки.
Звенели пти­чьи трели,
И девоч­ки смотрели,
Как всё вокруг блестело,
Сверкало, шелестело,
Как пле­щут­ся верхушки
Зелёною волною…
Сказали две подружки:
-Как хоро­шо весною!

Агния Барто

Склонение собирательных числительных

Собирательные чис­ли­тель­ные скло­ня­ют­ся как при­ла­га­тель­ные в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла, например:

  • и.п. (сколь­ко?) трое ребят
  • р.п. нет (сколь­ких?) тро­их ребят
  • д.п. рас­ска­жу (сколь­ким?) тро­им ребятам
  • в. п. вижу (сколь­ких?) тро­их ребят
  • т.п. любу­юсь (сколь­ки­ми?) тро­и­ми ребятами,
  • п.п. забо­чусь (о сколь­ких?) о тро­их ребятах.

Однако в кос­вен­ных паде­жах жела­тель­но упо­треб­лять не соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные, а одно­ко­рен­ные количественные:

Таинственное числительное

Собирательные числительные описывают группы людей или животных, то есть существ одушевлённых. Особенность такого рода числительных заключается в том, что они очень разборчивы и «собирают» не всё подряд. У них свои предпочтения, от которых они не любят отказываться, и согласны работать только вместе:

● с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: «трое мужчин», «четверо учеников», «пятеро солдат» (но в этом случае в косвенных падежах их можно заменить числительными, обозначающими целое число, например: «отдать приказ семерым солдатам» — «отдать приказ семи солдатам»);

● с существительными «дети», «люди», «ребята», которые имеют только форму множественного числа: «трое людей», «четверо детей», «пятеро ребят»;

● с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: «семеро козлят», «трое котят»;

● с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов («двое саней», «четверо ворот»).

А вот женщин и взрослых животных эти привередливые числительные «боятся», они ни за что не встанут рядом с ними. Поэтому пьеса Чехова называется «Три сестры», а не «Трое сестёр»; сказка Льва Толстого — «Три медведя», а не «Трое медведей».

По поводу слов «оба» и «обе», которые мы упомянули вначале, у лингвистов и филологов нет единого мнения. Одни относят их к указательным местоимениям в значении «и тот и другой», а другие — к собирательным числительным на том основании, что они по значению близки к числительному «двое».

Когда же следует говорить «оба» или «обе», а когда «двое»? Есть ли вообще между этими понятиями разница? Да, есть, и она весьма существенная. Слово «двое» используют, когда хотят выделить два предмета из бoльшего количества. «Двое котят рыжие, а один — чёрный». А слово «оба» нужно для того, чтобы подчеркнуть, что предметов только два: «У кошки два котёнка и оба — рыжие».

В отличие от остальных собирательных числительных, числительные «оба»(«обе») не столь привередливы. Они могут сочетаться как с одушевлёнными, так и с неодушевлёнными предметами и охотно «привечать» слова и мужского, и женского рода: «Катя и Даша качались на стульях и сломали их. Обе девочки отнесли оба стула в починку». Благодаря такой способности мы можем «смотреть в оба глаза» (или просто «смотреть в оба») и голосовать за что-то, что кажется нам правильным, «обеими руками». Такая «неразборчивость», конечно, на руку тем лингвистам, которые считают, что перед нами не числительные, а указательные местоимения.

Слова «оба»(«обе») могут изменяться по падежам (это «умеют» и числительные, и указательные местоимения): «у обоих мальчиков», «у обеих девочек»; «к обоим мальчикам», «к обеим девочкам»; «с обоими мальчиками», «с обеими девочками». А в сочетании с существительными в винительном падеже они принимают окончание именительного или родительного падежа, в зависимости от того, идёт ли речь о ком-то живом или о каком-то предмете: «вижу оба стола» — «вижу обоих всадников», «вижу оба дома» — «вижу обеих сестёр», «вижу обе книги». Зато эти числительные совершенно не терпят, когда их пытаются поставить во множест-венном числе, как это однажды проделал Козьма Прутков. Прочитайте, чтобы знать, как поступать не нужно:

Фриц Вагнер, студьозус из Иены,
Из Бонна Иеронимус Кох
Вошли в кабинет мой с азартом,
Вошли, не очистив сапог.

«Здорово, наш старый товарищ!
Реши поскорее наш спор:
Кто доблестней: Кох или Вагнер?» —
Спросили с бряцанием шпор.

«Друзья! вас и в Иене и в Бонне
Давно уже я оценил.
Кох логике славно учился,
А Вагнер искусно чертил».

Ответом моим недовольны:
«Решай поскорее наш спор!» —
Они повторили с азартом
И с тем же бряцанием шпор.

Я комнату взглядом окинул
И, будто узором прельщён,
«Мне нравятся очень… обои!» —
Сказал им и выбежал вон.

Понять моего каламбура
Из них ни единый не мог,
И долго стояли в раздумье
Студьозусы Вагнер и Кох.

Немудрено, что Вагнер и Кох были в замешательстве. Числительные (или указательные местоимения) «оба»(«обе») обозначают множественное число, совсем незачем присоединять к ним ещё и окончание «и».

Ещё числительные «оба»(«обе») не признают соседства с существительными, не имеющими единственного числа. С теми, которые обозначают предметы, всегда состоящие из двух частей и «не работают поодиночке»: ножницы, клещи, щипцы и т. д. Нельзя сказать «оба ножницы», потому что, во-первых, будет непонятно, идёт ли речь об обоих инструментах или об обеих половинках одних ножниц, а во-вторых, существительное «ножницы» из-за своей «двойственности» не имеет рода и непонятно, с какой именно из двух форм числительных оно могло сочетаться. Поэтому если девочка и мальчик пойдут в магазин и купят: одна — две юбки, а другой — двое брюк, то мальчик не сможет сказать: «Ах, как мне нравятся оба мои новые брюки!» А вот девочка имеет полное право воскликнуть: «Мне очень нравятся обе мои новые юбки!»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector