Лексическая тема Мебель
Лексическая тема «Мебель»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: мебель, диван, тахта, софа, кровать, шкаф, комод, стол, стул, кресло, табурет, полка, тумбочка, сервант, горка, трюмо, пуфик, гарнитур, мебельная фабрика, магазин, столяр; прилагательных: деревянная, пластмассовая, кожаная, велюровая, стеклянная, зеркальная, компьютерная, кухонная, обеденная, детская, твердая, мягкая, жесткая, железная, красивая, удобная, комфортная, современная, офисная, чистая, грязная, старинная, большая, маленькая; глаголов: сидеть, лежать, кушать, обедать, работать, читать, писать, отдыхать, спать, вешать, ставить, пилить, спилить, распилить, отпилить, просушить, продать, купить, чистить, вытирать, протирать; наречий: красиво, чисто, удобно, уютно, комфортно, мягко, приятно, светло, грязно, темно.
Игры и упражнения
Игра «Один — много».
стол — столы – много столов;
стул — стулья и т.д.
«Повтори слова».
шкаф — шкафчик — шкафчики;
стол — столик — столики;
стул — стульчик — стульчики и т.д.
Упражнение «Скажи ласково». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (стул-стульчик).
Шкаф — шкафчик Стол – столик
Стул — стульчик Кровать —
Игра «Скажи наоборот»
Старая — новая взрослая — детская
большая — маленькая тяжелая — легкая
мягкая — жесткая грязная — чистая
старинная — современная модная и т.д.
Игра «Чего не бывает?»
Стола без крышки, стула без спинки,
шкафа без дверцы,кресла без подлокотника,
дивана без сиденья, телевизора без экрана,
серванта без полок и т.д.
«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.
На доске картинка с изображением комнаты.
Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки.
Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д.
Рассказ-описание «Стул».
«Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит, из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят».
Психоречевая гимнастика «Один — одна»:
диван — кровать; стул — полка;
шкаф — скамейка; сервант — тахта.
«Что с чем и с кем дружит?» Ребёнку надо дать полный ответ.
Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со стулом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
Скажи «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
Шкаф сделан из дерева. Какой шкаф?
Кровать из дерева — .
Стол сделан из стекла. Какой стол?
Полка из стекла — …
Стул сделан из пластмассы. Какой стул?
Кресло сделано из кожи. Какое кресло?
Диван сделан из велюра. Какой диван?
Кресло из велюра — .
Мебель для кукол. Какая мебель?
Мебель для спальни? Какая мебель?
Мебель для кухни. Какая мебель?
Мебель для гостиной. Какая мебель?
Упражнение «Посчитай до пяти». Согласование числительных с существительными
(1 стул — 5 стульев).
Согласование числительного и наречия «много» с существительными в роде, числе (много кресел, 5 табуреток).
Выучи стихотворение. Назови мебель, которая перечисляется в нем. Расскажи о том, какая это мебель (опиши ее).
Конспект НОД по развитию речи
«Словарный тренинг – мебель»
1.1. Обогатить и активизировать словарь детей по теме «Мебель»: закрепить названия предметов мебели, побуждать пользоваться словами-антонимами при сравнении предметов, формировать навык словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
1.2. Совершенствовать грамматический строй речи: правильно согласовывать в речи существительные и предлоги (рядом, около), упражнять в употреблении существительных родительного падежа единственного числа.
1.3. Стимулировать употребление в речи предложений с союзом чтобы.
1.4. Побуждать ребенка повторять за взрослым правильные речевые конструкции.
2. Развивающие задачи:
2.1. Способствовать развитию мыслительных операций, таких как: сравнение, обобщение, классификация.
2.2. Развивать речевые умения и навыки при ответе на вопросы воспитателя.
3. Воспитательные задачи:
3.1. Воспитывать произвольность на занятии.
3.2. Формировать умение слушать инструкции взрослого, ответы других детей.
3.3. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другому.
Материалы: кукла, предметы мебели: диван, кровать, кресло, стол, стул, шкаф, табуретка; грузовая машина, ширма комнаты, магнитофон, мольберт, картинки «Чего не хватает?», мяч, зашумленные картинки.
Словарь:
Существительные: мебель, магазин, стол, машина, стул, диван, кресло, шкаф, табурет, столик, стульчик, диванчик, шкафчик, спинка, сиденье, ножки, дверь.
Прилагательные: старая, новая, широкая, узкая, большая, маленькая, высокая, низкая, грузовая.
Глаголы: купить, привезти, сидеть, спать, отдыхать, лежать, складывать, кушать, рисовать, писать.
Предлоги: рядом, около.
Ход:
1. К нам пришла кукла Катя. Сегодня у Катюши новоселье. Она переезжает в новую квартиру и попросила нас помочь купить новую мебель. Поможем Катюше?
— Назовите, какую мебель вы знаете?
— А в нашей группе есть мебель?
— Ребята, а где можно купить мебель?
— А как называется магазин, в котором продается мебель?
— Значит, мы с вами отправляемся в мебельный магазин. Проходите за мной.
2. Дети стоят вокруг стола.
— Что вы видите в магазине?
— Как назвать одним словом?
— Сейчас мы будем покупать предметы мебели и говорить что это? Зачем нужен?
— Послушайте, сначала я сделаю покупку: Я купила кровать. Кровать нужна, чтобы спать.
Все дети покупают предметы мебели и грузят их в грузовую машину.
— Все дети сделали покупки! А теперь нужно расставить мебель в Катину комнату. Дима, ты будешь шофером. Поехали: би-би!
— А вот и комната куклы Кати. Садитесь на стульчики, будем разгружать машину.
3. – Лена, поставь стол в середину комнаты. Расскажи, что ты сделала?
— Марина, поставь стул около стола. Где стоит стол?
— Максим, поставь диван рядом с окном. Где находится диван?
— Дима, поставь кровать около картины. Куда ты поставил кровать?
— Ангелина, поставь стул рядом со столом. Что ты сделала?
— Саша, поставь шкаф около полки. Где стоит шкаф?
— Какая красивая комната получилась! Давайте подарим Катюше стихи!
Сильно захотелось спать? В спальне ждет тебя (кровать).
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле).
Мы с вареньем чай попьем за обеденным (столом)
Приятно будет милой маме отдохнуть на мягком (диване)
Кофту, брюки, теплый шарф, аккуратно сложим (в шкаф)
Физкультминутка: Мы хорошо потрудились, а теперь отдохнем. Кукла Катя приглашает всех на веселый танец.
4. Дети стоят около мольберта, на мольберте картинки.
— Мы купили в магазине новую мебель, а посмотрите на картинки. Это какая мебель? (Да, она сломанная, значит, какая? – старая.)
— Что это? Стол. Стол без чего? (без ножки)
— Что это? Стул. Чего у стула не хватает? (спинки)
Что это? Шкаф. Шкаф без чего? (без дверцы)
Что это? Кресло. Чего у кресла не хватает? (сиденья)
— Это какая мебель? (старая), а в магазине продается мебель какая? (новая)
Для взрослых мебель большая, а для детей (маленькая).
Кровать для взрослых широкая, а для детей (узкая).
Стол для взрослых высокий, а для детей (низкий).
5. Дети проходят на стулья.
— Мы купили в магазине стул и табурет. Давайте сравним их.
— Зачем они нужны?
— Чем похожи? Что есть у стула и у табурета?
— А что есть у стула, чего нет у табурета?
— А где удобнее сидеть: на стуле или табурете? Почему?
6. Игра «Скажи ласково» (с мячом).
— Стул, а скажи ласково (стульчик).
— Шкаф, а назови ласково (шкафчик).
— Диван, а скажи ласково (диванчик).
— Полка, назови ласково (полочка).
— Тумба, скажи ласково (тумбочка).
— Стол, назови ласково (столик).
7. – А у меня есть картинка-загадка. Какие предметы мебели вы видите? А ты что увидел? Кто самый внимательный? Как назвать одним словом эти предметы?
8. Рефлексия: — Кому мы сегодня помогали? Что мы купили для Катюши? Вечером дома расскажите родителям как мы с вами играли.