Archprokachka.ru

Арт Прокачка
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первые шаги — подготовительные задания. Фонетический, звуко-буквенный разбор слова ящерица: схема, транскрипция слова на русском языке

Первые шаги — подготовительные задания. Фонетический, звуко-буквенный разбор слова ящерица: схема, транскрипция слова на русском языке

Для быстрого деления слов на слоги в режиме онлайн воспользуйтесь формой ниже. В текстовое поле можно вводить несколько слов через пробел или запятую. При нажатии кнопки «Разделить на слоги» результат будет показан мгновенно в текстовом поле. Форма предназначена для выделения слогов только в русских словах, набранных русскими буквами.

Форма удобна для случаев, в которых требуется разбить много слов на слоги без деталей и справочной информации. Если нужно узнать, сколько и какие слоги есть в словах, какие есть варианты переноса, то воспользуйтесь формой поиска или подберите слова по количеству слогов в них:

Примечание.
1. Не используйте результат деления слов на слоги для определения мест переноса слов. Деление на слоги и выделение мест переноса слов не всегда одно и то же. На нашем сайте подробно объясняется разница (пункты 4-5 из правил деления на слоги).
2. Деление на слоги производится с учётом правил школьной программы. Некоторые правила могут отличаться от правил институтской программы и школ с углублённым изучением русского языка. По этой причине в отдельных случаях слоги могут быть выделены не в соответствии с вашими знаниями о правилах деления слов на слоги.

Слогом называется один гласный звук или сочетание одного гласного с одним или несколькими согласными. Другими словами: гласные звуки образуют слоги, согласные звуки только в соединении с гласным образуют слог. Для запоминания может помочь небольшая шпаргалка: гласные — «гласят», согласные — «согласуются». Например: в слове собака выделяют три слога со-ба-ка (гласные: о, а, а, согласные: с, б, к), слове Азия — три слога А-зи-я (гласные: а, и, я, согласный: з).

Слоги, состоящие из двух и более звуков, бывают открытые и закрытые. Открытые слоги оканчиваются на гласный звук: во-да, тра-ва, ро-ди-на. Закрытые слоги оканчиваются на согласный: ком-байн, кор-ка, жел-теть.

Выделяют прикрытые слоги, начинающиеся с согласного, и неприкрытые, начинающиеся с гласного. Примеры: ко-ра (оба слога прикрытых), я-бло-ко (один неприкрытый, два прикрытых).

Сколько слогов в слове?

Слова состоят из слогов. Исходя из определения слога, количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков. Школьные учителя русского языка часто говорят: «Сколько гласных — столько слогов».

Пример: сне г — один слог, чи та ть — два слога, ра бо та — три слога, дли но шеее — пять слогов.

Еще примеры слогов:

  • вода — слоги во и да ;
  • читала — слоги чи , та , ла ;
  • я — слог я ;
  • вешние — слоги ве , шни , е ;
  • стул — слог стул , в слове один слог, состоящий из одного гласного и трёх согласных звуков.

Слог является минимальной частью слова при произнесении, если не учитывать вырожденные случаи, когда требуется произносить слово по буквам. Отсюда известные выражения: читать по слогам, произносить по слогам. Слог, как звук и ударение, относится к разделу фонетики.

В русском языке есть слова без слогов, то есть состоящие только из согласных. Ярким примером таких слов служат звукоподражательные слова. Например: хм, т-с-с-с, тр-тр-тр.

б ольш о й Этот скрипт позволяет делить слова на слоги. Помните, что правила разделения слов на слоги и правила переноса — это разные правила.

Как разбивать слово на слоги

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками. Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать , а деление слова для переноса — уез-жать .
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова: два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Читайте так же:
Срок эксплуатации стула офисного

Слова делятся на слоги. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать , а деление на части для переноса — уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса словПримеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются.Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог.О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву.От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву.По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится.Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы .Разы -скать.

В этой статье вы найдете информацию о том, как сделать фонетический разбор слова — ЯЩЕРИЦА.

Не все знают, что такое фонетический разбор слова. В русской грамматике под этим понятием имеют в виду характеристику звуковой составляющей. Причем слово надо разбить не просто на буквы, а на звуки. Звуков гораздо больше, чем букв. Ведь некоторые буквы обозначают два звука. Давайте далее узнаем, как разобрать слово — ЯЩЕРИЦА на звуки в подробностях.

Сколько слогов, букв, звуков, звука А в слове ЯЩЕРИЦА: схема, транскрипция слова на русском языке

Как уже упоминалось выше, между буквами и звуками существует большая разница. Прежде, чем осуществить фонетический разбор, рассмотрим немного теорию вопроса.

Что представляют собой буквы? Это символы, которые употребляют в письме. С помощью букв формируют слова в тексте. Они применяются для визуального изложения слов, человек воспринимает написанное глазами. Эти символы можно читать. А когда чтение происходит вслух, то вот тут уже образуются звуки. Точнее буквы сливаются в слоги, а слоги в слова. Всего в русском языке насчитывается тридцать три буквы в алфавите. Принято русский алфавит называть — кириллицей. Даже первоклассники знают, в какой последовательности расположены буквы в алфавите благодаря урокам русского языка.

В алфавите русской грамматики имеются гласные и согласные буквы. Точнее — десять гласных и двадцать одна согласная буква. Еще в его состав входят мягкий знак и твердый знак. С их помощью подчеркивают мягкость или твердость согласного звука.

Вот и подобрались ближе к понятию — звуки. Они представляют собой голосовую речь. Благодаря им формируются слова воедино. Звуки, как и буквы бывают гласными, согласными. Когда делают фонетический разбор слова, анализируют именно их.

Читайте так же:
Хороший столярный клей для ремонта стула

Некоторые буквы состоят из двух звуков. В частности:

  • Буква Е состоит из звука Й и звука Э
  • Буква Ё состоит из звука Й и звука О
  • Буква Ю состоит из звука Й и звука У
  • Буква Я состоит из звука Й и звука А

Очень интересно, что если гласная безударная, то такие буквы, как Е и Я имеют звук Й и звук И записывают их как: [ЙИ]

Звуки необходимо слышать, ведь их произносят не так, как пишут. Пример такого свойства:

  • Слово — детские. Согласные буквы Т, С, как правило, сливаются в один звук Ц.

Теперь разберем слово ЯЩЕРИЦА

Транскрипция данного слова выглядит следующим образом:

Буква Я — имеет два звука мягкий [Й’ ] — сонорный согласный, звонкий, непарный и мягкий звук[А] (гласный, ударный).
Буква Щ — [Щ’ ] — шипящий согласный, глухой и мягкий, непарный.
Буква Е — [И] гласный и безударный
Буква Р — [Р ’ ] — сонорные согласный звук, непарный звонкий и мягкий
Буква И — один звук [И] (гласный ибезударный)
Буква Ц — [Ц] один звук согласный, непарный глухой и твердый
Буква А — [А] гласный и безударный.

Как видите в слове имеется семь букв, восемь звуков.

ВАЖНО : Гласная буква (Я, Ю, Е, Ё) вначале слова всегда дает два звука, так как она является йотированной. В слове ящерица применялось это правило.

Куда падает ударение в слове ЯЩЕРИЦА?

В данном слове ударение падает на Я — на первый слог . Всего в слове — четыре слога. Главной фонетической составляющей является правильное и четкое проговаривание гласных звуков в тех слогах, на которые падает ударение. Их, как правило, выделяют именно продолжительным звучанием и неискаженностью. Благодаря этому четко можно услышать, какую букву писать в этом слове, к примеру: Е или И. Легче и делать фонетический разбор ударного слога. В грамматике такое положение гласной называется сильной позицией. Остальные гласные в слове имеют слабую позицию.

При звуковом анализе :

  • гласный слог, на который падает ударение (сильная позиция) проговаривается четко с более длительным звучанием.
  • безударный слог с гласной буквой (слабая позиция) читается без определенной интонации, звучит не так четко, как ударный.

Как видите, сделать фонетический разбор слова не так уж и сложно. Главное знать некоторые правила русской грамматики и все звуки, которых 42 в русском языке.

Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов

ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; развивать речевой слух; анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели; ввести в активный словарь учащихся термин «слог» и слово с труднопроверяемым написанием — лисица.

• учащиеся научатся выделять слоги в словах, анализировать слоговые модели слов, соотносить слово с его слоговой моделью.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику, цифровой веер, карточки со словами улитка, ручка, кузнечик, дождь, слоговые модели слов.

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Работа по учебнику (с. 33, упр. 4)

— Прочитайте слова, которые вам удалось составить из предложенных слогов.

Посчитайте количество слов, которые вы записали.

Попробуем определить, кто больше составил слов из данных слогов.

3. Актуализация знаний

— Прочитайте самостоятельно слова.

image117

— Используя цифровой веер, покажите количество слогов в слове улитка (3), в слове ручка (2), в слове кузнечики (4), в слове дождь (1).

Запишите слова в столбик в порядке увеличения в них слогов.

Способ проверки: Расположите карточки со словами в порядке увеличения в них слогов. (Дождь, ручка, улитка, кузнечики.)

Расскажите, какие способы определения слогов в слове вам известны.

Познавательная задача урока — как определить, сколько в слове слогов. На уроке мы будем упражняться в умении выделять слоги в слове разными способами, работать со слоговыми моделями слов, соотносить слова с их слоговыми моделями.

5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Словарный диктант с комментированием.

Воробей, карандаш, пенал, ворона.

— Поставьте в словах ударение. Разделите слова вертикальной чертой на слоги.

Постарайтесь определить, какому слову какая модель соответствует.

image118(Ворона.)

Работа над новым словарным словом.

Работа с ПК. Тема «Слово и слог. Словарная работа»

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лисица.)

Лисица — это хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

— Определите количество слогов в слове лисица.

Произнесите ударный слог в слове лисица?

Постарайтесь определить, какая схема соответствует слову.

— Запишите слово лисица в тетрадь.

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 34, упр. 5)

— Постарайтесь прочитать считалку выразительно.

Разыгрывание сценки: дети «считаются», произнося слова считалки по слогам.

— Соотнесите схемы со словами считалки: найдите в считалке слова, которые могут по своей структуре подойти к каждой модели.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 34, упр. 6)

Произнесите название предметов по слогам с целью определения в них слогов.

Запишите слова в указанном порядке: сначала слово, в котором один слог, потом слово, в котором два слога, затем слово, в котором три слога. (Стул, заяц, пенал, воробей.)

— Составьте предложение со словом из трёх слогов.

Заслушиваются ответы учащихся. Письмо предложения с комментированием.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 35, упр. 7)

— Прочитайте начало сказки. Назовите сказку. Постарайтесь вспомнить события этой сказки.

Совместная деятельность учащихся друг с другом. Разыгрывание сценки.

Читайте так же:
Стулья разбегаются как тараканы

— Спишите первые два предложения. Слова первого предложения разделите вертикальной чертой на слоги.

6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 35) «Проверь себя».

7. Самостоятельная работа

Индивидуальное задание по вариантам.

1. Выпиши слова, которые нельзя разделить на слоги.

Щука, друг, медвежонок, шмель, стриж.

2. Выпиши слова, которым соответствует модель слова.

Карта, дорога, лисичка, адрес.

image122

1. Выпиши слова, в которых два слога.

Лошадь, дверь, окно, тетрадь, ласточка.

2. Соотнеси схемы слов со словами.

image125

8. Домашнее задание

Выполнить по учебнику письменное задание на с. 35, упр. 7, по рабочей тетради на с. 17, упр. 4.

9. Подведение итогов урока

— Как узнать, сколько в слове слогов?

Какие слова нельзя разделить на слоги? Приведите примеры. Расскажите всё, что вы знаете о слоге.

— Постарайтесь закончить предложения.

Сегодня на уроке я учился .

У меня возникли сложности .

Мне было интересно выполнять задание .

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Правило деления слов на слоги в русском

Слоги — это части, на которые слово делится в процессе устной речи. Когда мы произносим слово, то получается несколько выдыхательных толчков воздуха — это как раз и есть произношение по слогам: ко-шка. Два толчка воздуха при выдыхании — два слога: во-да. 3 толчка воздуха — три слога: на-у-ка.

В слове выделяют такое количество слогов, сколько в нем звуков из голоса, то есть гласных: лист — 1 слог, но-ра — 2 слога. В слоге может быть самое разное количество букв, но одна обязательно должна быть гласной.

В слове может быть разное количество слогов. Бывают односложные, двусложные, трехсложные слова и многосложные слова: лист (1 слог), но-ра (двусложное слово), у-е-зжать (трехсложное).

Слог может состоять из одного гласного звука или сочетания гласного и согласного: а-ба-жур. Даже один гласный звук — это уже слог. А вот один согласный не является слогом. Как же разделить слово на слоги? Важно понять главный принцип: если в слог входят гласный и согласный звуки, то начинается он всегда с согласного: но-чник, стра-на.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

Сколько слогов в слове КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ?

В материале рассматриваются вопросы слогоделения и деления слов для переноса.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravila_deleniya_na_slogi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правила деления на слоги. Правила переноса слов

Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса .

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый ( рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). См. подробно: Как делать морфемный разбор слова? .

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных) : ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] ( сонорные ): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить . Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать , а деление слова для переноса — уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
  • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й : мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Правила переноса в русском языке

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы ), желательно не разбивать приставку переносом ; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный , без-ответственный и бе-зответственный ; раз-очарованный и ра-зочарованный ; без-аварийный и бе-заварийный .

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы , то переносить часть слова, начинающуюся с ы ,не разрешается.

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум .

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить , а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение .

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры , как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104 .

12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

  • многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

  • Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе .

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во .

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»

Задание: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

Справочный материал ниже поможет узнать, как правильно разбивать слово на слоги. Показаны простые и сложные примеры.

Правила 1, 2, 3 обычно изучаются в школе.

1 Слог состоит из гласного звука или из связки гласного и согласного. Согласный звук слога не образует.

Верно: а-ист, метр .
Неверно: аи-ст, мет-р .

2 Если слог состоит из двух и более звуков, то он начинается с согласного.

Верно: ло-па-та, а-у-ра .
Неверно: лоп-а-та, ло-пат-а, а-ур-а .

3 Буквы й, ь, ъ отходят к предыдущему слогу.
Верно: слой-ка, поль-ка .
Неверно: сло-йка, по-лька .

Правила 4, 5 и 6 обычно изучают в институте и в гуманитарных классах.

4 Деление на открытые и закрытые слоги.
а) Слог в середине слова обычно оканчивается на гласный звук (открытый слог), а согласный или группа согласных после гласного отходят к последующему слогу.

Верно: ве-сна, по-чта .

б) Закрытые слоги в середине слова могут образовывать лишь непарные звонкие согласные (сонорные) [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

5 Два согласных, обозначающих один звук, нельзя разнести в разные слоги.

Верно: и-зжить, у-е-зжать (зж обозначают звук [ж:]).
Неверно: из-жить, уез-жать (неверное деление на слоги, но верный перенос слов!).

Верно: мы-ться, вьё-тся (тс/тьс обозначают звук [ц:]).
Неверно: мыть-ся, вьёт-ся (неверное деление на слоги, но верный перенос слов!).

6 Два одинаковых согласных в середине слова относятся к последующему слогу.

Верно: кла-ссный, о-ття-нуть .
Неверно: клас-сный, от-тя-нуть (неверное деление на слоги, но верный перенос слов!).

Примечание. Во многих школьных программах деление на слоги вес-на, поч-та, ко-рка, у-ез-жать, мыть-ся, клас-сный будет считаться правильным.

Работа над слогом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внимательно слушайте мою инструкцию. Прочитайте слоги в таблице (таблица 1):

— в красном квадрате;

-слева от красного квадрата;

-слог, который находится в зелёном квадрате;

-справа от жёлтого квадрата;

— вторая строка сверху, второй квадрат справа

Дети самостоятельно составляют слоговые загадки по слоговой таблице. (Таблица 2)

Мы знаем секрет правильного деления слов на слоги. Вспомним его.

(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Вывод: чтобы правильно делить слова на слоги, надо хорошо знать гласные. Назовите их.

Развитие слогового анализа.

Прочитайте слова, назовите гласные и разделите слова хлопками на слоги.

Рысь, узор, капелька, дождь, заноза.

Развитие слогового анализа

Расселите слова в домики.

стул, шкаф, кровать, диван, тарелка, кастрюля, сковорода.

Подберите обобщающее слово к словам из первого и второго столбика?

К словам третьего столбика.

Какое слово лишнее? Почему?

К какой группе его можно отнести?

Развитие слогового анализа, работа в тетрадях.

Запишите под диктовку слова в три столбика:

1 столбик – слова, состоящие из одного слога,

2 столбик – из двух слогов,

3 столбик – из трёх слогов.

стол, рыба, уронил, мяч, пружина, трава, школа, сухари, бант.

Самостоятельно запишите по одному слову в каждый столбик.

Развитие операции словообразования.

ключ, гвоздь, шарф.

Вывод: слог-это часть слова.

Запись слогов.

Послушайте слово и цифру, которая обозначает номер слога. Запишите нужный слог. Например: конфета — 3, записываем слог «та».

лимон – 2, картина – 3, крыша – 1, ели – 1, мячик – 2.

Развитие слогового синтеза.

Упражнение «Разрушенные слова».

Слоги в словах перепутались: ка, бул; док,гу; зы,ка,му; буш, из, ка.

Расставьте слоги в правильном порядке и запишите слова.

Вывод: если из слова убрать слог или переставить слоги местами, то слово разрушится.

Тайна образования слов из слогов состоит в том, что каждый слог должен быть на своем месте.

Правило переноса слов с одной строки на другую.

На доске: коле- ко-

Для чего нужно уметь правильно делить слова на слоги?

Вывод: чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.

Разделите слова для переноса:

ав- авто- ра- рабо- стул ежи

тобус бус бота та

Почему слова «стул» и «ежи» записали на одной строке.

Вывод: эти слова не делятся для переноса.

Вывод: слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

Развитие слогового синтеза.

Игра «Найди лишнее слово»

чайка, ужи, лодка, бегемот

кот, юла, сом, лось

Что общего в этих словах?

Развитие орфографической зоркости.

Игра «Найди ошибку»

На доске: пал-ьто, карт-ина, ма-йка, со-ба-ка.

Разделите хлопками слова на слоги и сделайте вывод о том, как переносятся слова с ь, и й.

Вывод: ь знак и «й» отрывать от буквы и переносить на другую строку нельзя.

Слова «мальчик» и «двойка» разделите для переноса.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Игра «Новые слова»

(Составь новое слово из слогов, обозначенных цифрами)

Осы (1) + ясень (2) = осень

Дорога (1) + подожди (3) = дожди

Самовар (2) + воробей (2) + розы (2) = морозы

Дерево (1) + картина (2) = дети

Луна (1) + пружина (2) = лужи

Прочитайте полученные слова. Из данных слов устно составьте предложения. Примерные предложения:

На дорогах лужи.

Дети бегают по лужам.

Сегодня мы раскрыли тайны слогов:

1 тайна: чтобы правильно делить слова на слоги надо знать гласные.

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

2 тайна: переставлять слоги местами или пропускать слог нельзя – слово разрушится.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector