Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков
Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать мягкий знак в словах писать!
Выполни задания
Ь — показатель мягкости в конце слова
1. Вставь нужные по смыслу слова.
Юра________сливу. В лесу растёт _________ . (ель, ел)
У Юли___________. Тётя, _____________ рыбу! (жарь, жар)
2. Вставь, где нужно Ь. Обозначь орфограмму.
Маз_, стол_, кисел_, рис_, рыс_, куст_, осен_, хлеб_, голуб_, учител_, лос_.
3. Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Много — один. Много — один Много — один
Звери — ___________. Медведи — _____________. Кони — __________.
дожди — ___________. Площади — ____________ . Дни — ___________.
Рыси — ____________. Тетради — _____________. Лоси — __________.
гвозди — ___________. Журавли — _____________. Олени — __________.
Ь – показатель мягкости согласных в середине слова
4. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.
Пузырёк — ______________, уголёк — _____________, хорёк — ___________,
Пенёк — ______________, зверёк — ______________, денёк — ______________,
5. Допиши подходящие по смыслу слова с Ь в середине слова.
Жаркие____________, Маленький______________, указательный___________.
6. Вставь, где надо, Ь.
Доржен_ки, бол_шая, бул_ка, корол_ки, пес_ня, крол_чата, Олен_ка, фиал_ка, сел_ское, дал_ний, Кос_тя, пал_цы, рыбал_ка, суд_ба, вешал_ка.
Ь-разделительный
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласного перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Например: платье, ружьё, ручьи, вьюга. |
Весёлая «запоминалка»
Деревья, сучья и ручьи,
Чьи, перья, крылья, воробьи.
Семья, и братья, и жильё
Скамья, и листья, и бельё,
колосья, вьюга и ружьё,
Варенье, пьеса и копьё—
В таких словах стою, друзья,
Я перед Е, Ё, И, Ю, Я.
Выполни задания
1. Прочитайте слова. Подчеркните слова с ь-разделительным.
Осень, осенью, деньки, здоровье, стулья, мальчик, крылья, братья, окуньки, семья, окунь, льёт, деревья, огоньки, листья, вьюга, сосулька, вьюн, друзья, пьёт, платье, дочерью, угольки, заячьи, елью, перья, осень, волчьи, вьёт.
2. Запишите слова во множественном числе.
Крыло — ________, брат — __________, соловей — _____________,
Стул — __________, сучок — _________, муравей — _____________.
3. Запишите однокоренные слова с ь- разделительным.
Варить — __________, учить — _________, сидеть — ____________,
Уметь — ___________, солить — _________, гулять — ____________.
4. Ответьте на вопросы. Обозначьте орфограмму «ь-разделительный».
Когда загораются звёзды?_________________________________.
Чем заставили комнату?__________________________________.
Как заливается соловей?__________________________________.
Чем покрыли стол?_____________________________________.
Когда улетают лебеди?___________________________________.
5. Запишите слова в два столбика. Укажите условие выбора.
Письмо, пьют, коньки, семья, рыбьи, капельки, сильный, оладьи, колокольчик, певунья, просьба, хлопья, кольцо, ученье, скользко, Дарья, пальчик, жильё, ручьи, деньки, собачьи, крыльцо, цепью, льдина, Ульяна, беличьи, большой
СЛОГИ
Слоги – это звуки слова, которые мы можем произнести на одном дыхании, одним толчком воздуха. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов |
1. Красным карандашом, обозначь все гласные буквы. Подчеркни слова, которые состоят из одного слога. Остальные слова раздели на слоги вертикальной линией.
Урок, погода, среда, стул, шарф, ковёр, язык, стол, окно, лён, мой, море, моя, май, свой, своя, Зоя, дом, ёлка, сыр, моё, имя, Аня, он, река, они.
2. Напиши слова в 2 столбика. По какому признаку распределишь? (Подсказка: красным карандашом обозначь гласные красным карандашом)
Мимоза, язык, глаза, зайка, заколка, волосы, голосок, змея, зима, знаки, носик, зеркало, заноза, загар, заря, ария, горы, узоры, морозы, утёнок.
Докажи условие выбора слов (в обоих столбиках, раздели слова на слоги вертикальной линией)
3. Придумай и напиши по 6 слов в три столбика. В первый столбик – слова, состоящие из одного слога, во второй – слова, состоящие из двух слогов, в третий – слова, которые состоят из трех слогов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Поставь в словах ударение
Ударение
В каждом слове один гласный произносится дольше других. Это ударный гласный . Остальные гласные звуки в слове безударные. |
! В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё
1. Поставь в словах ударение. Напиши в 2 столбика .
Мама, рука, школа, стена, атлас, потом, парта, коза, доска, окно, окна, утка, тряпка, замок, мою
· Какие слова написали в оба столбика?
· Допиши по 1 слову в каждый столбик.
2. Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Соедини слово со схемой .
Цыплёнок | Бегемот | Крокодил |
Ягоды | Рубашка | Утёнок |
Ботинки | Уточка | Килограмм |
Косточка | Сантиметр | Палочка |
Километр | Радуга | Суббота |
Дедушка | Работа | Гусёнок |
Перенос | Бабушка | Музыка |
Кормушка | Тракторист | Машина |
Переход | Слонёнок | Чтение |
Пение | Колесо | Прогулка |
3. Прочитай слова
Подчеркни слово с правильным ударением
Перенос слова
— Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: пар-та, пе-нал. — слог из одного слога не переносится: шёл, день, пой. — Слог из одной буквы не переносится: иду, Зоя, Оля. -Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта-жи, ра-дио. -Букву й при переносе нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: чай-ник. -Букву Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы: паль-чик, конь-ки. —Слова с удвоенными согласными надо переносить так: рус-ский, жуж-жит. — При переносе соблюдай границу между приставкой и корнем! Переноси: раз-го-во-рил-ся, пе-ре-прыг-нул, подъ-ём-ник, по-дру-жил-ся. |
1.Прочитай. Подчеркни слова, которых нельзя перенести.
Вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа, ели, ёлки, берёза, кедр.
2. Измените слова по образцу. Напишите их, разделяя для переноса.
Образец: гараж – га-ражи, гара-жи.
Девочка — _____________________________, стриж — _______________________,
Портфель — ____________________________, юноша — _______________________,
Удочка — ______________________________, камень — ______________________,
Поставь во всех словах ударение.
3. Вертикальной линией разделите слова на слоги. Запишите разделяя на слоги для переноса.
Илюша — ________________, жаркие — ________________, ягода — _______________,
Осина — _________________, озёра — ______________, учитель — ________________,
Охотник — _______________, платье — _____________, гостья — __________________.
4. Запишите слова, разделяя их для переноса.
Лужайка — _______________, ручейки — _______________, чайки — ______________,
Скамейка — _______________, стройка — _______________, стайка — _____________,
Россия — _________________, перрон — ________________, хоккей — _____________,
коллектив — _______________, Юлия — ________________, огоньки — _____________,
Осенью — _________________, массаж — _______________, Алёша — _____________.
5. Раздели на слоги для переноса слова с приставками. Выдели приставку.
Пробежать — ______________, запрятать — _____________, заплакать — ___________,
Разлетелись — _______________, погреться — _______________, подЪём — _________,
Присниться — ________________, поехать — _______________, слететь — __________,
Дослушать — _________________, ожить — ________________, поход — ___________,
Поглядеть — _________________, доплатить — ______________, запись — __________,
Покрасить — _________________, оттащить — ______________, принёс — __________,
Прибрежный — _______________, запел — _______________, перелил — ____________.
Части речи
Имя существительное
Слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто? что? – имена существительные. |
! Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?
(что?) – тетрадь, карандаш, метель, роса.
! Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?
(кто?) – мальчик, курица, бабочка, щука.
Выполни задания
1. Запиши в два столбика.
Машина, человек, дерево, тополь, дедушка, мышь, метель, девочка, окунь.
Кто? | Что? |
! Существительные бывают собственные и нарицательные.
Собственные – географические названия, имена людей, клички животных.
2. Подчеркни имена собственные.
Река Ангара, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Петруша.
! Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.
! Имена существительные изменяются по числам
Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».
Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».
- Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;
7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.
8.Задачи:
Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить
Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;
Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта
по русскому языку
Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова».
(4 «З» класс, программа «Перспектива»).
Подготовила студентка группы 3«Е»
Постнова Светлана Сергеевна
Специальность:
44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Методист: Ситникова Т.В.________________
Классный руководитель: Новикова Н.В.________________
Волгоград, 2019 г.
Технологическая карта урока «Деление на слоги. Перенос слова»
Ф.И.О. учителя: Постнова Светлана Сергеевна
Дата: 27.09.2019г.
Предмет: русский язык;
Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова»;
Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;
7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.
Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить
Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;
Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.
9.Дидактические средства:
для учителя – технологическая карта, учебник , средства ИКТ (презентация), наглядный материал;
для обучающегося – тетрадь, учебник, карточки с заданиями;
Название этапа,
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. Цель: — Включить детей в деятельность. -Организовать самооценку предстоящей деятельности. — Воспитывать культуру поведения на уроке.
Подготовка к уроку, приветствие.
— Прозвенел уже звонок,
Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.
Занимают свои места.
(Р) волевая саморегуляция
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
—Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. -Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
— Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
— О каком времени года это стихотворение?
— А как вы догадались?
Верно, к нам пришла в гости Осень и решила от нас спрятать слово. Мы сможем его открыть, только выполнив все задания, за каждое правильно выполненное задание, мы получим букву. Вы готовы?
Внимательно слушают учителя
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Постановка проблемы.
— Добиться понимание и принятия учебной задачи урока.
Составление плана учебной деятельности.
Ребята, в выполнении заданий вам поможет –Карандаш.
— Наш помощник Карандаш, предлагает вам составить красивое предложение с использованием слова Осень.
-Определите сколько слогов в слове осень?
(Считают гласные – 2 гласные – 2 слога.)
— Как определили, сколько слогов в слове?
— Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложение, посмотрите:
«Пришла осенняя по-ра!
-Ребята, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении.
-Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается?
Я пишу: «Мычит корова»
Белым мелом на доске.
Что же делать, если слову
Мало места на строке?
Мне ответит на вопрос
Мой помощник-перенос.
-Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
-А какую же цель мы с вами поставим?
— Что будем повторять на уроке?
-Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа.
-Ребята, как же нам поступить со словом ПОРА?
Послушайте стихотворение-шутку А. Шибаева «Как я перенёс слова».
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Как получил за это «ДВА».
-Как вы думаете, будет у ученика «пять»?
-Почему? Какое правило забыл мальчик?
-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?
-Верно, есть правила переноса, давайте их повторим перед тем, как приступить к заданиям.
-Как определить, сколько в слове слогов?
Правила деления слов на слоги в русском языке
В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
Дети прикладывают ладошку тыльной стороной к подбородку, проговаривают слово осень — 2 слога.
воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов
Нужно перенести слово с одной строки на другую
«Деление на слоги. Перенос слова»
Будем повторять правила переноса слова и деления слов на слоги.
-Запись числа в тетрадь
-Перенести с одной строки на другую
Он не знает правила переноса.
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.
По определённым правилам
-Вспоминают правила деления на слоги
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
Проектирование и фиксация нового знания.
— построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний.
Фиксирование нового содержания урока.
-Отлично, мы с вами вспомнили правила деления на слоги и перенос словами теперь готовы с вами выполнять задания Осени. Для того чтобы отгадать первую букву слова, нужно поиграть в игру на странице 48, которая называется «Слова из слова».
-Все молодцы, вы очень креативные и первая буква нашего слова «О»
-Ребята, вы настолько хорошо справились с предыдущим заданием, что Осень решила вам сделать другое, но посложнее, для этого вам нужно будет поработать в парах.
— Вы получили карточки с заданиями. Вам необходимо рассмотреть предложенные слова, сформулировать и озвучить правила переноса.
Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова.
Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку.
Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке
Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский
Сформулировать и озвучить правило переноса.
Вывод: удвоенные согласные разделяются
-Вы не оставляете Осени шансов и она вам открывает ещё одну букву «О»!
-После повторения правил переноса слов, выполним задание 63 на странице 48. И получим за него нашу 3 букву.
до-гна-ла-(до-гнала, дог-нала, догна-ла)
о-вес- (Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)
май-ка-(май-ка) Правило переноса: буква й всегда примыкает к предыдущему слогу, то есть перенос всегда ставят после й.
Правило деления на слоги: й всегда примыкает к предшествующей гласной.
ю-ла-(Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)
объ-е-хать- (объ-ехать, объе-хать) Правило переноса: буквы ь, ъ всегда примыкают к предыдущему слогу, то есть знак переноса всегда ставят после них.
Правило деления на слоги: ъ всегда примыкает к предшествующей согласной.
при-ня-ла- (при-няла, приня-ла)
мор-ковь- (мо-рковь, мор-ковь)
-Вы это упражнение выполнили с лёгкостью, за это вам Осень дарит 3 букву «Ы»!
-Давайте с вами немного разомнёмся и проведём небольшую физ. минутку.
-Вот мы и размялись, тем временем, наша гостья Осень приготовила нам ещё одно задание и на кону 4 буква нашего слова.
-Давайте постараемся выполнить задание верно, чтобы получить нашу букву.
Упражнение 64 на странице 48
-Отлично, вот мы и исправили ошибки и за наше задание мы получили букву «Д»!
-Чтобы посмотреть, какая же следующая буква нужно правильно распределить слова на имена существительные и глаголы на странице 48 в упражнении 65
Нельзя перенести: уже, что, её, она, как.
Имена существительные: месяц, Каштанка, вечер, обедом, она, незнакомцу, сожителям, жизнь, маслу
Глаголы: прошёл, привыкла, кормили, звали, потекла.
-Ура! Почти все буквы собраны. Осень решила отдать вам предпоследнюю букву за самое сложное задание, которое вы должны будете выполнить самостоятельно.
Выполняют задания в учебнике
Выполняют задания в парах
Задания в учебнике
Задания в учебнике
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)
— организовать самостоятельную деятельность учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся
-А теперь давайте проведём небольшую самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам листочки, на них не забудьте написать имя и фамилию.
— Разделим на слоги и для переноса слова:
Перенести нельзя! аист
Перенести нельзя! ежи
Сдаём листочки
Слушают инструкцию по выполнению задания
Выполняют задания самостоятельно
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию собственной учебной деятельности;
-Вы почти собрали слово и многие уже догадываются, какое оно. Но перед тем как открыть последнюю букву, давайте вспомним:
– Над какой темой вы работали сегодня на уроке?
-Что мы повторили на уроке?
– Из каких частей состоят слова?
– Как определить, сколько в слове слогов?
– Ребята, а если часть слова не помещается на строке, что нужно сделать? (Перенести ее на другую строку.)
– Как правильно нужно переносить слова?
– Как нужно переносить слова с Ь, Ъ и Й?
-Какие задания вызвали у вас затруднения?
-Итак, ребята, давайте прочтём телеграмму от Осени и узнаем последнюю букву в слове.
-Осень раскрыла свой секрет, и открыло нам слово, которое спрятала.
-Раздели слова на слоги, и собери новое слово
Лимоны (2 слог) лодка (1слог) огурцы (3 слог)
-Какое слово прислала Осень? МОЛОДЦЫ!
-Да, действительно, вы молодцы, справились со всеми заданиями и отгадали слово.
Осень так впечатлилась вашими правильными ответами, что хочет знать, как прошёл ваш урок. Для этого она вам приготовила большое дерево и листочки.
Приклейте красный листочек к дереву, если у вас возникали затруднения на уроке.
Жёлтый — было трудно, но я справлялся.
Зелёный — всё получалось на уроке, задания не вызывали трудностей.
Вот и кончился урок,
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Домашнее задание: Ещё раз повтори «Правила деления на слоги и перенос слова».
-«Деление на слоги. Перенос слова»
-Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
-По слогам. Но одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
-Буквы Ь, Ъ, Й нельзя отделять от предшествующей буквы.
Делят слова на слоги
Клеят листочки к дереву
– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);
Звуки [б, б’] Деление слов на слоги (подготовительная группа)
— Учить четкому произнесению, дифференциации звуков [б, б’] в слогах, словах, предложениях. Упражнять в деление слов на слоги.
Задачи
-Характеристика звуков [б, б’];
— Закрепление понятий «звук», «слог», «словo», «согласный твёрдый», «согласный мягкий» «звонкий», «глухой»;
-Выделение звуков [б, б’] в начале и середине слова;
-Воспроизведение слоговых рядов типа ба – би – бо.
-Звуковой анализ слов БОМ, БИМ;
-Развитие ритмической стороны речи;
-Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма, подражательности движений.
-Воспитание интереса к звучащему слову в сочетании с музыкой.
Подготовка
Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», просмотр иллюстраций к ней. Прослушивание аудиозаписи «Буратино».
Оборудование
Игрушки: Буратино, бегемот, собака, баран, обезьяна, бинокль, кубики, магнитная азбука; символы гласных и согласных звуков; предметные картинки на звуки [б, б’] ; сюжетные картинки, фотоаппарат, «Звуковички»-символы звуков.
Ход занятия
На звуки звоночка дети подходят к логопеду.
Логопед. Я хочу поиграть с вами в игру. Игра «Волшебные ворота» (двое детей делают «ворота», взявшись за руки, остальные поочередно проходят через них, произнося свое имя по слогам).
На занятие приглашаю.
Имя по слогам скажи
И в ворота поспеши!
II. Объявление темы занятия.
К нам торопится гость, отгадайте кто это!
Был сынок у Карло странный:
Тайну ключика узнал,
От беды друзей спасал,
Всюду нос совал свой длинный, Кто же это? (БУРАТИНО).
Буратино-герой замечательной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
Под аудиозапись «Буратино» вносится игрушка Буратино.
Буратино: Я мальчишка озорной прибежал играть с тобой (смотрит на детей по очереди, и с тобой и с тобой, выходи играть любой.
Логопед: Мы очень рады видеть тебя у нас в гостях Буратино.
Буратино: Я приготовил для вас задание – назовите моё имя по слогам.
Буратино: Молодцы, рад за вас, дети просто высший класс.
Логопед: Сколько слогов в слове Буратино? (четыре). Назовите первый звук в слове Буратино (вывешивается символ звука [б]).
А мягкий брат этого звука? [б’] .
Логопед: С какими звуками мы будем играть сегодня?
Дети: со звуками [б, б’].
Ш. Основная часть.
У нас игра – соревнование. Мы должны разделиться на команды. Вы получите картинки (барабан, бант, бабочка, белка, лебеди, бегемот). Определите первый звук в слове.
На стульчики справа сядут дети, у которых в начале слова стоит звук [б], слева- у которых [б’]. (дети называют картинку и первый звук, садятся на соответствующие места).
Команды есть, а капитанов нет! Команду звука [б] возглавит Бом, [б’]- Бим. (выставляются на парту фигурки гномов).
Первое задание. Игра «Звукофот».
Логопед: Данил, возьмёт в руки фотоаппарат и сфотографирует звуки [б, б’] (каждая команда свой звук).
Логопед: Составьте фотографии звуков.
(дети в зеркале отслеживают положение артикуляционного аппарата, дают характеристику звуков [б, б’], используя таблицу).
Второе задание. «Мы и скажем и покажем». (соотнесение речи с движением, твёрдый звук-кулак, мягкий — щёчка).
Повторяйте за мной.
БА-БА-БИ (кулак, кулак, щека)
БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)
Далее задание выполняется по командам.
Третье задание. «Поделим игрушки».
Логопед: Что для Бима, что для Бома? (предлагаются игрушки в названии которых есть звуки [б, б’] в начале или середине слова: Буратино, бегемот, собака, баран, обезьяна, бинокль, кубики).
Четвёртое задание. «Музыкальная минутка» (дети под музыку поют чистоговорки).
Команда Бима: БИ-БИ-БИ-БИ ходят кони и быки.
Команда Бома: БЫ-БЫ-БЫ-БЫ у нас новые кубы.
Физкультминутка: (закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма, подражательности движений).
Жили-были Бим и Бом (руки на поясе, пружинка)
Был у них просторный дом (руками наверху изображаем крышу)
В лес пойти они решили (шагаем, размахивая руками)
Правый бот они надели (наклоны)
А про левый позабыли (качаем головой, руки на голове)
Пятое задание. Дидактическая игра «Искатели». (дети садятся на стулья, берут воображаемые бинокли, на доске сюжетные картинки).
Логопед: Повторите за мной предложение. Найдите слова в которых спрятались звуки [б, б’].
Дети бегут домой. Бабуля болеет.
Вот, мама тебе букет! Обезьяна играет мячом.
IV. Звуковой анализ слов БОМ, БИМ (на партах приготовлены символы звуков).
Назовите и покажите какой гласный спрятался в словах Бим и Бом. (спрятался И, О) Назовите первый звук в слове Бом (Б, второй (О, третий (М). Прочтите слово. Выложите слово БОМ у себя на партах и на доске. Аналогично со словом БИМ.
V. Итог.
Логопед: Назовите дружно своих капитанов (БИМ, БОМ). Одинаково ли звучат первые звуки в именах (один твёрдо, другой — мягко). Какие звуки в нашей игре сегодня главные? [б, б’]. Сегодня у нас нет проигравших, только победители, потому что все старались! А призы за отличную работу дарит наш Буратино, которому вы все понравились. Вот призы-кубики и азбука. Что для кого? (дети выбирают подарки). Буратино прощается и уходит:
Ударение. Совершенствование умения определять в слове ударение. Развитие умения различать слоги слова в зависимости от места нахождения ударения, сопоставлять произношение и написание
Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, правильно ставить ударение в словах, которые различаются в русском и украинском языках; развивать речь учащихся, расширять словарный запас; воспитывать интерес к изучению языка.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
– Прочитайте. Сравните значение выделенных слов. На какой слог падает ударение в каждом из этих слов. Сделайте вывод, от чего может зависеть смысл слова.
На двери замка нет замка.
IV. Работа над новым материалом
1. Беседа об ударении
Учитель. Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму. Относитесь
В слове один слог произносится с большей силой. Это ударный слог. Остальные слоги безударные.
При перестановке ударения может измениться значение слова.
– Выпишите пары слов, различающиеся ударением.
2. Прочитайте и запомните, как нужно произносить слова. Запишите. подчеркните ударный слог
3. Прочитайте. Спишите слова. обозначьте ударение. На какой по порядку слог падает ударение в словах первого, второго и третьего столбиков? Постарайтесь запомнить, как пишутся эти слова
Мебель коробка карандаш
Девочка кастрюля магазин
4. Прочитайте. почему выделенные слова имеют разное значение? Назовите ударные слоги в этих словах. Выпишите слова парами. Ударный слог выделите
1) Тетя Поля печет пироги. Все поля укрыты белым снегом.
2) Солнце уже село. За лесом раскинулось село.
3) Лодку прибило к берегу. Я берегу нос и щеки в мороз.
5. Говори правильно!
Творог далеко иначе портфель магазин цемент верблюды щавель
6. Прочитайте. Спишите текст. Обозначьте ударение в словах
Ворон и ворона не похожи друг на друга. Ворон больше вороны. Ворон черный, а ворона серая.
– Что вы нового узнали о вороне и вороне?
7. Прочитайте слова
Лето, осень, зима, весна, сахар, крупа, пирог, столы, стулья, парты, мясо, масло, диван, кровать, полка.
Запишите слова в таком порядке:
– Поставьте знак ударения. Под безударными гласными поставьте точку.
8. К истокам слова
Учитель. Портфель. Слово “портфель” пришло в русский язык из французского. Первая часть этого слова “порт” означает “нести”, вторая – “фель” – лист. Портфель так назвали потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги.