Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Склонение существительных женского рода. Единственное число. Падежи: Nominativ, Genitiv, Akuzativ

Склонение существительных женского рода. Единственное число. Падежи: Nominativ, Genitiv, Akuzativ

Видео speakASAP
Видео speakASAP

Падежи:
Nominativ (1. Pád) Кто? Что?
Genitiv (2. Pád) Кого? Чего?
Akuzativ (4. Pád) Кого? Что?

К существительным женского рода в чешском языке относятся существительные, которые заканчиваются на:

  • на твердый, мягкий или смягченный согласный: tramvaj, koupel, jabloň
  • -a, -e, : máma, kniha, ulice, koule, sportovkyně

Существительные женского рода в чешском языке склоняются по примеру следующих слов: žena, růže, píseň, kost.

Kdo? Co?
Кто? Что?
ženarůžepíseňkost
Koho? Čeho?
Кого? Чего?
ženyrůžepísněkosti
Koho? Co?
Кого? Что?
ženurůžipíseňkost

И раз уж мы говорим о женском роде в чешском языке, то нужно запомнить, что существительные, обозначающие профессию, род занятий, должность женщины всегда имеют окончание -ka, -ce или -ně.

doktor – doktorka (доктор)
právník – právnička (юрист)
prodavač – prodavačka (продавец, продавщица)
trenér – trenérka (тренер)
kamarád – kamarádka (друг, подруга)
učitel – učitelka (учитель, учительница)
sportovec – sportovky (спортсмен)
přítel – přítelky (приятель, товарищ, приятельница)
číšník – číšnice (официант, официантка)
pracovník – pracovnice (работник, работница)

По примеру слова žena в чешском языке будут склоняться слова: káva, mapa, učitelka, kamarádka, lípa, houba, tužka.

По примеру слова růže в чешском языке будут склоняться слова: ulice, vesnice, sportovkyně, lžíce, země, práce.

По примеру слова píseň в чешском языке будут склоняться слова: chuť, trať, rez, koupel, mládež.

По примеру слова kost в чешском языке будут склоняться слова: sůl, řeč, sladkost, loď, nemoc.

Теперь, чтобы еще рациональнее использовать наше время, мы перед этими существительными в этих трех падежах поставим прилагательное и посмотрим, какие окончание оно принимает.

Из нашего первого урока курса «Чешский язык за 7 уроков» мы знаем, что для женского рода в чешском языке характерно окончание : unavená, milá, klidná. Это т.н. «твердое прилагательное» – оно заканчивается на твердое á. Таких прилагательных большинство.

Есть еще т.н. «мягкое прилагательное» – для него характерно мягкое окончание . Наиболее употребляемые прилагательные этой группы: mobilní, právní, cizí, krajní, denní, noční, místní, lokální, státní, poslední, první, třetí, finanční, ostatní.

У всех остальных числительных (кроме první – первый , třetí – третий ) окончание в женском роде будет -á .

С прилагательными в чешском языке все очень просто.

Вводим их в наши таблички и получаем:

Kdo? Co?
Кто? Что?
mladá /jarníženarůžepíseňkost
Koho? Čeho?
Кого? Чего?
mladé/jarníženyrůžepísněkosti
Koho? Co?
Кого? Что?
mladou/ jarníženurůžipíseňkost

Как видите, в прилагательном jarní – «весенняя» – ничего не изменяется вообще.

Как и в русском, падежам соответствуют разные предлоги.

Кого? Чего? (Genitiv = 2. pád)

od – Vím to od ženy. – Я знаю это от жены.
z – Mám rád chleba z pekárny. – Я люблю хлеб из пекарни.
do – Zůstáváme tady do neděle. – Мы остаемся тут до воскресенья.
bez – Nechoď k ní bez růže. – Не приходи к ней без розы.
krom(ě) – Kromě kávy bylo na stole ovoce. – Кроме кофе на столе были фрукты.
místo – Místo Plzně jsme dojeli do Prahy. – Вместо Плзни мы приехали в Прагу.
podle – Podle vyhlášky musíme uklízet sníh před domem. – Согласно постановлению мы должны убирать снег перед домом.
podél / kolem – Podél stěny je dlažba. – Вдоль стены плитка.
okolo – okolo / kolem budovy je zahrada. – Вокруг здания сад.
u – U zastávky je kavárna. – У остановки кафе.
vedle – Vedle mámy sedí babička. – Возле мамы сидит бабушка.
během – Během soboty svítilo slunce. – В течение субботы светило солнце.
pomocí – Našli jsme to pomocí mapy. – Мы нашли это с помощью карты.
za – Za tu dobu se mně nikdo neozval. – За это время мне никто не позвонил.

Читайте так же:
Шлегель для шкафов купе размеры

Кого? Что? (Akuzativ = 4. pád)

pro – Mám dárek pro mámu. – У меня есть подарок для мамы.
za – Sejdeme se za hodinu. – Встретимся через час.
před – Posuň křeslo před televizi. – Передвинь кресло перед телевизор.
mimo – Jsi mimo mísu! – Ты не врубаешься (ты вне миски).
na – Polož to na polici. – Положи это на полку.
pod(e) – Polštář spadl pod postel. – Подушка упала под кровать.
nad(e) – Nad horou jsou mraky. – Над горой тучи.
mezi – Rajec je nejlepší mezi vodami. – Раец лучшая среди вод.
skrz(e) – Sluníčko svítí přes větve. – Солнышко светит сквозь ветки.
o – Postarám se o dceru. – Я позабочусь о дочке.
po – Dům byl ve vodě po střechu. – Дом был по крышу в воде.
v – Věříme v lásku. – Мы верим в любовь.

«В шкафу» или «в шкафе»: как пишется слово?

«В шкафу» или «в шкафе»? В речи можно встретить оба варианта. Однако только один из них является нормативным. Как не допустить ошибки в устной речи и на письме, а также усвоить, какое правило нужно использовать, рассмотрим подробнее.

Как правильно пишется?

Словосочетание состоит из существительного мужского рода «шкаф» с предлогом «в» в предложном падеже. Склонение существительного имеет две формы: «шкафу» и «шкафе». Выбор каждой из них зависит от вопроса. Если ставят вопрос «на чём?», ответ: «на шкафу».

При постановке вопросов «в чём?», «где?» правильно говорить и писать: «в шкафу».

В каких случаях пишут «в шкафу»

При указании местонахождения вещей или предметов, которые находятся внутри, задают вопрос: «в чем («где?») лежат вещи?».

При использовании предлога «в» используется форма склонения с «у» на конце: «в шкафу». Эту же форму используют при упоминании различных деталей шкафа. Например: дверцы, дно, полки.

Примеры предложений

Несколько примеров для лучшего запоминания:

  1. В шкафу лежала старая меховая шапка, которую никто давно не носил. Но выбросить тоже никто не решался.
  2. Марина спрятала конфеты от младшей сестры в шкафу. Вечером их нашла мама и очень удивилась.
  3. Дверцы в шкафу так сильно скрипели, что их нельзя было открыть незаметно.
  4. Максим спрятался в шкафу, оставив маленькую щелку так, чтобы можно видеть и слышать всё, что происходит в комнате.
  5. В шкафу Надя устроила большой беспорядок, но тщательно спрятанную мамой иконку нашла.

В каких случаях пишут «о шкафе»

Если задаётся вопрос, в котором есть предлог «о»: «о чём?», то ответ: «о шкафе».

Например: «говорить, напоминать о чём?». В этом случае используется вторая форма падежного склонения. Используется только с этим предлогом.

Примеры предложений

Рассмотрим несколько примеров для закрепления:

  1. О шкафе была придумана увлекательная история, в которой он прибыл издалека сто лет назад.
  2. Мама вспомнила о шкафе на чердаке. Его можно было временно приспособить для хранения вещей.
  3. О шкафе было сложено много легенд, в одной из которых в нём пряталось приведение. На самом деле старая мебель иногда издавала странные звуки.
  4. Всю мебель из дома постепенно вывезли. О шкафе, который стоял в чулане, забыли.
  5. Мы обыскали все ящики в мебели и ничего не нашли. О шкафе в маминой комнате мы даже не подумали.
Читайте так же:
Как измеряется глубина углового шкафа

Ошибочное написание слов «в шкафу» и «о шкафе»

Распространённой ошибкой является неправильное применение предлогов со словом. Отсюда некорректное употребление падежных форм существительного: «в шкафе». Эту форму нельзя использовать ни в устной, ни в письменной речи.

Заключение

Правильное сочетание «в шкафу» необходимо запомнить.

Сочетание отвечает на вопрос «где?». Облегчить запоминание можно с помощью примера: «застелили мы софу, а вещи спрятали в шкафу». Обратить внимание на предлог, от которого зависит правильность написания, несложно. Правильное употребление форм, как в устной, так и в письменной речи, говорит об уровне грамотности человека.

Со шкафом или с шкафом: «В шкафу» или «шкафе» как писать правильно? Есть 1 правило! – Attention Required! | Cloudflare

“ШКАФЫ” – это форма именительного падежа множественного числа неодушевлённого существительного “шкаф”.

Давайте теперь разберемся с произношением данного слова.

Для начала разобьём анализируемое слово на фонетические слоги:

В слове “шкафы” 2 слога, 5 букв и 5 звуков.

Так какой же слог будет ударным в данном случае?

В разговорной речи бытует два варианта произношения анализируемого слова:

  • “шка́фы”, где ударение падает на гласную букву “а” первого слога,
  • “шкафы́“, где ударение падает на гласную букву “ы” второго слога.

Как правильно – “шкАфы” или “шкафЫ”?

Согласно орфоэпической норме русского языка ударение в слове “шкафы” следует ставить на второй слог.

Понаблюдаем за ударением в разных падежных формах единственного числа:

  • и. п. кто? (что?) шка́ф
  • р. п. кого? (чего?) шка́фа
  • д. п. кому? (чему?) шка́фу
  • в. п. кого? (что?) шка́ф
  • т. п. кем? (чем?) шка́фом
  • п. п. о ком? (о чем?) шка́фе

Теперь понаблюдаем за ударением в разных падежных формах множественного числа:

  • и. п. кто? (что?) шкафы́
  • р. п. кого? (чего?) шкафо́в
  • д. п. кому? (чему?) шкафа́м
  • в. п. кого? (что?) шкафы́
  • т. п. кем? (чем?) шкафа́ми
  • п. п. о ком? (о чем?) шкафа́х

Как мы видим, в формах единственного числа ударение падает на первый слог. Во множественном числе во всех падежах ударение падает на второй слог.

Примеры для закрепления:

  • Все шкафы́ в этом магазины стояли не совсем устойчиво.
  • Сегодня наконец-то заказали кухонные шкафы́.
  • Эти шкафы́ не подходят под концепцию заведения.

«Какой шкаф для одежды лучше всего поставить в небольшой студии?» – Яндекс.Кью

На выбор модели шкафа повлияют несколько факторов: планировка и площадь квартиры, количество постоянно проживающих людей, общая стилистика оформления интерьера.

Тип шкафа

На сайтах дизайнеров выражено мнение, что для студии подходят встроенные шкафы. Такой подход позволяет эффективно использовать особенности планировки омещения. За счет встроенной мебели экономятся несколько квадратных метров в жилой или спальной зоне.

Бесспорным лидером моделей шкафа для студии остается шкаф-купе.

  • Встроенный шкаф не удастся передвинуть без серьезного ремонта. Можно сэкономить на задней и боковых стенках.
  • Корпусный шкаф можно переместить. Эстетика готовых моделей во многом зависит от стоимости. Или наоборот.

Размеры шкафа

В небольшом пространстве важно задействовать вертикали: все шкафчики разумно оборудовать во всю высоту стены. В каждом доме найдется немало вещей, которые можно складывать на длиетельное хранение на верхние полки высокого шкафа.

Задействуйте узкие свободные пространства, например, между сантехникой и стеной, для оборудования выдвижных вертикальных ящиков-органайзеров. Так все мелочи будут разложены по местам, а порядок будет легче поддерживать.

Читайте так же:
Духовой шкаф сименс или бош

Внешний вид шкафа

  • Для небольшого помещения рекомендуют выбирать светлую мебель. Глянцевые поверхностиповышают естественную освещенность за счет отражающего эффекта.
  • Зеркальные дверцы НЕАКТУАЛЬНЫ в помещении, где обычно спят.
  • Зеркальная отделка может быть использована в узкой прихожей для визуального расширения пространства. Но все же лучше остановиться на дверцах с отделкой в тон стен. А с помощью оригинальных зеркал сделать стильные акценты.

Наполнение шкафа

Основные элементы внутреннего пространства шкафа будут одинаковы для всех. Количество и объем пространство, отведенных под них, — у кажого свой.

  • Штанги и пантографы для подвешивания одежды на плечики
  • Полки для легкой одежды и постельных принадлежностей
  • Ящики, корзины для белья и аксессуаров
  • Коробки и органайзеры для удобного и бережного хранения на полках
  • Ниша для гладильной доски, пылесоса, стремянки.

на шкафу или на шкафе

На шкафу или в шкафу.

Местный падеж (локатив) . . Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. «О чём? — О шкафе. На чём? — На шкафу! » Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами «в» и «на».

На шкафу, на мосту (никто не говорит — на мосте) , на посту

Чем отличается шифоньер от гардероба?

Шифоньер- шкаф для белья, платья и других принадлежностей туалета. Гардероб — 1) Шкаф для одежды. 2) Помещение, место в общественном здании, предназначенное для хранения верхней одежды. 3) Одежда одного человека или семьи.

куртка лежит в шкафЕ или шкафУ?

в шкафу, а не в шкафЕ, как и в лесу, а не в лесе,

уж точно не в шкафЕ ))))))))

В шкаФУ конечно!!

В шкапе, но в шкафу.

Я думаю, что в шкафе. Т. к. это предложный винительный падеж. По аналогии «в столе». В шкафу похоже на простонародное выражение. Местный падеж (локатив) . Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. «О чём? — О шкафе. На чём? — На шкафу! » Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами «в» и «на». Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом «при»: при полку.

Как больше нравится, так и пиши.

задаем вопрос ( в чём ? ) это будет Д. п. а в дательном падеже всегда кроме 3 склонения пишется буква е то есть получается в шкафе

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Склонение имён существительных"

Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • установить отличительные признакиимен существительных 1, 2, 3 склонений
    • научить определять склонение имен существительных.
  2. Развивающие:
    • развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
    • развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебники «Русский язык. 3 класс»; орфографический словарь, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений.

План урока.

1.Организационный момент 1 мин.
2.Чистописание 7 мин.
3.Словарная работа 7 мин.
4.Изучение нового 15 мин.
5.Закрепление 15 мин.
6.Диагностика 5 мин.
7.Домашнее задание 1 мин.
8.Итог 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Читайте так же:
Нумерация юнитов в серверном шкафу

2. Чистописание

В.. р.. б.. и, т.. трад. п.. л.. то, учит.. л. к.. н.. ки, в.. рнут. к.. рабл..

Читать слова орфографически (учитель пишет пропущенные буквы)

– Что общего во всех словах? ( а) из словаря с непроверяемой безударной гласной; б) все слова пишутся с ь знаком.)

– Найдите лишнее слово (объясните). (вернуть – глагол, остальные – существительные)

– Что такое имя существительное? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет)

– Назовите грамматические признаки существительного? (имеет род, изменяется по числам и падежам)

– Как определить род?

– Как определить число?

– Как определить падеж?

– Какие можете назвать различия в данных словах?

  1. в середине, после согласных и обозначает их мягкость (пальто, коньки)
  2. на конце слов после согласных (тетрадь, учитель, корабль))

– воробьи – пишется разделительный ь знак.

– В каких случаях пишется мягкий знак у имен существительных? (на конце сущ. ж. р. после шипящих).

– Цепочку букв для чистописания составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен сущ. во мн. числе и ь знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?

вькь кьвь

Напишите цепочку меняя попарно буквы местами.

– На какие группы можно разделить слова? (одуш. и неодушевленные имена сущ.; сущ. ед. и мн. числа; в зависимости от ь знака; по родам)

– Спишите слова, группируя их в зависимости от места и роли ь знака.

– Проверьте. (за доской)

тетрадь пальто воробьи учитель коньки корабль

– Эти слова можно разделить еще по 1 признаку. А как это сделать мы узнаем на уроке.

3. Словарная работа

Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

– 1 буква задуманного слова является глухой согласной в 1 слоге слова комната (к) ;

– 2 буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак (а);

– 3 буква – звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р);

– 4 буква – непроизносимая согласная в слове лестница (т);

– 5 буква – безударная гласная в слове моря (о);

– с 6 буквы начинается слово флаг (ф);

– 7 буква – непроверяемая безударная гласная в слове береза (е) ;

– с 8 буквы начинается 2 слог в слове молоко (л) ;

– 9 буква – условный знак, применяемый для обозначения мягкости согласных (ь) ;

– Какое слово получилось? (картофель)

Что такое картофель? (продукт питания, растет в земле, в пищу употребляются клубни).

– Это слово пришло в русский язык из немецкого, в немецкий попало из итальянского, а в итальянский из латинского. Вот какое слово – путешественник. В переводе с латинского языка слово картофель обозначает «земляная шишка». В Россию картофель привез царь Петр 1 из Голландии.

– Найдите слово в орфографическом словаре, запишите, поставьте ударение. В какой столбик запишем это слово?

– На правописание каких букв следует обратить внимание? (а, е)

– Произнесем слово по слогам, орфографически.

– В своей речи мы употребляем слово «картошка», но принята литературная норма – «картофель».

– Составьте предложение с этим словом, так чтобы в предложении были однородные члены. (Осенью с огорода мы собрали славный урожай картофеля и свеклы.)

Читайте так же:
Шкаф купе станлей

– Разберите по членам предложения и укажите части речи.

Ф-ка:

Я читаю имена сущ., если
сущ. м. р. – руки вверх;
сущ. ж. р. – руки в сторону;
сущ. с. р. – подпрыгнули.

(Завод, лента, озеро, язык, рука, театр, цирк, школа, метро, ученик, окно)

4. Изучение нового

Во время минутки чистописания, в словарной работе, в ф-ке мы использовали имена сущ. Значит на уроке мы будем говорить об этой части речи.

1) Работа в группах.

1 группа – изменяет по падежам слова дядя, сова;
2 группа – изменить по падежам слово слон, животное;
3 группа – изменить по падежам слово дочь.

– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)

– Чем отличаются? (окончанием)

– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)

– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.

1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с.; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с

Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.

К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .

– Читаем вывод в учебнике стр. 26.

– Как определить склонение имени сущ.? (Чтобы определить склонение имени сущ. надо определить род и посмотреть на).

Ф-ка:

Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево.
Наконец, присядьте смело!
Поработаем руками,
Поработаем ногами!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!

5. Закрепление (работа с учебником)

– Вернулись к словам, с которыми мы работали в начале урока. По какому признаку еще можно было разделить слова на группы? (по склонениям : воробей, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель – 2 склонение; тетрадь – 3 склонение).

стр. 27 учебника, упр. 2
– Найдите слова, которые подходят по схеме (ребенок, дедушка).

стр. 27 учебника (давай подумаем)
– Найдите лишнее слово в каждой строке и докажите.
1 строка – часть, шинель — 3 склонения, а остальные – 2 склонения.
2 строка – шампунь, тюль – 2 склонения, а остальные – 3 склонения.

– Обсудите, какие слова вы запишите.

6. Диагностика (дифференцированно)

  1. Определить род имен существительных.
    а) сахар, кот, мост –
    б) тетя,луна,лошадь –
  1. Найди лишнее слово:
    диван, стул, дверь, шкаф, стол.
  1. Определи склонение имен существительных.
    а) лень, рожь, мышь –
    б) озеро, стол, животное –

Отметь + все имена сущ. м. р.
а) ладонь
б) огонь
в) окунь
г) ткань
д) пень

Отметь + все имена сущ. с. р.
а) поле
б) сравнение
в) скорость
г) чувство
д) санаторий

Отметь + все сущ. 3 склонения.
а) молодежь
б) конь
в) день
г) огонь
д) горечь

Отметь + все сущ. м. р.
а) соболь
б) метель
в) уголь
г) рояль
д) соль

Отметь + все сущ. с. р.
а) гербарий
б) облако
в) уравнение
г) письмо
д) полет

Отметь + все сущ. 3 склонения.
а) зверь
б) метель
в) уголь
г) олень
д) радость

7. Домашнее задание

Запишите по 5 имен сущ. 1, 2, 3 склонения.

8. Итог

О каком новом грамматическом признаке имени сущ. мы сегодня узнали на уроке?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector