Разобрать слово по составу столик
Разобрать слово по составу столик
Урок
Как устроен наш язык
Повторяем состав слова
Во втором классе мы узнали:
о частях слова;
о том, для чего служит каждая часть слова;
что нужно сделать, чтобы найти каждую часть слова;
что такое чередование согласных в корнях слов;
о некоторых способах образования слов в русском языке.
Устно закончи предложения.
Часть слова, которая изменяется, называется … .
Окончание, не выраженное звуками, называется … .
Часть слова без окончания называется … .
Общая часть родственных слов называется … .
Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется … .
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется … .
Какие части слова так обозначаются? Какие ещё части слова ты знаешь? Как они обозначаются?
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить части, из которых оно состоит.
Как выполнить разбор слова по составу.
1. Найди и выдели окончание и основу . Для этого измени слово: настольный — (нет) настоль н ого — (любуюсь) настольн ым — (думаю о) настольн ом . Окончание -ый , основа настольн- . (Если ты не помнишь, как изменяется форма слова, посмотри на странице 187.)
2. Выдели корень . Для этого подбери к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая . Общая часть родственных слов — -стол- // -столь- . Это корень слова.
3. Выдели суффикс (если он в слове есть) и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах. Часть слова между корнем и окончанием — -н- . Это и есть суффикс. Такой же суффикс есть и в словах школьный, класс
ный, лет
ний.
4. Выдели приставку (если она в слове есть) и докажи, что такая же приставка есть в других словах. Часть слова перед корнем — на- . Это и есть приставка. Такая же приставка есть и в других словах: наручный,
настенный,
напольный.
5.
На
столь
н ый .
Упражнение 1. Прочитай стихотворение.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук ,
За то, что ты сын,
За то, что малыш ,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Выпиши выделенные слова в столбик, выполни первый пункт плана разбора слов по составу.
Образец устного рассуждения. Чтобы найти в слове особых окончание и основу, надо изменить форму слова (особ ый , особ ого , особ ому , особ ым , (об) особ ом ) . Изменяемая часть слова -ых , следовательно, это окончание. Часть слова без окончания — особ- . Это основа.
Образец записи в тетради.
Особ ых (
особ ого ,
особ ому ).
Вспомни, как меняется форма слов.
Есть ли среди выделенных слов слова с нулевым окончанием? Как это можно определить?
Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания?
Сравни: кино — дом; пальто — плащ; шоссе — путь.
Упражнение 2. Запиши слова в три столбика: 1) слова с окончанием, выраженным звуками; 2) слова с нулевым окончанием; 3) слова, не имеющие окончания.
Обозначь окончание и основу в словах. Образец рассуждения смотри в упражнении 1.
погода, туман, звёзды, вечер, луг, пальто, листва, медведь, кенгуру, мёд, кофе, звери
Найди правильный ответ.
Чтобы найти корень, надо:
1) изменить форму слова и найти окончание. Часть слова без окончания и будет корнем;
2) подобрать однокоренные (родственные) слова. Корнем является общая часть, в которой содержится общее значение однокоренных слов.
Упражнение 3. Устно назови группы однокоренных (родственных) слов.
При подборе однокоренных слов обращай внимание на значение слова.
жалоба, нос, жалкий, носик , носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть
Какие слова не вошли ни в одну из групп? Почему?
Проверь себя: два слова не вошли ни в одну из групп.
Выпиши выделенное слово, выполни второй пункт плана разбора слова по составу.
Образец устного рассуждения. Чтобы в слове травинка найти корень, надо подобрать к слову однокоренные слова (травин ка — трава, травка, травушка, травяной) . Общая часть однокоренных слов — -трав- . Это корень слова.
Образец записи в тетради.
Травинка (
трава,
травка,
травушка,
травяной )
Упражнение 4. Рассмотри схему из тетради ученика. Какое задание он выполнял? Выполни то же задание со словами соль , лёд .
Витя сказал: «Слова снег и снежок не являются однокоренными, так как корни в этих словах разные: —
снег- и —
снеж- ». Прав ли Витя? Объясни, приведи свои примеры.
Упражнение 5. Запиши слова с данными корнями. Подчеркни чередования согласных в корне слов. Обозначь корень в словах.
Образец: Cне г —
сне ж инка ( г / /ж ).
—пух- / /-
пуш-
—молок- / /-
молоч-
—книг- / /-
книж-
—тих- / /-
тиш-
Выпиши отдельно любое записанное тобой слово и выполни первые два пункта плана разбора слов по составу (с. 20). Образец смотри в упражнениях 1 и 3.
Каф е́ — слово пришло к нам в 19 веке из французского языка и в переводе означало «место, где пьют кофе». А какое значение имеет это слово в современном русском языке?
В русском языке есть только приставка С
Например: сделать, сбежать, спилить, съесть, списать, слетать.
Приставки З- не бывает ! Запомни слова, ГДЕ буква З является частью корня: здесь, здание, здоровье, зги, здравствуй.
2. Составь и запиши новые слова, добавляя приставку с-: …делать, …бегать, …ездить, …дуть, …бить, …мотать, …крыть, …лететь, …ехать.
Части слова
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | |
Что это? | — это часть слова, стоит перед корнем. | — это главная часть слова. | — это часть слова, стоит после корня. | — это изменяемая часть слова. |
Для чего служит? | Приставка служит для образования новых слов. Прилетел, пролетел, вылетел. | В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Мороз, морозный. | Суффикс служит для образования новых слов. Сын — сынок, лиса-лисёнок. | Окончание служит для связи слов в предложении. Хорошо мед-ведю зимой в берлоге. |
Основа -это часть слова без окончания. В основе слова заключено значение данного слова. Осина, осинка, осинник, осиновый, подосиновик . |
Разбор слова по составу
Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить части, из которых оно состоит.Разберем слово настольный.
1. Найдем и выделим окончание и основу. Для этого изменим форму слова: настольный — (нет) настольного — (любуюсь) настольным — (думаю о) настольном. Окончание — ый , основа настольн-
2. Выделим корень. Для этого подберем к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть родственных слов – стол -. Это корень слова.
3. Выделим суффикс (если он в слове есть) и докажем, что такой же суффикс есть и в других словах. Часть слова между корнем и окончанием -н- . Это и есть суффикс. Такой же суффикс есть в словах школьный, классный, летний.
4. Выделим приставку (если она в слове есть) и докажем, что такая же приставка есть и в других словах. Часть слова перед корнем на — . Это и есть приставка. Такая же приставка есть и в других словах: наручный, настенный, напольный.
Образец полного письменного разбора слова по составу:
1) приозерный (приозерного , приозерному , приозерным )
2) приозерный (озеро, озерцо, озерный)
3) приозерный (лесной, дорожный, речной)
4) приозерный (пришкольный, приморский, привокзальный)
5) приозерный .
Помни: ! бывают слова с нулевым окончанием (вечер , медведь )
! есть слова, которые не имеют окончания – это неизменяемые слова (пальто, кино, кафе, метро, пианино, эскимо, пони, шоссе, меню, радио, желе, кофе, кенгуру, какао, такси).
Сделай полный письменный разбор по составу.
ИЗБУШКА, СОННЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ОХОТНИКИ.
Слова для разбора по составу
( однокоренные имена существительные, имена прилагательные, глаголы)
Обозначьте части слова
Алый , аленький , алеет ;
аппетит , аппетитный ;
белый , беленький , белеет , побелел ;
берег , бережок , левобережный , побережье ;
береза , березка , березонька ;
брат , братик , братец , братишка , братский , собрат ;
билет , билетик , безбилетный ;
вагон , вагонный , вагончик ;
ванна , ванночка ;
вода , водолаз , водопад ;
год , годик , годок ;
голова , головка , головушка ;
голос , отголосок , голосует ;
дед , дедушка , прадедушка ;
дорога , дорожка , дороженька , подорожник ;
друг , дружок , дружище , подруга , дружный , дружил ;
ель , елка , ельник , еловый ;
журавль , журавлик , журавленок , журавлиный , журавушка ;
звезда , звездочка , звездный , беззвездный , звездопад ;
изба , избушка , избища ;
класс , классный , одноклассник ;
лед , ледок , льдина , наледь , гололед , заледенел ;
мороз , морозец , морозный , безморозный , морозит ;
орел , орлица , орленок , орлиный ;
пар , парной , парник , паровоз , паровозик ;
пух , пушок , пушинка , пуховой , пушистый , распушился ;
сад , садик , садовник , посадки , садовый , садовод , посадит ;
снег , снежок , снежинка , снежный , бесснежный , подснежник , снегопад ;
сторож , сторожиха , сторожка , сторожевой , сторожит ;
сын , сынок , сынишка , пасынок ;
терраса , терраска , террасный ;
ум , умишко , умный , умник , умница , безумный , безумец , разум ; поумнел , разумный , умненький ;
хлеб , хлебец , хлебушек , хлебный нахлебник , хлеборез ;
цвет , цветок , цветочный , цветет , цветник ;
час , часик , часок , часовой , почасовой ;
язык , язычок , языковой .
— это самостоятельная часть речи
— обозначает название предмета
— отвечает на вопросы кто? что?
Постоянные признаки имени существительного:
В предложении имя существительное является чаще всего подлежащим или дополнением: Птичкисолнышка ждут, птичкипесни поют… (И. Никитин.)
Правописание безударных окончаний
Безударные гласные в окончаниях имен существительных обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в словах этого склонения.
Безударные окончания имен существительных 1-го склонения можно проверить по ударным окончаниям словвесна, земля.
Падеж | Опорное слово | Другое слово | Окончание |
Родительный Дательный Творительный Предложный | с земл и, весны к земл е, весне земл ей, весной о земл е, о весне | с деревн и к деревн е деревн ей о деревн е | -и, -ы -е -ей, -ей, -ой -е |
Для существительных 2-го склонения опорными словами будут слон, колесо.
Падеж | Опорное слово | Другое слово | Окончание |
Родительный Дательный Творительный Предложный | у слона, без колеса к слону, колесу слоном, колесом о слоне, о колесе | с поля к полю полем о поле | -а , -я -у, -ю -ом, -ем -е |
Для существительных 3-го склонения опорное слово не особенно-то и нужно. Смотрите сами:
Падеж | Слова | Окончание |
Родительный Дательный Предложный | Нет (чего?) ржи, осени, тетради Рад (чему?) ржи, осени, тетради Говорю (о чем?) О ржи, об осени, о тетради | -и -и -и |
В родительном, дательном и предложном падежах существительные 3-го склонения будут иметь окончание -и. Это надо твердо запомнить.
Во множественном числе у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения окончания совпадают.
Безударные окончания имен существительных множественного числа можно проверить ударным окончанием слова стол или по таблице.
Помогите пожалуйста. Уже не знаю куда обратиться перерыла весь интернет.
Я учусь на педагога начальных классов,у нас есть такой предмет как Методика преподавания Русского языка.
Я учусь на педагога начальных классов,у нас есть такой предмет как Методика преподавания Русского языка.
Вы учитесь на Педагога? Каких классов?
может в этом случае необходимо разобрать слова по составу?
ага. Сбили с меня шапку-спесивку
мой муж (он конкретный «муж филолога» ) — говорит: в них во всех есть безударные гласные, больше одного слога и. буквы!
ага. Сбили с меня шапку-спесивку
мой муж (он конкретный «муж филолога» ) — говорит: в них во всех есть безударные гласные, больше одного слога и. буквы!
а где связь искать ? По смыслу или составу слова ?
мне главное знать как они связанны,а цель и этап я сама напишу
Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи.
2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.
Оборудование: интерактивная доска
памятки по разбору частей речи
схемы разбора частей речи
разноуровневые задания на карточках
тесты
Тип урока: обобщение.
Методы: проблемный
частично – поисковый
наглядный
игровой
Формы работы: фронтальная
индивидуальная
групповая
Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации
Ход урока
I. Вводно – мотивационный этап.
1. Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Операционно – познавательный этап
1. Выход на тему и цель урока.
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Представление гостей.
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые.
Как зовут нашего гостя? (Имя существительное)
(слайд № 1)
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы.
(Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака)
R: Итак: Что обозначает существительное?
На какие вопросы оно отвечает?
б) Встречайте второго гостя
Художницу нашу знает весь свет
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие.
Оно с существительным живёт на редкость дружно,
Изменит окончание, когда ему нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле:
Стоит в одном с ним роде и в одном числе.
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)
(слайд № 1)
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?
Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.
R: Итак: Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
в) Встречайте третьего гостя
Я, страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)
(слайд № 1)
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.
Так какие действия выполняет глагол?
(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.)
R: Итак: Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи)
Значит, что мы будем сегодня повторять?
2. Обобщение (работа в группах)
А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё написали, а затем рассказали.
(Раздаю группам опорные схемы)
Имя существительное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
3.
Имя прилагательное
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
2.
Глагол
1.Что обозначает
2.Отвечает на вопросы
3.Грамматические категории
1.
Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. (слайд № 2)
R: Итак, зачем мы проводили с вами эту работу?
(Повторили все, что мы знаем о частях речи)
3. Каллиграфическая минутка.
Открыли тетради, записали дату, название работы, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.
Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.
С какой целью мы её проводим?
(Отрабатываем навык красивого письма)
Посмотрите запись на доске.
весна – с
ранняя – п
наступила – ?
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите.
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г
Определите последовательность букв в данном ряду и продолжите до конца строки.
спг гпс спг…
Какое соединение будет следующим?
4. Орфографическая минутка
Ребята, прочитайте слова на доске. Составьте с ними предложения и найдите в них орфограммы.
(Записываем предложение и выделяем орфограммы)
Наступила ранняя весна.
5. Физкультминутка
А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
Встали, вышли из – за парт.
Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой.
Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Деревья распускаются.
— О чем говорится в этих предложениях? (о весне)
— Какие признаки весны были перечислены?
— Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов? (3)
6. Закрепление изученного.
1) Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске)
Проблемная ситуация
Даны слова: — Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо)
— Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему?
— Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.
— Что объединяет все эти слова?
2) А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам помогут памятки (слайд № 3), которые у вас на партах. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях.
Памятка по разбору частей речи (3 класс) (слайд № 3)
Имя существительное
Вопрос (кто? что?)
1. Одушевленное или неодушевлённое.
2. Собственное или нарицательное.
3. Род.
4. Число.
Имя прилагательное
Вопрос (какой? какая? какие?)
1. Число
2. Род (если в ед. числе).
Глагол
Вопрос (что делает? что делают?)
1. Число
2. Время
Весна – сущ., (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч.
Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р.
Наступила – глаг., (что сделала?) в ед. ч., пр.вр.
Проверка.
R: Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?
7.Проблемная ситуация
Даны слова: печь, пила, больной.
— Какими частями речи являются данные слова? Докажите.
— Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.
8. Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию)
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )
3 класс
Тема: Части речи (обобщение)
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
— Как вы определяли часть речи?
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
— Как вы находили лишнее слово?
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес — … , … .
— Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
9. Домашнее задание (слайд № 5)
1 уровень с. 185 упражнение 426
2 уровень с. 183 упражнение 422
3 уровень с. 186 упражнение 428
III. Этап контроля и рефлексии.
— Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
— Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
— А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Какое задание вызвало затруднение?
А сейчас проверим свои знания с помощью теста.
Тест по русскому языку (слайд № 6)
3 класс
Тема: Части речи (обобщение)
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета
4. Из данных слов выбери имена существительные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
5. Из данных слов выбери прилагательные.
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
6. Из данных слов выбери глаголы
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет
Работа в парах. Взаимопроверка по ключу. (слайд № 7)
Ключ: 1 – а 4 – в
2 – б 5 – а
3 – в 6 – б Выставление оценок за тест.
Дополнительные задания
(на внимание, логику и сообразительность)
Игра «Дополни словечко»
Посмотри как связаны между собой первые два слова и догадайся, какое слово должно стоять вместо вопроса. Докажи. Определи части речи слов.
небо – птица, река – ? белый – чёрный, утренний – ?
человек – нос, слон – ? повысил – понизил, заплакал – ?
Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова – 7 клас, Русский язык
Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis – соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.
Тема: Повторение изученного в 5-6 классах
Урок: Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Корень – это обязательная часть слова.
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере–о-деть).
Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
4. Нулевая морфема
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,
Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.
5. План морфемного разбора слова
Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.
Стола – Р.п.
Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
7. План словообразовательного разбора слова
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – переделать
Суффиксальный: синий – синенький
Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
5. Указать средство словообразования.
6. Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
Основы, от которых образовано слово, – мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
Домашнее задание
Упражнения №23, 24. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?
Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
Задание №3. Какое слово неправильно разобрано по составу?
Задание №4. Какое слово неправильно разобрано по составу?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Казанский федеральный университет. Словообразовательный и морфемный словарь (Источник).
2. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Словообразование» (Источник).
3. Архивы форума «Говорим по-русски». Словари русского языка (в том числе редкие) (Источник).
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
5. Тихонов А.Н., Беркович Т.Л. «Все трудности русского словообразования». Словарь-справочник. – Аст.: Астрель, 2010.
Оставьте отзыв о качестве урока Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова в комментариях !!