Морфологический разбор слова «кресло»
Морфологический разбор слова «кресло»
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
- причастия;
- деепричастия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
- начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род (м,ж, ср.);
- число (ед., мн.);
- склонение;
- падеж;
- синтаксическая роль в предложении.
План морфологического разбора существительного
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
- разряд, согласно значению:
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
- переходность:
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- наклонение:
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
Урок по русскому языку "Имя прилагательное"
Цель урока — познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку «Имя прилагательное»»Конспект урока русского языка для 2 класса
Тема: Имя прилагательное
Раздел: Части речи
УМК: Школа России
Учебник: В.П. Канакина. Русский язык. 2 класс. 2 часть. – М.: Просвещение, 2012.
Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
Задачи: 1) формировать умение распознавать имена прилагательные, устанавливать связь между именем прилагательным и существительным; определить роль имени прилагательного в речи; формировать навыки грамотного письма; повторить знания об имени существительном и глаголе;
2) развивать речь, мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;
3) воспитывать доброе отношение к природе и ее красоте, любовь и гордость к русскому языку.
Используемая литература:
Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»). –М.: ВАКО, 2013
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь
Организационный момент
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Словарная работа
На доске запись: МОЯГОДАРЫЗЕОЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО
-В этой строке спрятались слова. Найдите их и запишите в тетрадь. (Ягода, ветер, лопата, скоро)
-Какие это слова? (Словарные)
-Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
Самоопределение к деятельности
(На доске записана пословица «Верный друг познаётся в деле»)
-Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Познаётся – становиться известным, познанным. Только на деле становится известно кто из друзей верный)
-Эта пословица будет девизом нашего урока. Давайте сегодня мы с вами будем работать вместе, помогать друг другу.
-Запишите эту пословицу в тетрадь.
-Вспомните, что такое имя существительное?
— Посмотрите на пословицу и выберите слова, которые относятся к данной части речи. (Друг – предмет, отвечает на вопрос кто?, дело – предмет, отвечает на вопрос что?)
-Вспомните, что такое глагол?
-Какие слова в пословице относятся к данной части речи? (Познаётся, отвечает на вопрос что делает? и обозначает действие предмета)
— Какое слово осталось? (Верный)
— Что оно обозначает? (Внутреннее качество человека)
-На какой отвечает вопрос? (Какой)
-Если это не имя существительное и не глагол, то к какой части речи оно относится? (Некоторые ученики могут назвать имя прилагательное)
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель урока. (Познакомиться с новой частью речи, узнать как можно больше об имени прилагательном)
-А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? (Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи)
Изучение нового
-Попробуем определить, что такое имя прилагательное. Для этого посмотрите на доску.
(На доске записаны слова: белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска)
-На какие группы можно разделить эти слова? (Имя существительное и имя прилагательное)
-Запишите слова в два столбика. (проверка)
краска, заяц, кресло, улицы; 2) белая, робкий, деревянное, широкие.
-На какие вопросы отвечают слова первого столбика?
-На зовите одушевленное существительное, неодушевленные.
-Посмотрите, что обозначают слова второго столбика и на какие вопросы они отвечают? (Белая (какая?) – цвет, робкий (какой?) – внутренне качество, деревянное (какое?) – материал, широкие (какие?) – размер)
-Соедините их с нужным по значению именем существительным из первого столбика, и прочитайте полученные словосочетания. (Белая краска, деревянное кресло, широкие улицы, робкий заяц)
-Что же обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)
-Давайте сделаем вывод, что такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?)
-Проверим наш вывод с правилом в учебнике на стр. 86.
(Учащиеся читают правило и делают вывод, что они правильно дали определение)
-Вы немножечко устали?
Так давайте отдохнем,
Все у парт тихонько встанем,
И зарядку мы начнем.
Если названное слово
То присядем, дружно встанем,
Ручки вверх поднимем.
Ну, а если вдруг скажу я
Что-то из глаголов,
Мы без уговоров.
(Например: стул, стоять, нос, нёс, солнце, село, сел и др.)
Закрепление нового материала
-У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им станет веселее жить.
Вот громкий стук,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
-О каких словах идет речь в стихотворении? (Об именах прилагательных)
-Подумайте, для чего нужны имена прилагательные? (Чтобы украшать предметы, чувства и явления)
-Давайте в этом убедимся. Прочитаем текст на доске.
Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников.
-О чем этот текст? (Текст о весне)
— Какое у него настроение? (грустное, неинтересное, скучное)
-Какой части речи в нем не хватает, чтобы текст стал интересным, красочным? (Имени прилагательного)
-Дополните текст именами прилагательными. Что у вас получилось?
(Пришла ранняя весна. Она подарила людям яркие цветы. Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников)
-У нас получился очень красивый текст, как и сама весна. Чем может быть красива весна? (ответы детей)
-Какой сделаем вывод об именах прилагательных? (Имена прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь, делать ее более точной, выразительной)
-Поработаем с учебником. Выполним упражнение 149. Прочитайте высказывание Алексея Николаевича Толстого о русском языке. (Читает хорошо читающий ученик)
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
-Какой, по мнению автора, русский язык?
-Почему автор так считает? (ответы учащихся)
-А как бы вы сказали о русском языке? (ответы учащихся)
-Спишите этот текст.
-К какой части речи относятся выделенные слова? Докажите?
-Подпишите сверху над ними часть речи (Прил.)
-Имена прилагательные подчеркиваются волнистой линией. Подчеркните их.
Папа важный, краснолапый,
Мама беленькая вся,
Детки желтые у папы, —
Чья ж гуляет тут семья? (Гусиная семья)
-Докажите, что выделенные слова – это имена прилагательные.
-С какими существительными они связаны по смыслу? (важный, краснолапый – папа; беленькая – мама; желтые – детки). Обозначим это стрелочкой.
-Поставим вопрос от имен существительных к именам прилагательным. Подпишем вопросы над стрелочками.
Итог урока
-Назовите тему урока.
-Что вы узнали об имени прилагательном?
-Для чего нужны имена прилагательные?
(На доске картинка с изображением весны)
-Посмотрите, какое время года показано на картинке?
— Назовите слова предметы, которые вы видите. (Небо, ручей, береза)
— Какой частью речи являются эти слова? (Существительные)
— Запишите эти слова в тетрадь в столбик.
— Подберите к каждому слову по 2 слова прилагательных. (Взаимопроверка)
Рефлексия
На доске записано слово «Ученик». Скажите о себе, как об ученике, используя имена прилагательные.
Относительные прилагательные. Примеры
Относительные прилагательные — это слова, которые обозначают постоянный признак через отношение к другому предмету (стеклянная чашка — чашка из стекла, осенний день — день осени).
Выясним, какие грамматические признаки имеют относительные прилагательные. Приведем примеры относительных прилагательных в соответствии с их семантической градацией.
Что такое относительные прилагательные?
Относительные прилагательные в отличие от качественных прилагательных выражают постоянный признак предмета опосредственно, через отношение к другому предмету. Например, в словосочетании «зимнее утро» прилагательное обозначает признак предмета, связанный со временем. Это словосочетание возможно трансформировать таким образом:
КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ Оценка: плохой, добрый. Материал: кожаный, деревянный. Принадлежность человеку
или животному
(вопрос Чей?):
медвежья, мамин.Размер: высокий, глубокий. Назначение: спортивный, военный. Вес: тяжелый, невесомый. Время: утренний, ночной. Запах: ароматный, душистый. Место: городской, лесной. Температура: холодный, теплый. Количество: двухлетний, столетний. Действие: пугливый, смелый. Относительным прилагательным синонимичны падежные или предложно-падежные формы существительных.
Понаблюдаем:
- алюминиевый обруч — обруч из алюминия;
- домашние тапочки — тапочки для дома;
- двухлетний ребенок — ребенок двух лет.
Относительный признак предмета не может менять свою интенсивность, поэтому относительные прилагательные не сочетаются с наречиями меры и степени и не образуют степеней сравнения.
Примеры относительных прилагательных
Относительные прилагательные обозначают признак, который относится:
1. к материалу, из которого изготовлен предмет:
- ситцевое платье;
- серебряная чаша;
- бронзовая статуэтка;
- дубовая бочка;
- резиновые сапоги;
- серебряный крестик;
- картонная коробка;
- бумажный пакет;
- деревянные перила;
- эмалевая брошь;
- тюлевая занавеска;
- марлевая повязка;
- никелевый провод;
- восковая свеча;
- кожаное кресло;
- вечерний поезд;
- утренний чай;
- сегодняшние новости;
- вчерашний суп;
- прошлогодний план;
- осенний дождь;
- зимний холод;
- весеннее солнце;
- летняя одежда;
- январский мороз;
- апрельское тепло;
- июльская жара;
- сентябрьские заморозки;
3. к местоположению:
- речной порт;
- морской бриз;
- степной ветер;
- полевые цветы;
- лесной орешник;
- луговые травы;
- городской пейзаж;
- сельская улица;
- деревенский дом;
- просёлочная дорога;
- здешний старожил;
- нижний этаж;
- верхняя полка;
- московский житель;
- двойная ошибка;
- тройной прыжок;
- двухэтажный дом;
- пятикопеечная монета;
- шестилетний сын;
- метровая высота;
- килограммовая гиря;
- трёхтонный грузовик;
- стиральный порошок;
- беговая дорожка;
- подготовительное отделение;
- плавательный бассейн;
- студенческий билет;
- родительский комитет;
- туристическое бюро (бюро для туристов);
- альпинистское снаряжение;
- пассажирский поезд;
- спортивная обувь;
- кухонный комбайн.
Примеры:
- бархатная портьера — бархатные лапки у кошки (мягкие лапки);
- золотой браслет — золотые руки (умелые руки);
- жемчужное ожерелье — жемчужные зубы (белые зубы);
- железные гвозди — железные нервы (крепкие нервы);
- свинцовый слиток — свинцовая туча (серая туча).
Видеоурок
Степени сравнения прилагательных в английском языке
Еще раз напомним, что прилагательное (Adjective) – это слово, которое обозначает признак предмета, лица или явления. Оно отвечает на вопрос «какой?». Давайте рассмотрим, как образовать степени сравнения прилагательных в английском языке.
Все прилагательные делятся на две группы: качественные (qualitative) и относительные (relative). Но не все из них мы можем сравнивать. Например, «деревянный» – относительное прилагательное, и мы не можем сказать «более деревянный». А качественные прилагательные можно представить в положительной (красивый), сравнительной (красивее) и превосходной (самый красивый) степенях сравнения. А теперь мы расскажем о каждой степени подробно.
Сравнительная степень прилагательных в английском языке. Comparative degree
Сначала кратко расскажем о положительной степени. Положительная степень – это простая форма прилагательного: умный, веселый, мягкий. Эту форму вы встречаете в словарях. Например: brave (храбрый), new (новый), cold (холодный).
Сравнительная степень используется, когда сравнивают характеристики двух или более предметов, лиц. Такие слова, как «быстрее», «выше», «сильнее» – прилагательные в сравнительной степени. Как ее образовать?
- К коротким прилагательным (состоят из одного или двух слогов) нужно добавить окончание -er: cheap (дешевый) – cheaper (дешевле), narrow (узкий) – narrower (уже), long (длинный) – longer (длиннее).
- Если прилагательное заканчивается на -e, то мы просто добавляем -r: close (близкий) – closer (ближе).
- Если прилагательное заканчивается на -у, то -y меняется на -i: lucky (везучий) – luckier (более везучий), easy (простой) – easier (проще).
- Если прилагательное заканчивается на сочетание гласная + согласная, то конечная согласная удваивается: big (большой) – bigger (больше), hot (горячий) – hotter (горячее).
- Сравнительная степень длинных прилагательных (более 2-х слогов) образуется при помощи слов more (более) и less (менее): expensive (дорогой) – more expensive (дороже), serious (серьезный) – less serious (менее серьезный), comfortable (удобный) – more comfortable (более удобный).
Превосходная степень прилагательных в английском языке. Superlative degree
Если для сравнительной степени нужно два объекта, чтобы сравнивать характеристики, то для превосходной нужно несколько объектов, среди которых мы будем выделять один «самый-самый». Для образования этой степени мы выполняем следующее:
- К коротким прилагательным добавляем окончание -est: thin (тонкий) – the thinnest (самый тонкий), fast (быстрый) – the fastest (самый быстрый). При этом прилагательные на -e, -у и на согласную букву подчиняются тем же правилам, что и при образовании сравнительной степени: the simplest (самый простой), the busiest (самый занятый).
- Длинные прилагательные мы употребляем со словами most (самый) и least (менее всего): talented (талантливый) – the most talented (самый талантливый), interesting (интересный) – the least interesting (наименее интересный).
При образовании этой степени обязательно нужно употреблять артикль the, как и написано в вышеуказанных примерах.
Особые прилагательные
А еще в английском есть список прилагательных, которые могут употребляться и с суффиксами, и с со словами more/most, less/least.
Слово Перевод Able Способный Angry Злой Clever Умный Common Общий Cruel Жестокий Friendly Дружелюбный Gentle Нежный Handsome Красивый Narrow Узкий Pleasant Приятный Polite Вежливый Quiet Тихий Serious Серьезный Simple Простой Sour Кислый Прилагательные-исключения
Также есть прилагательные, степени сравнения которых образуются не по общему правилу. Эти прилагательные, как и их формы, следует знать наизусть.
- Good – better – the best (хороший – лучше – лучший).
- Bad – worse – the worst (плохой – хуже – худший).
- Little – less – the least (маленький – меньше – наименьший).
- Many/much – more – the most (много – больше – наибольший).
- Old – older – the oldest (старый – старше – самый старый).
- Old – elder – the eldest (старый – старше – самый старший) – о членах семьи.
- Late – later – the latest/last (поздний – более поздний – последний/последний по времени).
- Late – the latter – the last (поздний – второй из двух перечисленных – последний по порядку).
- Near – nearer – the nearest (близкий – более близкий – ближайший по расстоянию).
- Near – nearer – next/the next (близкий – более близкий – следующий по времени/следующий по порядку).
- Far – farther – the farthest (дальний – более дальний – самый дальний).
- Far – further – the furthest (дальний, далекий – дальнейший – дальнейший/добавочный).
Предлагаем вам изучить табличку со степенями сравнения.
Это основные правила образования степеней сравнения прилагательных в английском языке. Не забудьте в конце пройти тест, чтобы проверить, как хорошо вы запомнили этот материал.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Текст для сайта — больше, чем текст
Лет сорок назад, когда я пробовала себя в журналистике, отец читал каждый мой текст, сокрушенно качал головой: «Где твое чувство слова?» и правил каждое предложение. На первый взгляд, правки были небольшими: поменять местами два слова, убрать штампы и лишние эпитеты, добавить подлежащее в безличное предложение, разделить один абзац на два. Но текст — преображался. Этот процесс папа называл «пройтись рукою мастера».
Другой мой учитель — критик и литературовед Самуил Аронович Лурье. Он говорил: «Начиная редактировать текст, первым делом выкиньте из него местоимения «весь» и «свой». Я выкидывала. Текст — преображался.
Позднее к этому списку добавились «данный», «является», «деятельность», «уникальный» и еще несколько слов, которые гуру копирайтинга называют «стоп-словами». «Стоп» — потому что, наткнувшись на такое слово, читатель плюнет и закроет страницу как пустую и не заслуживающую доверия.
Каким должен быть текст для сайта, а каким он не должен быть никогда? За последнее время я прочла множество умных и правильных статей по копирайтингу и думала, что знаю достаточно. Но вчера, прочитав советы Максима Ильяхова по редактуре и информационному стилю, я поняла еще одну важную вещь: текст для сайта, блога, паблика в соцсетях — это больше, чем просто текст. Это позиционирование, то есть лицо — и не только товара, услуги или компании, но и твое собственное лицо как профессионала.
Страница советов выстроена элементарно: вопрос — ответ. Реальные вопросы, на которые Максим каждое воскресенье дает более, чем реальные ответы. Эти диалоги касаются не только стиля или пунктуации, но и смысла — не побоюсь этого слова — жизни.
Копирайтер: Максим, увидел ваш слайд о стоп-словах. Среди них есть раздел о качественных прилагательных. Расскажите подробнее, почему качественные прилагательные — это стоп-слова. Что с ними делать? Как редактировать? Заодно объясните, как отличить качественное прилагательное от относительного.
Максим Ильяхов: Относительные прилагательные говорят о происхождении, отношении, источнике; качественные — о свойстве, качестве. В словосочетании «дорогой китайский шёлк» «дорогой» — качественное; «китайский» — относительное.
Качественные прилагательные — это яд, потому что часто описывают не объективное качество предмета, а авторскую оценку и выводы.
Продаём бюджетные подержанные иномарки безупречного качества.
Это надёжная машина с низким расходом топлива и удобным салоном.
Высококачественные материалы салона и безупречная сборка делают салон комфортабельным и достаточно роскошным.
Выделенные слова — качественные прилагательные, которые навязывают читателю выводы и не несут полезной информации. Бюджетные — это мягкий синоним слова «дешёвый». Но что такое «дешёвый»? Для кого дешёвый? Насколько низкий расход? Кому удобно в салоне?
В хорошем информативном тексте читатель сам сделает нужные выводы. Поэтому не оценивайте, а описывайте:
Продаём трёхлетние иномарки до 500 000 рублей. Проверяем механику, электронику и двигатели в собственном цеху.
Эта машина выдержала десять поездок из Москвы в Санкт-Петербург. Расход топлива в городском цикле ниже, чем у всех известных нам машин этого класса — 7,7 литров.
Салон обтянут тёмной кожей, управляющие элементы — хром и алюминий. Такие же материалы используются в моделях от 1,2 миллионов рублей. Удобство салона проверили на нашем менеджере Иване (рост — 196 см). Чтобы Ивану было удобно, водительское кресло отодвинули назад до упора. В таком положении на заднем сидении помещается только ребёнок.
Когда автор использует качественное прилагательное, у него создаётся ложное ощущение выполненной задачи: как будто фразой «удобный салон» он донёс мысль. На самом деле читатель отфильтрует эту фразу и не поймёт автора. Это провал. Чтобы не допустить провала, избегайте качественных прилагательных. Убеждайте фактами, цифрами, фотографиями, демонстрациями, приводите примеры и объясняйте.
Копирайтер: Максим, как вы относитесь к необходимости писать плохие тексты? Например, для того же сайта СМС-диет или финансовой пирамиды — то есть для проектов, в которые заведомо не веришь. Насколько правильным будет забыть на время о своих взглядах и сконцентрироваться на выполнении конкретной задачи?
Максим Ильяхов: Я считаю, что это недопустимо. Нельзя писать текст, делать дизайн или вообще как-либо сотрудничать с бизнесом, который не соответствует вашим принципам. Изменять себе вредно.
Допустим, к вам обратился сайт фальшивых СМС-диет. Вы согласились написать для него текст. Что дальше?
Вы профессионал, поэтому обязаны написать отличный текст, который будет продавать. Сайт продаст больше фальшивых диет, больше людей потеряют деньги и не добьются результата, разочаруются, расскажут друзьям. Сайт с вашим текстом заработает дурную репутацию.
Так как первое время сайт будет продавать больше, владелец сайта снова обратится к вам за текстом для других своих проектов — гороскопов, милицейских баз данных и инфобизнеса на миллион. Если он уговорил вас взяться за свой первый сайт, он уговорит и на новые. За ним придут друзья и конкуренты. Все на рынке будут знать, что за деньги вы напишете о чём угодно.
Несмотря на коммерческий успех в узком кругу лохотронщиков, вы не сможете открыто развивать свою практику: вам будет стыдно показать работы в портфолио. Однажды заказчики-лохотронщики поссорятся с вами и найдут новых исполнителей. А вам нечего будет показать миру. Считайте, что всё это время вы не работали.
Мне кажется опрометчивым браться за проекты, под которыми вы не сможете поставить своё имя. Вы фактически работаете за еду, что ставит вас в уязвимое положение. Завтра от ваших услуг откажутся, и вам нужно будет срочно искать новый источник заработка. Без репутации на рынке это сложно. С дурной репутацией — почти невозможно.
Другое дело — если вы верите в продукт, о котором пишете. Вы сможете стать лучшим писателем для инфобизнеса, яростным апологетом диеты Ксении Бородиной, фанатичным евангелистом МММ или главным российским копирайтером сигаретных марок. Возможно, вы будете сеять в мире разрушение, но хотя бы вам будет за себя не стыдно.
Копирайтер: Как вычитывать тексты эффективнее? Или, может, это просто не моя работа? Помогите советом.
Максим Ильяхов: Большая часть ошибок пропадает сама, если пользоваться автоматическими системами проверки орфографии. Чаще всего мне хватает встроенной маковской проверки, но особенно ответственную работу я перепроверяю в «Литере 5».
Действенный, но медленный приём — перечитывать текст пословно с конца. Вы читаете слова не в потоке, а по отдельности. Так проще заметить орфографические ошибки и описки, но со временем глаз всё равно замыливается.
Чтобы уменьшить число пунктуационных ошибок, пишите простыми короткими предложениями. Кроме шуток: если вы заблудились в запятых, то читатель точно заблудится.
Вот три примера, а дальше отсылаю на страницу советов: https://bureau.ru/bb/soviet/ilyahov/
Только не начинайте, как я, читать их около полуночи, а до зачитаетесь до утра.