Побольше или по больше
Побольше или по больше?
Признайтесь, как часто вы слышите от любимых родителей фразу «съешь побольше дочка/сыночек»? А задумывались ли вы когда-нибудь над этой фразой? Что же это такое «побольше»? И как оно пишется: слитно или раздельно? Побольше или по больше?
Давайте начнём разбираться в этом вопросе вместе.
Правописание слова
Чтобы узнать, как правильно пишется данное слово, нужно уточнить какой частью речи оно является.
К слову побольше можно задать два вопроса – каков? и как?. Если оно отвечает на первый вопрос, то данное слово является сравнительной степенью прилагательного большой, в противном случае мы можем смело заключить, что перед нами наречие.
- Эта статья по нейрохирургии побольше, чем предыдущая. (Статья какова? — прилагательное)
- Возьми побольше свежих фруктов в дорогу, они тебе непременно пригодятся. (Возьми как? – наречие)
Наверное, вы уже заметили, что рассматриваемое в данной статье слово, будь оно наречием или именем прилагательным всегда пишется слитно с приставкой по-. «Почему так, а не иначе?» — спросите вы. Потому что русский язык изобилует подобными словами, и слитное правописание приставки по- с именами прилагательными и наречиями в сравнительной степени, оканчивающимися на букву е уже стало языковой нормой:
- мягче – помягче
- тише – потише
- слаще – послаще и др.
Примеры предложений
- «В Новом году у вас будет побольше шансов исправить годовую оценку, Григорий», — заявила во всеуслышание Татьяна Ивановна, наша учительница по химии и биологии.
- Терапевт, быстренько осмотрев Олега, заявил, что спать ему нужно побольше и поменьше думать об успехе и деньгах.
- «А нельзя ли было задать ещё побольше домашки? — с негодованием воскликнула Констанция как только преподаватель удалилась из своего кабинета. – У нас ведь так «мало»* работы…»
*зд. в значении «много»
- Ева пожелала побольше счастья и любви новоиспечённым молодоженам и тихонько опустилась на свой табурет, который стоял в самом дальнем углу банкетного зала.
- Спрос рождает предложение: сейчас как завезём побольше товаров, как накрутим поменьше, да как продадим побыстрее!
Ошибочное написание
Кажется, что запомнить, как правильно пишется побольше или по больше, с первого раза практически невозможно. Однако, это не так. Все очень просто, нужно лишь следовать алгоритму, представленному ниже:
- В слове есть приставка по-?
- Слово заканчивается на –е?
- Слово является именем прилагательным или наречием в сравнительной форме?
Если на все вопросы вы положительно кивнули, то пишите слитно!
Тем не менее, некоторые друзья-товарищи всё же так и норовят написать неправильно. Многие пишут побольше через дефис – по-больше, а некоторые могут написать эту фразу даже раздельно – по больше.
Синонимы
Синонимами могут выступать такие слова, как «много», «в большом количестве», «в значительной степени», «в значительном количестве», «в крупном/большом объеме» и др.
Заключение
Итак, сегодня мы рассмотрели правописание слова побольше и определили потенциальные ошибки при написании данного прилагательного/наречия. Надеемся, что статья была полезна.
Конспект урока трудового обучения по столярному делу.
— Стол, стул, табурет — назовите одним словом (Мебель).
— Что такое мебель? Для чего она нужна? _
-Расскажите о правилах ухода за мебелью.
-А что происходит с мебелью, если за ней неправильно ухаживать?
Прочитайте и расскажите. Работа по учебнику, страница 195.
— Что нужно сделать, если мебель пришла в негодность, вам подскажут слова АНАГРАММЫ(( Проводит учитель русского языка)
( на доске слова, буквы перепутались). Ремонт мебели.
Назовите виды ремонта.( Ученики называют виды ремонта мебели).
3. Сообщение темы урока.
— А сегодня мы остановимся на одном из них.
— А каким видом ремонта мы будем заниматься, узнайте из следующей АНАГРАММЫ.
( слова, где буквы перепутались).
АЕНЗМА ИКЖОНПРО В АТЕРУТБЕ.
ЗАМЕНА ПРОНОЖКИ в ТАБУРЕТЕ.
— Словарная работа. ( Проводит учитель русского языка)
Запомните правописание этих слов.
Мебель Проножка ( разбор слова по составу). Табурет.
4. Составление плана работы.
( каждый сам составляет план работы — по карточкам).
1 .Выбор заготовки.
2.Выстрогать базовую пласть, кромку.
З.Разметить заготовку по ширине, толщине.
4. Выстрогать вторую пласть, кромку до линии разметки.
5. Разметить шипы.
6. Запилить по пласти и торцу до линии разметки.
7. Проверить изделие, зачистить неровности стамеской, рашпилем.
5.Проверка составления плана.
6.Физ.минутка. «Игра с пальцами».
Ученики сидят спокойно за партами. Книги лежат перед ними. По команде учителя выполняют те движения, которые он называет. *закройте глаза. Ощупываем контуры книги с закрытыми глазами; *провести пальцами по обложке книги с закрытыми глазами; *откройте глаза. Посмотрите только на правый нижний угол книги. Посмотрите только на левый угол верхний книги. Пробегите глазами тот путь ещё раз.
* Пробежите пальцами от правого верхнего угла до левого нижнего угла вверх, вниз.
* закройте глаза, с закрытыми глазами пальцами, обойдите по всей кромка книги,
* откройте глаза. Сделайте глубокий вздох и выдохните.
7.-А сейчас запишем план работы в тетрадь. Работа в тетрадях.
8.Работа с чертежом.
Назовите инструменты, которые нам будут нужны для работы.
(обратить внимание на правильное написание слов рубанок, стамеска, рашпиль, молоток).
10.Индивидуальное задание Карпенко А.( Изготовить указку).
По ходу выполнения работы указывать на недостатки и ошибки. Оказание индивидуальной помощи.
12.Итоговая часть. Оценка результатов работы.
Разбор допущенных ошибок, анализ причин, их вызвавших.
Возможность применения в жизни полученных знаний.
— Как вы думаете, знания и умения, которые вы получили сегодня , могут пригодиться в жизни?
( Красная полоска — нет, жёлтая полоска — не знаю, зелёная полоска -да,
Карточки( у каждого ученика).
2.Запилить по пласти и торцу до линии разметки.
3.Выстрогать базовую пласть, кромку.
5.Разметить заготовку по ширине, толщине.
6.Выстрогать вторую пласть, кромку до линии разметки.
7.Проверить изделие, зачистить неровности стамеской, рашпилем.
Нужно изготовить указку.
Какой инструмент для этого необходим:
ножовка, стамеска, рубанок, молоток, топор?
Вычеркни лишние инструменты.
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 32 Скачиваний: 8
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
НЕКРАШЕНЫЙ или НЕКРАШЕННЫЙ, как правильно писать?
Слово «некрашеный», которое является отглагольным прилагательным, пишется с суффиксом -ен-.
Чтобы выбрать правильный вариант написания интересующего нас слова, «некраше н ый» или «некраше нн ый», с одной буквой «н» или с двумя, сначала составим словообразовательную цепочку:
красить → крашеный → не крашеный.
Правописание слова «некрашеный»
С помощью приставки не- от однокоренного прилагательного «крашеный» образовано новое слово-антоним, которое в свою очередь является производным от глагола несовершенного вида:
(что делать?) красить.
Прилагательные, образованные от глаголов, пишутся как с одной буквой «н» в суффиксе, так и с двумя , сравним:
- (что сделать?) рассеять — рассеянный вид;
- (что сделать?) возмутить — возмущенный крик;
- (что делать?) грузить — гружёный состав;
- ( что делать?)пилить — пиленые дрова.
Исходя из этих наблюдений, сделаем вывод, что в первую очередь выбор написания -н- или -нн- в именах прилагательных зависит от грамматической категории вида производящего глагола.
Предпримем второй шаг: определим, есть ли в исследуемом слове другая приставка? Нет. Учтём:
Эта приставка не меняет несовершенный вид глагола на совершенный, как другие приставки, например:
- (что делать?) сушить — суше н ая трава — несуше н ая трава;
- (что сделать?) рассеять — рассея нн ый ученик.
Также в слове «некрашеный» нет суффиксов -ова-/ёва-, как например в словах:
- маринова нн ый огурец;
- лакирова нн ые туфли;
- фарширова нн ый перец.
И последнее исследование: у прилагательного «некрашеный» нет зависимых слов, в противном случае это уже страдательное причастие в полной форме, которое с отрицательной частицей «не» пишется, во -первых, раздельно и имеет суффикс -енн-, например:
- не крашенный много лет пол;
- не крашенная матерью пряжа;
- не крашенное дедушкой крыльцо;
- не крашенные хной волосы.
На линючей, давно не крашенной крыше дома дрались воробьи (А. Будищев. Семибоярские).
У горстки людей, оторванных от всего этого, было такое чувство, что они давно расстались с домом и неизвестно, когда снова увидят рубленые, давно не крашенные домишки, аккуратно расставленные по обе стороны широкой улицы (И. В. Семенов).
Вывод
Примеры предложений
У другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки (А. Куприн. Поединок).
На большом некрашеном столе в беспорядке валяются грязные тарелки (Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы).
Дорога, усыпанная гравием, вела через аллею к подъезду — простому, как и весь дом из некрашеного белого дерева (Александр Грин. Искатель приключений).
Посреди ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет — всё некрашеное и грязное (Максим Горький. На дне).
Последние несколько ярдов нас трясло вовсю, но вот наконец мы подкатили к запущенному, некрашеному двухэтажному дому (Р.Д. Бредбери. Удивительная кончина Дадли Стоуна).
Он решительно толкнул некрашеную входную дверь и вошёл внутрь (В. Михайлов. Габриэль).
Полы были щелястые, из некрашеных, трескающихся от старости досок, и пыль, которая поднималась сквозь щели, мать заметала каждый день обратно (Джон Уильямс. Стоунер).
Аллея вела к коттеджу из некрашеного ракушечника с синей крышей и облупленными синими ставнями, довольно неказистому снаружи, но уютному и комфортному внутри (Стивен Кинг. Гретель).
Правильное написание слова табурет
Как всё-таки правильно говорить : табуретка или тубаретка ? табуретка
Правильно ,,табурет. Остальные варианты — просторечия.
Табурет, табуретка -сиденье на четырех ножках без спинки
А это может что то решить? Какие то глобальные проблемы?
Глобальная проблема личной необразованности и бескультурья ))). Дерёвня , одним словом , а не хочется )))
Если я необразованная скажу тубаретка? Мир обрушеться? Или у Вас от моего бескультурья депрессия начнется?
Депрессия не начнётся , но я буду знать , что не я один бестолочь необразованная ))))
говорить "тубаретка" -запрещает табу. Значит "ТАБУретка"
Пудеретка! (Моя младшая сестра плохого не посоветует!)))
Прикольней тубаретка.Так и говорите,красиво звучит!!))))
А может тобуретка,хотя комп говорит это неправильно.
Первое слово табуретка правильное. от слова табурет.
Как вам нравится так и говорите.остальным фиолетово
Ночной кошмар филолога : табуретка, стулка, дверка.
В наше время безграмотной власти — это уже не важно.
да лучше стул так проще , главно на чем сидеть было
в словарь Даля загляните,там подскажут наверняка
табуретка. потому что нельзя бить по голове — табу
да какая разница, главное, что бы там было 4 ножки.
Да как угодно, главное чтобы сидеть было удобно.
КАК ВАМ УДОБНЕЙ,ТАК И ГОВОРИТЕ,КОМУ НАДО ПОЙМЕТ.
Конечно, тубуретка, какие могут быть сомнения )))
Все, кроме Вас , знают, что правильно — табуретка
Я интуитивно понимаю , но надеялся объяснения увидеть , а кроме аргумента , что так ПАТАМУШТА не увидел ))))
Учимся говорить и писать правильно (советы логопеда)
1. «Подсчет звуков в слове»
Предлагаем ребенку слово и просим сказать, сколько в нем звуков.
Чтобы разнообразить это скучное упражнение, играем в веселые развивающие игры. Как проводить анализ слов? Сначала для выполнения этого упражнения предлагаем слова, содержащие гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у] и любые согласные .
Примерный набор слов:
Из 3-4 звуков:
Кит, дом, мама, рыба, лук, крот, рот, лыжи, мак, стул.
Из 4-5-6 звуков:
Карта, стул, корова, лист, машина, шкаф, книга, кактус, крыша, фартук.
Из 6-7-8 звуков:
Рубашка, дракон, тротуар, командир, галстук, художник, карандаш, карман, свисток, провод.
Можно разнообразить упражнение, «записывая» звуки с помощью кружочков: один звук – один кружочек.
2. «Назови порядковый номер звука».
Можно задавать два вида вопросов:
— Какой по счету звук [б] в слове рыба?
— Назови третий по счету звук в слове рыба.
Выполняя это упражнение, ребенок не только пересчитывает звуки, но и устанавливает их последовательность.
Чтобы усложнить это упражнение можно задавать такие вопросы:
— Какой звук идет после звука [ы] в слове рыба?
— Какой звук идет перед звуком [а] в слове рыба?
— Какой звук идет между звуком [ы] и звуком [а] в слове рыба?
3. Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх. ) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
4. Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
5. «Сравнение правильного и неправильного слова»
Можно написать одно и то же слово два раза: один раз – правильно без пропущенных букв, второй раз – неправильно, пропустив букву.
Предлагаем ребенку сравнить два слова, предупредив, какое написание правильное.
Чтобы запомнилось только правильное написание, можно писать слова разным цветом: правильное – зеленым, а неправильное – красным.
6. «Слово наоборот».
Вы произносите слово, начиная с последнего звука, а ребенок говорит слово, начиная с первого звука.
Например: анул – луна, трок – крот.
Чтобы произнести слово правильно, то есть перевернуть его, надо назвать все звуки в нужной последовательности, не пропуская ни одного. Слова для игры в перевертыши не должны содержать букв: е, ё, я, ю. В этом упражнении, как и в любом другом, сложность надо увеличивать постепенно, но постоянно. Начинать игру с трех или четырех букв в словах, а по мере становления навыка, переворачиваем слова из семи, восьми и более букв: лидокорк, акжонокорос, ровогзар и т.д. Чтобы перевернуть длинное слово, нужно разбить его на слоги, а потом переворачивать каждый слог.
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет. Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется. » (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда. » (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него. » (табурет, билет, балет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.
8. «Древнерусское письмо»
Взрослый диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом:
_тв_жн_й М_ш_ б_ж_т _т м_ш_.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:
о_ _а_ _ый _и_а _е_и_ о_ _ ы_и.
Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
9. «Волшебный диктант»
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «+», слова с гласной «е» – «!», а все остальные – «/».
Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так:
Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.
С помощью этого упражнения развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
10.«Словесный мяч»
Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус – слово – окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
11. «Бухгалтер»
Взрослый называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, взрослый говорит: «Дым, луг – вторая буква».
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах – от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
12. «Матрешки»
Написать (напечатать) на бумаге сложные слова, и пусть ребенок найдет все входящие в их состав короткие слова и запишет их.