Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Урок-исследование по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

через исследовательскую деятельность уточнить представление детей об однокоренных словах, о корне слова;

развивать умение образовывать однокоренные слова и разбирать их по составу;

помочь обучающимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить их словарный запас;

развивать внимание, логическое мышление, технику чистописания, речь;

воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: презентация в PowerPoint, «Таблички радости», магнитофонная запись диалога «Родня ли гусеница гусу?», баян.

Ход урока

II. Актуализация знаний.

У: Ребята, что мы сейчас изучаем на уроках русского языка?

О: Мы начали изучать состав слова.

У: С какими частями слова вы уже знакомы?

О: Мы познакомились с окончанием, основой слова, корнем.

У: Что такое корень слова? Основа слова? Окончание?

У: Для чего нужно знать состав слова?

О: Чтобы правильно, без ошибок писать слова.Например: в корне может быть безударный гласный или парный согласный звуки. Мы научились их проверять. Чтобы проверить безударный гласный звук – нужно подобрать однокоренное слово с ударением в нужном месте; парный согласный – подобрать однокоренное слово, где после этого согласного стоял бы гласный звук.

III. Минутка чистописания

У: Поработаем над чистописанием. Для чего мы это делаем на каждом уроке?

О: Чтобы правильно и красиво писать соединения в словах.

Запись на доске:

ввв врв орв ва во

У: Назовите общий признак записанных слов.

О: Это словарные слова.

У: Значит какой следующий этап нашего урока?

IV. Словарная работа.

У: Объясните значение этих слов (Слайд 1)

О: это инструмент для рубки дров.

У: Языковеды связывают значение этого слова со словом топать, как и тяпать. Глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». Топор – буквально «топало», «рубило» (Слайды:2, 3, 4)

У: Объясним слово кровать (Слайд 5)

О: Это предмет мебели, на котором спят.

У: Синоним к слову кровать – койка (Слайды 6, 7, 8)

У: Я вам сейчас буду диктовать словарные слова. Ваша задача записать их распределив в 3 столбика

I – слова, обозначающие предмет, II – слова обозначающие признак предмета, III – слова обозначающие действие предмета. (Слайд 9)

У: Обед, нарисованный, заморозить, рисунок, рисовать, мороз, обеденный, морозный, обедать.

Взаимопроверка (Слайд 10)

У: Что вы заметили в написании этих слов?

О: Среди них есть однокоренные слова.

У: Докажите, что это однокоренные слова, выделите корень.

V. Постановка целей урока через проблемную ситуацию

У: Над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Слайд 11)

У: Какую цель поставим для себя?

Сегодня, ребята, я предлагаю вам быть исследователями. Вы должны выяснить, какие слова являются однокоренными и как определить корень слова.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» (Прослушивание)

— Я гусь, это гусыня, это наши утята. А ты кто?

— А я ваша тётка – гусеница.

У: И так начнём исследование. Есть ли в этом рассказе «родственники»? Запишите родственные слова, выделите в них окончание, основу и корень.

У: Денис выписал такие слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Артём: «Гусеница – это не родственное слово».

Денис: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница – родственное слово».

У: Вы согласны с Денисом? Почему?

О: Слово гусеница имеет другое смысловое значение.

У: Какой вывод сделаем из этого исследования? Какие слова можно назвать однокоренными? (Слайд 12)

Читайте так же:
Как собрать кровать юниор

(Танцевальные движения под аккомпанемент баяна)

VII. Продолжение исследования

У: Прочитайте слова – пододеяльник, подорожник, подосиновик, подберёзовик (Слайд13)

У: Являются ли эти слова однокоренными?

О: Да, они имеют одинаковый корень «подо»

О: Нет! Эти слова разные по смыслу!

У: Давайте объясним значение этих слов. Что обозначает слово пододеяльник? (Слайд 14)

Пододеяльник – мешок из ткани, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберёзовик – гриб, растущий под берёзой.

У: Значит можно ли назвать эти слова однокоренными?

Прочитайте слова парами (Слайд 15)

У: Что вы можете сказать о парах слов в I и II столбиках?

О: Это однокоренные слова.

У: какие слова называются однокоренными?

О: Слова, близкие по смыслу, с одинаковым корнем.

У: Запишите эти слова парами, выделите корень.

Взаимопроверка (Слайд 16)

У: В результате исследования к какому выводу мы пришли?

VIII. Значение корня. Первичное закрепление.

(Слайд 17) Работа в группах

Задание 1. «Посадить» корень слова, вырастить деревце.

Задание 2. В записанных словах прочитайте только корень.

У: Вы поняли, что означает это слово? А теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшуюся часть слова. Ясен ли смысл слова?

Подведём итог нашего исследования. В какой части слова заключён его смысл?

Смысл слова заключён в его корне. Корень это главная часть слова. От него «растут» другие слова

IX. Самостоятельная работа

Учебник с. 139 №72

X. Итог урока

У: Подведём итог нашей исследовательской работы. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

О: Научиться находить однокоренные слова, выделять в них корень.

У: Какие слова называются однокоренными? Выберите правильный ответ (Слайд 19)

I Корень- это общая часть всех слов.

II Корень – это главная часть предложения.

III Корень – это общая часть однокоренных слов

XI. Д/З: с. 139 №71 (подобрать однокоренные слова к слову чёрная, выделить корень;

*посадить корень слова, вырастить деревце)

У: Оцените свою работу на уроке

Дети заполняют «Таблички радости»

Мне было интересно ….

У: Спасибо за хорошую работу на уроке.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Состав слова. Приставка» У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Давайте попросим их помочь нам в работе.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова» Тема: Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова Цель: актуализировать знания об.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок по русскому языку в 1 классе школы УМК «Письмо заглавной буквы «К» Технологическая карта урока Предмет:русский язык Класс: 1 «А» УМК: Школа России Тема урока: Письмо заглавной буквы К. Место и роль урока.

Открытый урок по русскому языку «Страна Глаголия» в 5 классе Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему: Повторение изученного о глаголе. Цели и задачи: 1. Проверить знания, умения и навыки.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Читайте так же:
Lindam бортик защитный для кровати инструкция

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в именах, фамилиях кличках животных» Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Заглавная буква в фамилиях, именах людей и кличках животных» УМК: «Школа России» Тип.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Как правильно пишется слово “кровать” или “кравать”?

Как правильно пишется слово "кровать" или "кравать"?

В этой статье мы выясним, как правильно пишется “кровать” или “кравать”, можно ли здесь применить какое-то правило правописания. У некоторых людей написание подобных слов вызывает определенные затруднения. Поэтому, как данная орфограмма используется в предложениях, рассмотрим на конкретных примерах.

Правильно пишется

Морфемный разбор по составу слова кровать показывает, что оно целиком состоит из корня и основы, окончание отсутствует. Ударение ставится на последнюю гласную «а» во втором слоге.

Какое правило

Правила нет – нужно запомнить. Это словарное имя существительное иностранного происхождения, которое согласно этимологии пришло в нашу речь из греческого языка, где употреблялось в значении «ложе». К правописанию словарных слов часто нельзя применить правила грамматики русского языка или проверить подстановкой однокоренных. Некоторые люди подставляют сюда для проверки слово «кров» (дом), но есть более подходящее по смыслу – «покров» (одеяло, покрывало). Хоть эти слова и не родственные, последнее имеет к кровати непосредственное отношение.

Примеры предложений

Для наглядности и закрепления изученного материала приведем примеры использования этого слова в разных предложениях:

  • В дальнем углу комнаты стояла незаправленная кровать, повсюду были разбросаны вещи и бумаги – хозяева бежали отсюда в спешке, прихватив только самое необходимое.
  • В свою новую квартиру я не стал перевозить старую мебель из отцовского дома, а купил современную большую кровать, столы и стулья в соседнем магазине.
  • Как же приятно было после стольких дней странствий, ночевок в чистом поле и лесу растянуться на шелковых простынях большой мягкой кровати.
  • Гостиничный номер в этой глуши оказался довольно приличным, с большой двуспальной кроватью и тумбочками с обеих сторон.
  • У изголовья кровати стояла початая бутылка вина, на подушке лежала раскрытая книга, но в комнате никого не было.
  • Странно, этот человек не мог уйти и не застелить постель на кровати, не так он был воспитан.

Неправильно пишется

Теперь рассмотрим, как пишется «кровать» неправильно. Ошибкой будет, если в начале корня вместо «о» поставить «а» – «кравать». Кроме того, некоторые ошибаются в написании связанных словосочетаний, например, «на кроватЕ» нужно писать с «и» в конце.

Заключение

Чтобы у вас не было больше сомнений в правописании словарного слова иностранного происхождения «кровать», мы выяснили, что оно пишется с корневой безударной буквой «о» в первом слоге. Как написать такие слова нужно просто помнить, потому что проверить их нельзя. Хотя в нашем случае можно использовать отдаленно близкое по смыслу проверочное «покров». Надеемся, что подготовленный нами материал поможет вам избежать дальнейших ошибок.

однокоренные слова

politics политика с позиции силы;
more power to your elbow! желаю успеха!

Читайте так же:
Что делать если матрас меньше кровати на 20 см

to take decisions право принимать решения the powers that be власти предержащие, сильные мира сего;
merciful powers! силы небесные! prosecutorial

покупательная сила purchasing

эк. покупательная способность purchasing

покупательная способность purchasing

покупательная способность денег raising to a

реальная покупательная способность regulatory

распорядительные полномочия sea

подписавшаяся страна signatory

покупательная способность;
speech power дар речи spending

покупательная способность;
speech power дар речи state

могущество, власть (тж. государственная) ;
влияние, мощь;
supreme power верховная власть;
the party in power партия, стоящая у власти supreme

с выключенным двигателем;
the mechanical powers простые машины

724 practise

применять, осуществлять;
to practise what one preaches жить согласно своим взглядам;
to practise (smb.’s) teachings следовать( чьему-л.) учению

практиковать(ся), упражнять(ся) ;
тренировать(ся) ;
practise upon обманывать;
злоупотреблять (чем-л.)

применять, осуществлять;
to practise what one preaches жить согласно своим взглядам;
to practise (smb.’s) teachings следовать (чьему-л.) учению

725 praiseful

726 pre-

727 preach

проповедовать preach поучать, читать наставления;
preach down выступать (против чего-л.), осуждать;
preach up восхвалять preach поучать, читать наставления;
preach down выступать (против чего-л.), осуждать;
preach up восхвалять

728 preciosity

729 pregnant

богатый (о воображении и т. п.) ;
содержательный

полный смысла, значения

730 premeditate

731 prepossess

овладевать (о чувстве, идее, мысли и т. п.)

производить благоприятное впечатление;
располагать к себе

732 pretriggering

733 printer’s ink

734 pro-

735 profane

736 pronunciation

737 proof text

738 proper

употребленный в собственном смысле слова;
architecture proper архитектура в узком смысле слова

разг. совершенный, настоящий;
he was in a proper rage он был в совершенном бешенстве

правильный, должный;
надлежащий;
подходящий;
in the proper way надлежащим образом joint venture

правильный, должный;
надлежащий;
подходящий;
in the proper way надлежащим образом

пристойный, приличный;
proper behaviour хорошее поведение

присущий, свойственный, собственный

грам. собственный;
proper name (или noun) имя собственное

уст. собственный;
with my own proper eyes своими собственными глазами

разг. совершенный, настоящий;
he was in a proper rage он был в совершенном бешенстве

употребленный в собственном смысле слова;
architecture proper архитектура в узком смысле слова

пристойный, приличный;
proper behaviour хорошее поведение

грам. собственный;
proper name (или noun) имя собственное

уст. собственный;
with my own proper eyes своими собственными глазами

739 properly

разг. здорово;
хорошенько

собственно, в узком смысле слова

собственно;
в узком смысле слова

740 prophetic

См. также в других словарях:

Однокоренные слова — Однокоренные слова  это слова (лексемы) с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький).… … Википедия

однокоренные слова — 3.4 однокоренные слова: Слова, имеющие один и тот же корень. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

однокоренные слова — Слова, образованные от одного и того же корня. Старый, старость, постареть, устарелый, старик, старческий, старуха, старушечий … Словарь лингвистических терминов

однокоренные слова — Средство синтаксической и логической связи в разных стилях. Например: В триединстве завершенье, Трижды слава трем лучам. К. Бальмонт … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

варианты слова фонетические — (фонематические). Видоизменения звуковой стороны слова, различия в составе фонем, не связанные с морфологическими чередованиями и парадигматическими изменениями слова. Калоша галоша, крынка кринка, ноль нуль, строгать стругать, тождество тожество … Словарь лингвистических терминов

однокорневые слова — 1) Слова, имеющие в своем составе один корень (ср.: сложные слова). 2) То же, что однокоренные слова … Словарь лингвистических терминов

Читайте так же:
Как обтянуть кровать кожзамом своими руками

Необычные слова русского языка — В данном списке собраны разнообразные рекордные слова (преимущественно русского языка). Эти слова экстремальны с точки зрения различных критериев, связанных с содержащимися в слове буквами и сочетаниями букв (большое число букв, большое число… … Википедия

ГОСТ 7.11-2004: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках — Терминология ГОСТ 7.11 2004: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках оригинал документа: 3.1 аффикс: Морфема,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

абонентный, абонентский, абонементный — Вопрос Как правильно: «абонентный, абонентский, абонементный»? Прилагательные абонентный, абонентский производные от существительного абонент; абонементный от существительного абонемент. Согласно толковым словарям русского языка,… … Словарь трудностей русского языка

Агент — В Викисловаре есть статья «агент» Агент (лат. agens действие): Агент (обобщённо) лицо, действующее по поручению кого ли … Википедия

Имена Бога — «Диаграмма» имён Бога и книги Oedipus Aegyptiacus Атанасиуса Кирхера (1652 54). Имена Бога (т … Википедия

Словообразование

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Примечания. 1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания. Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения. В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Корень слова.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями: — де — — надеть, переодеть; — ня — — занять, нанять, отнять; — пт — — птенец, пташка, птица; — сяг — — присяга, досягать, посягать; — у — — разуть, обуть; — ул — — улица, переулок; — й — — войти, отойти, пройти, зайти.
Читайте так же:
Схема сборки кровати линда 160

Суффикс.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Сложение как способ образования слов.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп);
  3. С помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector