Автоматизация звука Л
Автоматизация звука [Л]
Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный) . Гласные звуки окрашены красным цветом .
Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).
1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]
Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце
Образец: пол__, у-гол__
- пол
- кол
- бал
- зал
- пел
- жил
- угол
- укол
- упал
- спал
- стул
- сеял
- канал
- обвал
- чехол
- сокол
- дятел
- котёл
- вокзал
- металл
- футбол
- подвал
- мускул
- качнул
- высадил
- вытащил
- выносил
- стукнул
- ущипнул
- выскочил
3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: пол__ка, и-гол__ка
- залп
- долг
- волк
- холм
- шёлк
- толк
- галка
- балка
- жалко
- тёлка
- пилка
- жилка
- балкон
- солдат
- фиалка
- шалфей
- вулкан
- колпак
- косилка
- метёлка
- посёлки
- заколка
- полдень
- носилки
4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э
5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале
Образец: л__ак, л__а-па
- лак
- лаз
- лоб
- лом
- лук
- луч
- лапа
- лама
- лупа
- лыко
- лыжи
- лужа
- лампа
- лавка
- лодка
- ложка
- лунка
- лучше
- лопата
- лобзик
- лавина
- лошадь
- ландыш
- лыжник
- лапочка
- ловушка
- лужайка
- лукошко
- ласточка
- луковица
6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине
Образец: ка-л__ач, са-л__ат
- зола
- вела
- дела
- волы
- полы
- голы
- кулак
- калач
- салат
- чулок
- малыш
- голубь
- палата
- калоши
- болото
- белуга
- палуба
- каналы
- палатка
- булавка
- колодец
- молоток
- колобок
- поломка
7) Произносить (читать) слоги
Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы
- кла-кло-клу-клы
- фло-флу-фла-флы
- слу-сла-слы-сло
- плы-плу-пло-пла
- гла-глы-глу-гло
- хлы-хла-хло-хлу
8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
- флаг
- флот
- слон
- клуб
- клык
- клок
- глаза
- пламя
- слова
- класс
- глыба
- хлыст
- флакон
- флажок
- глобус
- клумба
- пломба
- плакат
- планета
- клавиши
- площадь
- блокнот
- плавать
- слушать
9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]
Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__
- лаял
- плыл
- колол
- полол
- делал
- лакал
- лазил
- ломал
- ловил
- лотал
- гладил
- плакал
- плавал
- глотал
- служил
- доложил
- молотил
- колотил
- получил
- колокол
10) Произносить (читать) словосочетания
Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат
- Голубое платье.
- Светлая луна.
- Плохая лодка.
- Жёлтый платок.
- Сломанная пила.
- Холодный подвал.
- Голодный волк.
- Толстая палка.
- Тяжёлый молоток.
- Спелая клубника.
- Тёплое пальто.
- Колкая ёлка.
- Оловянный солдатик.
- Золотой колос.
- Голубые глаза.
- Шёлковая блузка.
- Глубокий колодец.
11) Проспрягать предложения
- Я ел (а) молочную лапшу.
- Я купил (а) блокнот и мел.
- Я сломал (а) велосипед.
- Я плыл (а) на лодке по волнам.
- Я ел (а) спелую клубнику.
- Я пил(-а) холодное молоко.
- Ты пил(-а) холодное молоко.
- Он (она) пил(-а) холодное молоко.
- Мы пили холодное молоко.
- Вы пили холодное молоко.
- Они пили холодное молоко.
12) Произносить (читать) предложения
Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко
- У стола стоял стол.
- Володя уехал в колхоз.
- Алла купила белое платье.
- Мила несла голубой флаг.
- По волнам плывёт лодка.
- Клава захлопала в ладоши.
- Клуша подмела пол.
- У слона белые клыки.
- Белка сидела около дупла.
- Клава купила лук и свёклу.
- Мила ела клубнику из лукошка.
- Николай сломал велосипед.
- Володя забыл, куда положил пенал.
13) Произносить (читать) чистоговорки
- Сел и всё съел.
- Около кола колокола.
- Клава ловко лук полола.
- Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
- Кол около стола, стол около кола.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
- Не велик соловей, а голосок золотой.
- Откладывай безделье, да не откладывай дела.
- Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
- Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
- Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
- Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.
14) Произносить (читать) и пересказывать текст
Шалун
У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
15) Произносить (читать) стихотворения
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
Посадил дед лук,
Отрастил лук чуб.
Увидал лук внук,
Оборвал луку чуб.
Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лала,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света,
Ела сладкие конфеты.
— Заяц белый,
Заяц белый!
Ты куда
За лыком бегал?
Заяц белый
Отвечал:
— Я не бегал,
Я скакал.
16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение
Клоун-чудак
Клоун-чудак делал всё не так:
Ломом копал, лопатой ломал.
Долотом шил, иглой долбил.
Колуном пилил, пилой колол.
Метлой белил, а кистью мёл.
Слова различаются звуками. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Программное содержание: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; закрепить умение пользоваться при звуковом анализе условными обозначениями; дать понятие, что с изменением одного звука в слове, меняется слово и его значение, учить называть слова с заданным звуком.
Ход занятия
В гости к детям приходит Петрушка (кукла на ширме). У него в руках три «чемодана», один красного цвета, другой – зеленого, третий – синего.
Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте!
логопед: Здравствуй, Петрушка. А куда это ты собрался?
Петрушка: — Я собираюсь переехать в новый дом! Только вот проблемка небольшая. Вещей у меня много, а чемодана только три, и как я ни старался, вещи никак не укладываются! (Петрушка отдает воспитателю предметные картинки).
логопед: Ну, может быть ты, Петрушечка, не правильно их складываешь?
Петрушка: Ну, вы придумали! Правильно, неправильно! Я их все подряд складывал!
логопед: Вот потому-то и не поместились. А если правильно сложить, так ещё может и место останется. Ребята, давайте поможем Петрушке сложить вещи в чемоданы.А складывать мы их будем по таким правилам: в красный чемодан мы положим предметы, названия которых начинаются с гласного звука, а в синий – те предметы, названия которых начинаются с твердого согласного звука, а в зеленый – с согласного мягкого звука. (Дети раскладывают предметные картинки по чемоданам: называют слово, определяют, с какого звука начинается это слово, а затем кладут картинку в чемодан.)
Петрушка: Вот спасибо ребята, быстро вы разобрали вещи. Я вижу вы сообразительные ребята. А загадки вы умеете отгадывать?
Петрушка: — У меня есть две загадки. Они совсем разные, а вот отгадки послушаешь, а они звучат почти одинаково.Слушайте первую загадку:
Под крышей четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки. (Стол.)
(выставляется картинка «стол»)
-А теперь вторая загадка:
Чтоб Петрушка отдохнул
Быстро сядет он на … (стул).
(выставляется картинка «стул».)
Петрушка: — Молодцы, ребята. А теперь скажите, одинаковые отгадки или разные? Чем отличается слово «стол» от слова «стул»?
логопед: Мы сейчас с ребятами узнаем, из каких звуков состоят слова «стол» и «стул» и скажем тебе, Петрушка, чем они отличаются и чем похожи.
Проводится звуковой анализ слова «стол». (Один ребенок выкладывает схему слова на доске, остальные на столах).
— Сколько всего звуков в слове «стол»?
— Сколько гласных звуков? Назовите их.
— Сколько согласных звуков? Назовите каждый звук.
Проводится звуковой анализ слова «стул».
Сколько в этом слове звуков? Сколько гласных? Назовите их.
Сколько согласных звуков? Назовите их.
-Давайте, теперь сравним схемы слов «стол» и «стул». Похожи ли они?
— Да, схемы одинаковы, а слова разные. Чем отличается слово «стол» от слова «стул»? — Правильно, только одним звуком. В слове «стол» слышен звук О, а в слове «стул» — У. А какие одинаковые звуки слышатся в этих словах ([с] [т] [л]) Дети делают вывод, что если в слове заменить один звук, то получится новое слово.
Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так, (наклоняют голову к плечу)
Все часы идут вот так:
Смотри скорей,который час: (раскачиваются в такт маятника)
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо — раз, (поворачивают туловище в стороны)
Мы тоже можем так.
Петрушка: Мне понравилось как вы тикали, как часики. Я вам тоже часы принес, только они необычные. На них, как на всех часах есть стрелочки, только вместо цифр — картинки.
логопед: Мы знаем, Петрушка, что это «звуковые часы». С помощью стрелок мы будем находить нужные слова. Я поставлю стрелку на картинку «мак» и назову её «ммаакк» (слово произносится с выделением каждого звука в слове, а ребята найдут на часах похожее слово, которое отличается только одним звуком.
(дети называют слово «рак» и ставят вторую стрелку на картинку «рак»).
И далее дети находят пары картинок жук – лук, мышка – мишка, кит – кот.
Затем вместе с логопедом делают вывод: если в слове заменить один звук, то меняется все слово.
Петрушка: Ребята, я вижу, что вы много знаете и хочу, чтобы вы мне помогли закончить проект моего дома, который я хочу построить. На своем проекте я нарисовал только одну стену, а названия остальных деталей дома забыл, но знаю, что во всех названиях есть звук [р]. Назовите части дома, которые нужно дорисовать.
Логопед уточняет, называть можно только те слова, в которых есть звук [р] или [р’]Дети называют: крыша, чердак, рама, крыльцо, труба, дверь.
Логопед дорисовывает «проект» Петрушкиного дома.
Петрушка: — Вот спасибо, вам, ребята, за помощь. Я теперь начну заниматься строительством дома и обещаю всех пригласить в новый дом на новоселье.
Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «В гости к лисе» Программные задачи: 1 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. 2 Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие.
Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.
Звуки [л], [л’]. Буква Л, л
• научатся составлять несколько связанных между собой предложений.
1. Актуализация знаний
— Сколько букв русского языка мы уже изучили? (9 букв.) Сегодня мы изучаем 10-ю букву.
Запишите буквы гласных, с которыми согласные читаются твёрдо. Запишите буквы гласных, с которыми согласные читаются мягко. Запиши буквы звонких согласных звуков. Запиши буквы глухих согласных звуков.
2. Мотивация учебной деятельности
— Я могу подсказать вам, что буква, которую мы будем сегодня изучать, будет стоять рядом с н.
Что это будут за звуки? Дайте им характеристику. О правильности ответа узнаем в конце урока.
3. Работа по теме урока
— Прочитайте пословицу и объясните её значение. «Люди рады лету, а пчела — цвету».
Выделите первые звуки в словах люди, лето и первый звук во 2-м слоге слова пчела.
Дети рассматривают картинки с изображением веточек сирени, черёмухи, липы, калины, рябины и изображением цветов: ромашки, фиалки, ландыши, колокольчики, гусиные лапки, фиалки, васильки, лён полевой, ленок садовый. Вокруг вьются пчёлы, шмели, осы. Несколько иллюстраций с занятиями людей летом: купаются, загорают на пляже, ловят рыбу, катаются на лодке, водных лыжах.
— Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах- отгадках. Запишите схему слова. Укажите ударный слог. Назовите ударную гласную.
Дайте характеристику звукам [л], [л’].
В птичник повадится —
Заметает следы. (Лиса)
— Кто на своей голове лес носит? (Лось)
Паренёк синеглаз нам рубашки припас. (Лён)
Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыши)
Летом вырастают, а зимой опадают. (Листья)
Составьте слова из слогового лото. (Кино, Нина, коты, тина, коса, сани, Никита, киты, кони.)
— Какое правило помогли нам вспомнить эти слова? (Слова Нина и Никита подсказали нам, что имена людей пишутся с заглавной буквы.) Сколько гласных букв мы уже знаем. (Пять букв.)
На какие две группы можно разделить гласные, которые мы изучили? Почему? (С буквами а, о, у, ы согласные читаются твёрдо. С гласной буквой и согласные читаются мягко.)
Красота всего парка.
Людям — тень, если жарко.
Даст резную посуду
И подлечит простуду.
— За что люди любят дерево липу? (Липа украшает парки, даёт пчёлам мёд, лекарство для человека (липовый чай). Из дерева липы вырезают ложки и другие вещи. Липа очень мягкое дерево.)
Среди группы рисунков найдите дерево липу. Выполните графическую схему этого слова. Обозначьте слоги, ударение. Произнесите первый слог. Какой первый звук вы слышите? Какой это звук? (Это согласный звук. Он произносится с препятствиями.)
— Как располагаются язык, зубы при произнесении нового звука? (Кончик языка прижимается к верхнему нёбу и резко отрывается.)
Произнесите ещё раз новый звук [л’]. Что ещё вы можете сказать о нём? (Звук [л] мягкий, потому что за ним следует гласный звук [о].)
Теперь мы можем составить звуковую схему слова липа. Послушайте стихотворение Л. Воронько.
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой —
Зацвету я летом —
— Подумайте, как его можно озаглавить? (Это стихотворение про маленькую липку. Назовём стихотворение «Липка».)
Рассмотрите изображение деревца — маленькой липки. Выполните слоговой анализ этого слова. (Липка — в этом слове два слога. Первый слог лип-, второй слог ка. Ударный первый слог.)
Можно ли из первой звуковой схемы сделать схему к новому слову липка? (Нужно добавить звук [л]. Звук [л] — согласный твёрдый. Он примыкает к слогу-слиянию ли.)
Произнесите новый звук ещё раз и подумайте, что ещё мы можем рассказать о новом звуке? (Звук [л] —звонкий.)
— Что ночью сверкает и всё освещает? (Луна.)
Какой звук вы слышите в начале слова? Расскажите, какой это звук? (Звук [л] — согласный, твёрдый, потому что за ним слышится звук [у]. Он звонкий.)
Составьте звуковую схему слова луна. Послушайте стихотворение И. Гончарова и назовите слова, в которых вы слышите звуки [л] и [л’].
Вот уже который год
Ласточка у нас под крышей
Гнёздышко весною вьёт.
С какой интонацией вы читали бы это стихотворение? (Ласково. Нежно. Ласточка вьёт гнёздышко. Скоро в нём появятся птенчики.)
Составьте слоговую схему к слову ласточка. Выделите звук [л]. Укажите местонахождение нового звука. Дайте характеристику этому звуку. Начертите графическую схему слова. Где слышится звук [л] в слове? Этот звук согласный, твёрдый, звонкий. Послушайте ещё стихотворение.
— Спой мне, ласточка, — прошу,
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула.
— Из чего ласточка строит своё гнездо? (Из глины.)
В каких словах вы слышите звук [л]. Расскажите, какой он? (Ласточка — звук [л] — твёрдый. Клювом — [л’] мягкий. Глины — [л’] — мягкий. )
Послушайте стихотворение В. Кожевникова и постарайтесь запомнить несколько слов, в которых вы услышали новые звуки [л], [л’].
и вышел умыться.
Вдруг видит, а в луже
Он вежливым был.
Извинился к тому же:
Назовите слова, в которых слышите звуки [л], [л’]. Приготовьте карточки со звуками [л], [л’]. Проведём слуховой диктант. Слушаем стихотворение и выкладываем на столе звук [л] или [л’]. После каждого предложения проведём проверку выполненной работы.
Вот мы и познакомились ещё с новыми звуками. Расскажите, что вы о них знаете? (Звуки [л], [л’] согласные, звонкие, могут быть твёрдыми, могут быть мягкими.)
Мы с вами хорошо поработали. У нас должна получиться очень красивая картина. Давайте вспомним всё, над чем мы работали на уроке. Составьте предложения про предметы, которые я буду выставлять на доске, и выполните их графическую схему. Вот первый предмет: липка.
Дети составляют предложения. (Возможные варианты ответов даются в скобках.)
На полянке выросла маленькая липка. (Выросла маленькая стройная липка.)
Летом на липке появились жёлтые цветочки. (Летом на липке появились душистые цветочки. Летом липка зацвела.)
Утром к липке прилетели пчёлки. (Утром к липке прилетели пчёлки собирать мёд.)
Пчёлы собирали душистый липовый нектар.
Дедушка Вася собрал из улья сладкий мёд.
Хорош мёд! Дедушка угощал нас сладким медком. (Спасибо, липка, за сладкий мёд.)
— Вот и получился у нас с вами очень интересный рассказ. Сегодня мы познакомились с новыми звуками. Какой буквой обозначаются эти звуки? Для чего нам необходима заглавная буква Л?
— Прочитайте слоги с новой буквой (с. 59). В каких слогах-слияниях звуки произносятся твёрдо? (Ла, лу, ло, лы.)
В каких слогах звук [л’] читается мягко? (В слоге-слиянии ли.)
Назовите, в названии каких предметов звук [л’] читается мягко. (В слове руль.)
В какой части слова мы слышим этот звук? (На конце слова.)
Прочитайте слова в столбиках.
Назовите предметы. (Куклы, стол, стул.) Есть ли в этих словах звук [л]? ([л] — твёрдый согласный.)
Прочитайте слова. Чётко и чисто произносите звук [л].
Прочитайте текст цепочкой.
Что вы узнали из текста? Нарисуйте словесную картину. Озаглавьте текст. (Маленькая мама.)
Прочтите слова, в которых есть звук [л’]. (Оли, уснули.)
Слово уснули измените так, чтобы звук [л] слышался твёрдо. (Кукла уснула. Ребёнок уснул.)
Рассмотрите картинку (с. 58). К какому произведению относится иллюстрация? («Краденое солнце».)
Прочитайте отрывок к этой иллюстрации. Послушайте другие отрывки. Чем закончилось произведение?
Назовите все слова, в которых есть буква л. Назовите звуки, которые она обозначает?
— Придумайте слова, оканчивающиеся на звук [л’]. Укажите, к какой схеме относится ваше слово. (Соль, моль, даль, пыль, щель, цель, роль, метель. )
Придумайте имена людей, начинающиеся с буквы Л. Звуковой карточкой просигнальте, какой звук [л] слышится в этом имени? (Лиза, Лида, Лёня, Ляля, Лариса, Лёва, Люда, Лаврентий, Людовик. )
В каких именах буква л спряталась в середину или в конец слова. (Кирилл, Павел, Аля, Коля, Поля, Пелагея, Мила, Оля, Алина, Золушка.)
Правописание какой орфограммы мы повторили? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных.)
Отгадайте загадку и объясните, какое ещё значение имеет это слово-отгадка? Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. Что это? (Это лук. Лук — огородная зелень.)
Какое значение имеет ещё слово лук? (Лук — детская игрушка.) Знаете ли вы мальчика-луковку из произведения Джанни Родари? (Это Чиполлино.)
Прочитайте предложения в середине с. 60. Какое значение имеет каждое слово лук?
Расскажите всё, что вы знаете о букве л. Подчеркните букву л. На что она похожа?
Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
— Прочитайте слова, записанные на доске.
ла лак лаки кто так стук
ли лик лики кот тук куст
— Закончите фразу. Слова начинаются на букву л. В зоопарке разные звери: вот рыжая (лиса), сильный царь зверей (лев), гордый и красивый (лось), белокрылый (лебедь).
А сейчас игра (с. 60). Продолжим столбик: ы — ? и — ? н — ? т — ? с — ? к — ? (С буквой ы нельзя составить слово; с буквой и — индюк и т. д.)
Прочитайте слова (с. 60).
Напечатайте предложение со словами Алик, Алла и т. д. (Оса укусила Алика и т. д.) Поставьте ударение в словах.
Самостоятельно прочитайте текст на доске. Оцените своё чтение.
Мама — лама. У ламы сын. Сынок мал и мил.
— Кто такая лама? Кто был у ламы? (У ламы был сынок.)
Каков был сын ламы? (Он был мал и мил.)
Прочитайте выразительно текст. Найдите слова со звуками [л’] и [л].
4. Рефлексия учебной деятельности
— В начале урока мы говорили о месте новой буквы на ленте букв. Согласные звуки [л], [л’] встанут в первом ряду, рядом с буквой н. Охарактеризуйте их вместе.
Чем отличается произношение звуков звонких и глухих?
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха в домашних условиях
На базе МАОУ гимназии №1 г. Тюмени в к. №2 по адресу ул. Крансодонская, 61 осуществляет работу опорный (базовый) логопедический пункт для оказания помощи обучающимся начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитанникам дошкольных образовательных учреждений города Тюмени, имеющим нарушения устной и письменной речи, в освоении общеобразовательных программ.
Евгения Валерьевна Лебедева,
учитель-логопед
Список общеобразовательных учреждений города Тюмени, закрепленных за опорным (базовым) логопедическим пунктом МАОУ гимназии №1 города Тюмени
МАОУ гимназия №1 города Тюмени (корпус №2) Ул. Краснодонская, 61 | МАОУ гимназия №1 ( корпус 1, 2) города Тюмени |
МАОУ СОШ № 25 (корпус № 2) города Тюмени | |
МАОУ СОШ № 25 (дошкольное отделение) города Тюмени | |
МАОУ гимназия № 21 города Тюмени | |
МАДОУ детский сад № 110 (корпус 4) города Тюмени |
Основными задачами деятельности Логопедического пункта являются:
- организация ранней диагностики речевых патологий и обеспечение своевременного сопровождения детей, нуждающихся в логокоррекции;
- организация предоставления консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям).
График работы базового (опорного) логопедического пункта в МАОУ гимназии №1 города Тюмени (корпус №2)
- среда 08.20-09.20; пятница 08.30-09.30 (при необходимости консультации с родителями возможны в другое время по предварительной договоренности и записи)
03.11.2016
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
- Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
- Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
- Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
- Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
- Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
- Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
- Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.
Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с
р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы
п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.
- Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
- Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
- Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.
Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].
-Как тебя зовут?
-Откуда ты приехала?
-Из Иркутска
-Что там растёт?
- Игра «Цепочки слов»
Эта игра — аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?
- Игра "Починим испорченный телефон"
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
- Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон — вакон — фагон — вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.
Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
- Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
- Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка - Игра «МАГАЗИН»
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
- Игра «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.