Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кровать словарное слово

Матрас

Carnuntum Thermen - Basilica thermarum 4 Klinen.jpg

Матра́с, матра́ц (от араб. матра — место, на которое что-либо кладут [1] ) — съёмный элемент кровати или дивана [1] , обеспечивающий мягкое и тёплое место для лежания и сидения.

Содержание

Этимология [ править | править код ]

Написание слова «матрац» идёт от нем.  Matratze , «матрас» — от нидерл.  matras . В словаре Даля слово записано с буквой «ц» на конце [2] , в более современном толковом словаре Ожегова указано слово «матрас», а в толковании к слову указано и «матрац» [3] .

В настоящее время оба варианта являются одинаково допустимыми [4] [5] , но более новые словари всё больше склоняются к варианту «матрас» в качестве основного [6] [7] .

История [ править | править код ]

До изобретения матрасов (около 5 тысяч лет тому назад [8] ), человечество для смягчения постелей подстилало ветки и звериные шкуры. Первые матрасы из хлопка появились в Месопотамии, Египте и Вавилоне около XXX века до н. э. Древние матрасы изготавливались из хлопка, хотя около XVII века до н. э. в Персии [ уточнить ] появились первые водяные кровати     (англ.)  ( рус. в виде мешков из козьих шкур, заполненных водой [9] .

Технология матрасов мало изменилась до XIX века, когда после изобретения стальных пружин для набивки сиденья стула (1853 год), в 1871 году Х. Вестфаль (нем.  Heinrich Westphal ) запатентовал в Германии использование этих пружин в матрасах. Практически одновременно была повторно изобретена водяная кровать: в 1873 году Д. Педжет применил эти постели для профилактики пролежней в госпитале Святого Варфоломея в Лондоне. К 1895 году водяные кровати продавались в магазинах, но не стали популярными до XX века, когда был изобретён винил [10] .

Вспененный полиуретан, изобретённый в Германии в 1937 году, начал применяться в матрасах в США в 1950-х годах. Полиэстер для чехла матраса стал применяться компанией Дюпон в 1959 году [11] .

Классификация [ править | править код ]

  • Одинарные.
  • Полуторные.
  • Двойные.
  • Детские (для детской кроватки).
  • Матрас с мягким наполнителем (вата, солома, поролон).
  • Пружинный матрас.
  • Надувной матрас — используется в путешествиях и походах, как временное спальное место на полу и плавательное средство для развлечений и отдыха на воде.
  • Бытового назначения.
  • Медицинский противопролежневый матрас — надувной матрас с системой автоматического управления надуванием и сдуванием отдельных его секций.

См. также [ править | править код ]

Примечания [ править | править код ]

  1. 12Товарный словарь, 1958.
  2. ↑Матрац // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т.  / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб.  : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  3. ↑Матрас — Толковый словарь русского языка — С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова  (неопр.) . ozhegov.info. Дата обращения: 3 февраля 2021.
  4. ↑Грамота.ру
  5. ↑Словари.ру
  6. ↑ Матрац // Большой толковый словарь русского языка. — Санкт-Петербург: Норинт, 1998.
  7. Ефремова Т. Ф. Матрац // Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — Москва: Русский язык, 2000.
  8. ↑Бейдер, 2011, с. 29.
  9. ↑Бейдер, 2011, с. 30.
  10. ↑Бейдер, 2011, с. 30—31.
  11. ↑Бейдер, 2011, с. 31.
  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе

Обобщенный способ запоминания словарных слов

Каждый из нас, работая, идет к накоплению собственного теоретического и практического багажа, придумывает свои оригинальные решения. Растет методическая копилка, увеличивается опыт работы, и постепенно количество переходит в качество. Так появился в моей практике один из интересных вариантов работы со словарными словами на уроках русского языка.

Учителя знают, как трудно дается младшим школьникам освоение таких слов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с непроверяемыми гласными. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Кроме того, наглядно-иллюстративный метод запоминания данных слов лишь привлекает внимание учащихся, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

Таким образом, в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.

Дети любознательны, находчивы, изобретательны. Этот огромный потенциал необходимо направить в нужное нам русло.

Примером может служить метод обучения учащихся запоминанию словарных слов, разработанный мною в ходе изучения опыта работы В.Лайло.

Сущность этого метода заключается в следующем:

  • разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от “опасного места” – буквы, в написании которой можно ошибиться;
  • составление из этих слов небольшого связного текста;
  • придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку;
  • рисунок к своему рассказу.

Дело в том, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

  • установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
  • заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
  • яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
  • образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву.
Читайте так же:
Кровать бариатрическая медицинская 181 03

(Приложение с рассказами и рисунками детей).

Кроме данного метода в работе со словарными словами также предлагаются задания на классификацию, систематизацию, обобщение и т.д.

Например, по опорному слову вспомнить весь набор словарных слов рассказа, получив слова вперемешку – разбить их на группы, из набора слов найти лишние и т.п. Ведется работа и с отдельно взятым словом. После того, как учащиеся сфотографируют его на карточке, им предлагается:

  • написать буквы этого слова в алфавитном порядке;
  • выписать все глухие ( звонкие), мягкие ( твердые) согласные, выписать гласные;
  • Записать, вторую букву слова считая с начала, третью, считая с конца и т.д.;
  • выписать второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца);
  • дополнить этот слог до какого-нибудь слова (существительного, прилагательного, глагола);
  • используя буквы слова, составить другие слова.

Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.

Группы словарных слов

Опорное словоСловарные словаОпасное место
1ГостиДевочка, коньки, Москва, Россия, посуда, морковьБуква о
2МашаПальто, карандаш, тарелка, арбуз, капустаБуква а
3МячикВоробей, ворона, сорока, собакаБуква о
Опорное словоСловарные словаОпасное место
1РабРабота, рабочий, народ, завод, сапоги, машинаБуква а
2ЛесДеревня береза, медведь, ветер, здравствуйтеБуква е
3ОляДевочка, Москва, молоко, ягода, лопата, урожайБуква о
4УчебаУчитель, ребята, пенал, тетрадь, дежурный, ученикБуква е
5КоньТоварищ, город, весело, мороз, коньки, одежда, собака, воробей, ворона, сорока, корова, быстро, хорошоБуква о
6СказкаПлаток, капуста, пальто, заяц, фамилия, спасибо, карандаш, языкБуква а
7ДваРусский, субботаУдвоенные
Опорное словоСловарные словаОпасное место
1ОтдыхТрактор, восток, хорошо, дорога, потом, горох, осина,
Опорное словоСловарные словаОпасное место
1ГореКостер, гореть, командир, оборона, богатство, победа, околоБуква о
2СветВчера, адрес, правительство, путешествие, впереди, везде, издалекаБуква а
3МореКорабль, свобода, горизонт, потом, портретБуква о
4ЭлектрикТеперь, восемь, железо, электричество, телефон, желать, сверкать, беседаБуква е
5Змей ГорынычСправа, налево, слева, направо, вперед, назад, вверхПравописание наречий
6ОбручАгроном, автомобиль, шофер, хозяйство, километр, электростанция, хлебороб, комбайн, электровоз, самолет, космонавтБуква о
7УдачаБагаж, вагон, газета, завтра, салют, календарьБуква а
8РечьСегодня, инженер, председатель, двенадцать, шестнадцать, семена, интересный, прекрасный, сейчасБуква е
9КнигаБиблиотека, билет, экскурсия, директорБуква и
10О-го-гоМедленно, пассажир, Россия, шоссе, расстояние, одиннадцать, аккуратно, аллея, килограмм, металлДвойные согласные

Тексты, составленные учащимися в ходе данной работы

Опорное слово – Маша

Маша пришла домой и сняла пальто, из кармана которого выпал карандаш. Она прошла на кухню и увидела тарелку с арбузом и капустой.

Опорное слово – мячик

Воробей, ворона и сорока, как мячик, прыгали около собаки.

Опорное слово – гости

К девочке на день рождения приехали гости из Москвы- столицы России. Они подарили ей коньки и посуду цвета моркови.

Опорное слово – лес

В лесу среди берез есть берлога. Там живет медведь. Вдруг в лесу поднялся сильный ветер. Из деревни потянуло дымом. Почувствовав дым, медведь вылез из берлоги и сказал : “Ну вот, здравствуйте”.

Опорное слово – раб

Рабочий на машине приехал на работу. Он пришел на завод. Надел сапоги. Его окружил народ.

Опорное слово – конь

В городе мороз. Мы с товарищем быстро взяли одежду и коньки. По дороге нам встретились собака, корова, ворона, воробей, сорока. Нам было хорошо и весело. Мы здорово покатались!

Опорное слово – дача

В комнате на стене висела картина. На подоконнике стояло растение. На столе стоял стакан с малиной, а рядом кастрюля с картофелем и тарелка. Это наш завтрак. Мы поели и пошли в магазин.

Опорное слово –отдых

Была хорошая погода. Я пошла по дороге на восток. Мимо ехал трактор на гороховое поле. Потом у осины я поехал домой. Съев яблоко, я легла на кровать отдыхать.

Опорное слово – электрик

Раньше мы не могли себе представить, что телефон может быть без электрического провода. Теперь мы набираем цифру восемь на своем мобильном телефоне и можем беседовать со своими родными и близкими, желать им железного здоровья и сверкающих праздников!

Опорное слово – горе

Дети играли в “Зарницу”. Чтобы победить, командир приказал держать оборону. Кругом горели костры. Каждый отряд защищал свое богатство – флаг. У проигравших на лице было большое горе.

Опорное слово – свет

Вчера на наш адрес пришло сообщение, что правительство организовало путешествие вокруг света. Впереди им предстоит везде побывать и вернуться издалека.

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов Словарные слова за начальную школу по алфавиту

Язык и стар, и вечно нов —
И это так прекрасно!
В огромном море — море слов —
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они — словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов — огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?

Работа по правописанию словарных слов — трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее.

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.

Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.

1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель — учителя, огороды — огород).

11. Образование другой части речи (береза — березовая, восточная — восток, продавец — продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
— по родам;
— по числам;
— по склонениям;
— с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
— с непроверяемой и проверяемой гласной;
— одушевленные или неодушевленные предметы;
— по тематике (например: «Город» и «Деревня»);
— по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
— слова, состоящие из двух, трех слогов;
— слова с Й;
— слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза — березка, берег — бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором — тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога — шоссе, одерживать победу — побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС — кла. ный, керо. ин, шо. е, ро. а, ка. ир, ба. ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа — коллектив, магазин — универмаг, перерыв — антракт, врач — хирург, друг — товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель — шофер) или антонимами (юг — север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить. ).

«Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь».
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе -ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

А) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
— цвету;
— месту расположения;
— форме;
— звучанию;
— действию;
— вкусу;
— материалу;
— назначению;
— количеству
и т.д.

Б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза — по цвету _бЕлая
* береза — кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

Б_Е.реза — б_Е.лая,
— гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б_Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность — наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

Г_А.зета — бум_А.га,
к_А.рман — дыр_А.,
д_И.рект_О.р — кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт — н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод — труб_А.,
к_О.рабль — в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й — б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь — л_А.па,
к_А.пуста — з_А.яц
к_А.рандаш — гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака — хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. «Неправильные правила» для словарных слов — и не только».

2. «Словарные слова в образах и картинках». Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л. Г. «Как овладеть правописанием «словарных» слов».
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие «Словарные слова. 1-4 класс»
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим «Учись» позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим «Проверь себя» предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим «Контроль» позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии».
Издательство Генезис М. — 2007 г.

Словарные слова из орфографического словарика по УМК «Школа России», авторы учебников Канакина, Горецкий.

Кровать словарное слово

Запоминаем словарные слова. Сегодня проблема формирования орфографической зоркости приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» — писал известный ученый – методист А.В.Текучев. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов — огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «пальто» и «работа»? Работа по правописанию словарных слов продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Из огромного списка словарных слов можно выделить, следующие группы по способу запоминания: полногласие, словообразование, ассоциативный метод, метод этимологической справки, проверка по сильной и слабой позициям, механическое запоминание. Полногласие. Воробей Молоко Солома Ворона Молоток Смородина Город Мороз хорошо Горох Около Дорога Огород корова Скоро + карандаш Словообразование .Воробей = вор + бей + интерфикс –о- Девочка = суффикс –очк- Медведь =мёд + вед(ать) – знать – слияние основ Мальчик = суффикс –чик- Народ = приставка на- + род (Родина, родник, урожай, родители) Родина = род + суффикс –ин- Смородина = смород + суффикс – ин- Праздник = праздн + суффикс -ник- Приветливо = суффикс –лив- Русский = Русь + суффикс –ск- Учитель = суффикс – тель- Проверка. Весело – весёлый До (скорого) свидания – свидимся Жёлтый — ж[и]лтеть Здравствуйте – здоровье Земляника – земли Коньки – кони Запад — падать Столица — престол Каток – катит Лисица – лисы Отец – отчий, Отчизна Петух – петь Ученик – учение, учёный. Учебник Чёрный — ч[и]рнеть Ассоциация Арбуз – алый Месяц – ясный Берёза — белая Облако — вата Вместе – и пишется вместе Пенал – перья Девочка – косы, мода Праздник – подарки, радость Дежурный — мел Пшеница – мельница, тесто, хлеб Деревня – строили из дерева Ребята — дети Дятел – дерево долбит Рисунок – лист, кисти Завтрак – каша, чай, масло Сахар – сладко Иней – снег Север – снег, олени Картина – рама, краски Собака – хвост, сторож Кровать — сон Солдат – бой, форма Лагерь – лето Синица – крылья отливают синим цветом Лестница – ступеньки, перила Улица – лица Лимон – кислый Хоккей – гол Лопата – крот Язык — ябеда Малина – маленькие части Морковь, яблоко, помидор — сок Этимология ( от латинского «этимос» — истина, начало) Слово Язык заимствования Перевод Дополнительные слова Запад Славянский (падати) Быстро опускаться вниз Земляника Славянский Ниц- книзу, никнуть к земле Капуста Латинский (капут) Голова Капитан капюшонКапрал Карандаш Тюркский Чёрный камень Каракули карга Картина Итальянский (хартия) Тонкая изящная бумага Картон (толстая бумага) Корабль Греческий (кора, кожа) Челнок из прутьев, обтянутый кожей Корыто Корзина Коробка коромысло Лопата Славянский (лоп) Широкий лист Лопух Минута Греческий (минус) Промежуток времени, который меньше часа Москва Старославянский (моцкая) Маленькая, мелкая Мошкара моська Около Славянский (коло) Круг Колесо Колобок Кольчуга Колея Кольцо Коляска Облако Латинский Оболочка, обволакивать со всех сторон Платок Славянский (плат) Кусок ткани Платье заплатка Посуда Славянский (судно) Посуда делалась виде судна, отсюда:судок. Раскладывать по судам Сахар Индийский (Сахара) Песок, мелкие частицы твёрдых минералов Солдат Итальянский (сольдо) Человек, который за службу получает деньги (сольдо) Спасибо старославянский Спаси тебя Бог Тетрадь Греческий (тетрас) Лист, сложенный вчетверо Четверг Четыре Топор Славянский Топать, стучать, бить Улица Древнерусский (уль) Пустой, похожий по форме на трубу улитка Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной. Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически: заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю. При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:1. читаем слово, проговариваем его по слогам; 2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю); 3. ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса; 4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом; 5. записываем слова в орфографический словарик. Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов. Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке. Этот метод является наиболее действенным, так как словарные слова остаются в памяти ребёнка надолго. Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д. Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного. Изменение слова по падежам. Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму. Для этого записываем словарное слово, выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании. Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова: кАрман – дырА; кАлории в сАле. Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове: кАпуста. Можно использовать стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова. Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно воспользоваться специальной литературой, которая поможет разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Литература: 1. Агеева И. Д. Занимательный словарик. С-П., 1999. 2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. 3. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1954. 4. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка.

Словарные слова — ОРФОГРАММЫ — РУССКИЙ ЯЗЫК

Написание некоторых букв в словах нужно проверять. Например: ложка, хоровод, мышь, широкий.

Определённое написание слова, основанное на правилах русского языка, называется орфограммой.

Орфограмма может быть в любой части слова: в корне в приставке в суффиксе и в окончании

Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн

Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн пишутся без мягкого знака.

Буквы и, а, у после шипящих

Сочетания жи, ши пишутся с буквой и.

Сочетания ча, ща пишутся с буквой а.

Сочетания чу, щу пишутся с буквой у.

Буквы и и ы после буквы ц

После ц пишется буква ы:

— в окончаниях слов и в суффиксе —ын:

В остальных случаях после ц пишется и: циркуль, цифры, цитрусовые, цирк, операция.

Разделительные ь и ъ

Разделительный мягкий знак (ь) пишется:

— перед е, ё, и, ю, я в корне слова или перед окончанием:

— в некоторых иностранных словах перед о: медальон, почтальон, шампиньон.

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется перед буквами е, ё, ю, я:

— после приставок, которые оканчиваются на согласную: подъезд, съёмка, объяснить.

— в иностранных словах: объект, адъютант, субъект.

— в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-: двухъякорный, трёхъярусный.

Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах.

Безударный гласный звук может обозначаться разными буквами:

Слышится один звук, а писаться может другой. Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

Безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:

Безударные гласные [о] и [э] могут быть беглыми. Они обозначаются буквами о и е:

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Во многих словах правописание безударных гласных нельзя проверить ударением:

Правописание таких слов следует запомнить, а при необходимости проверить по орфографическому словарю.

Словарные слова

Слова с непроверяемыми безударными гласными называются словарными словами.

Тематические группы словарных слов

Растения. Плоды растений

Соединительные гласные о и е в сложных словах

В сложных словах пишется соединительная гласная о или е:

водопровод, громоотвод, землетрясение, путешествие.

Проверяемые согласные в корне слова

Парный звонкий согласный звук в конце слова или перед глухим согласным в середине слова произносится как глухой:

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук:

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector