7 Вариант
7 Вариант
1. По двум сторонам сколочены сплошные нары, устланные сеном.
2. Пьер встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо-усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги.
3. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив, закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение.
8 Вариант
1. Над очагом висел широкий, сделанный из кровельного железа капюшон, суженный кверху и переходящий в деревянную трубу.
2. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.
3. Пьер встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо-усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги.
4. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив, закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение.
9 Вариант
1. Над очагом висел широкий, сделанный из кровельного железа капюшон, суженный кверху и переходящий в деревянную трубу.
2. С каждым днем я все с большим удивлением находил, что Олеся — эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка — во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность.
3. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив, закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение.
4. Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде.
10 Вариант
1. И теперь она (Вера Николаевна) радовалась наступившим прелестным дням, щебетанью ласточек, стаившихся к отлету.
2. Он (Макар) сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.
3. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа.
4. Гром перекатываясь, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
11 Вариант
1. И теперь она (Вера Николаевна) радовалась наступившим прелестным дням, щебетанью ласточек, стаившихся к отлету.
2. Тихо взбегают волны на берег, усеянный толпой людей, созидающих каменную преграду их вечному движению.
3. Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.
12 Вариант
1. Тихо взбегают волны на берег, усеянный толпой людей, созидающих каменную преграду их вечному движению.
2. Местами попадались щетинистые полосы сжатого хлеба, имевшие странное сходство с давно не бритыми щеками солдата.
3. Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.
4. На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона.
Морфологический разбор наречия
После указания синтаксической функции и части речи определяется разряд по значению наречия. Выделяется следующие группы наречий: определительные и обстоятельственные (по общему значению); лексико-грамматический разряд (места, времени, меры и степени и т.д.); местоименное или знаменательное. Таким образом, при определении разряда по значению в разбор вписывается три характеристики наречия.
Далее указывается степень сравнения наречия. Этот признак является непостоянным и указывается только при рассмотрении наречий, имеющих значение качественной характеристики действия: громко кричать, чисто писать. Надо обратить внимание на то, что признак степеней сравнения у некоторых из них может быть постоянным. Так, наречие особо имеет постоянный признак положительной степени сравнения. Кроме того, необходимо помнить, что не все наречия, имеющие в своем составе суффикс –о являются качественными. Так, наречие абсолютно является определительным степени, так как отвечает на вопрос насколько? и не имеет степеней сравнения, наречие надолго является обстоятельственным времени, так как отвечает на вопрос на какое время? и также не имеет степеней сравнения.
Заканчивается разбор указанием способа словообразования и наречия.
Иногда определенные затруднения вызывает разграничение наречия в сравнительной степени и прилагательного в сравнительной степени. Эти формы можно отличить по синтаксической функции: сравнительная степень наречий выступает в роли обстоятельства, прилагательного — в роли сказуемого. Например:
Чем тропинка труднее, уже,
Тем задорней идешь вперед.
ТРУДНЕЕ — прилагательное в сравнительной степени, так как является именной частью составного сказуемого.
ЗАДОРНЕЙ — наречие в сравнительной степени, так как является в предложении обстоятельством образа действия.
План морфологического разбора наречия
2. Часть речи.
3. Разряд по значению.
4. Степень сравнения.
5. Способ словообразования.
Морфологический разбор слов категории состояния
Слова категории состояния по своим морфологическим особенностям сходны с наречиями, однако существует ряд особенностей, обнаруживающихся при морфологическом разборе. В первую очередь, частеречную отнесенность этих слов помогает определить выполняемая ими синтаксическая функция. Слова категории состояния всегда являются главным членом односоставного безличного предложения. Также отличия между наречиями и словами категории состояния можно обнаружить на лексическом уровне, так как слова категории состояния обозначают либо состояние (человека, природы) либо возможность (необходимость, своевременность, невозможность) действий, а наречия характеризуют признак действия (в редких случаях грамматического предмета). У слов категории состояния может быть установлена форма времени. Проявляется данная категория в аналитических формах, чаще всего показателем является глагол-связка (было, будет, стало, станет и т.д.). Также наречия и слова категории состояния чаще всего образуются разными способами. Путь образования слов категории состояния — конверсия.
План морфологического разбора слов категории состояния
Разряд по значению.
Время и его формальный показатель.
Слова категории состояния следует отличать от омонимичных им
наречий на –о и кратких прилагательных;
Всем было грустно.
Он грустно посмотрел на приятеля.
Лицо его грустно, печально.
В первом предложении грустно является словом категории состояния, т.к. выполняет функцию именной части сказуемого в безличном предложении, выражает значение психического состояния людей. Во втором предложении грустно выполняет функцию обстоятельства образа действия, следовательно, является наречием. Третье предложение является двусоставным, краткое прилагательное грустно выполняет функцию именной части сказуемого.
Ну, мне пора.
Была та смутная пора, когда Россия молодая мужала с гением Петра.
В первом предложении пора – слово категории состояния (показатель – функция сказуемого в безличном предложении, выражение модального значения времени), во втором – имя существительное (показатель – функция подлежащего в двусоставном предложении).
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
- неб о — корень/окончание;
- земл я — корень/окончание;
- рук а — корень/окончание;
- голов а — корень/окончание.
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
- приставки
- суффикса
- приставки и суффикса;
- постфикса
Понаблюдаем:
- небеса → под небес н ый;
- земля → земл ян ой → землян к а;
- влага → влаж н ый → у влажн и ть;
- близкий → при близ и ть → приблизить ся .
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
- петь → запеть (начать петь);
- красный → красноватый (слегка красный).
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
- чёрн ый → черн от а;
- рук а → руч н ой;
- красн ый → красн е ть.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
- вин а → винов н ый;
- виновн ый → виновн ость .
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходи ть → при ходить
- приходи ть → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монет к а — корень/суффикс/окончание
монет к ой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монет а → монет к а.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали 2 артисты цирка.
- Приехали — н. ф. приехать;
- приеха ть — основа приеха-.
- ехать → приехать ;
- еха ть — производящая основа еха-.
- при- + еха ть = при ехать;
- приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной 2 полянке полно душистых ягод.
- земляничной — н. ф. земляничный;
- земляничн ый — основа земляничн-
- земляника → земляничный;
- земляник а — основа земляник-;
- земляник а + -н- = земляничный;
- суффиксальный способ образования.
Пример 3
- Удесятерить;
- удесятери ть — основа удесятери-;
- десять → десятеро → удесятерить;
- десятер о — основа десятер-;
- у — десятер- и -ть;
- приставочно-суффиксальный способ образования.
Словообразовательный разбор
5. найти суффиксы ( для этого сравнить со словом, от которого образовалось данное)
строи-тель (от стро-и-ть), изб-ушка (от изб-а):
Словообразовательный разбор
1. выделить окончание и основу слова: выход
2. дать толкование его лексического значения: это место
где выходят;
3. найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано (родственное слово, самое близкое по структуре и лексическому значению),
выход выходят
4. выделить производящую основу: выход – ят ;
5. выявить морфему, с помощью которой образовано слово,- отсутствует;
6. определить способ словообразования: бессуффиксный.
1. Приставочный способ – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:
бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать →дезинформировать, внук → правнук, общественный →антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать, | звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация, модный → сверхмодный. |
2. Суффиксальный способ– способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:
читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, комфорт → комфортабельный, два → двое, три → трижды, мяу → мяукать, | хрипеть → хриплый, белый → белить, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист, дождь → дождливый, амбиция → амбициозный, болото → болотистый |
3. Бессуффиксный. Образование нового слова без суффиксов. Например:
Выходить – выход, разбегаться – разбег, синий – синь, разлучить — разлука, широкий – ширь, восходить – восход, заходить — заход
3. Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например:
город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятером | ясный → выяснить, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье, |
5. Сложение– способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, Например:
светлый и розовый → светло-розовый,
оборачиваемость товара → товарооборачиваемость,
овощ и хранилище → овощехранилище,
защита рыб → рыбозащита,
диван и кровать → диван-кровать,
официальный и деловой → официально-деловой,
научный и популярный → научно-популярный,
русский и английский → русско-английский.
6. Сращение (слияние)– «…способ словообразования, при котором новое слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию».
Например:
вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый, сумасшедший, тотчас, сегодня, быстрорастворимый, высокооплачиваемый, малоисследованный,
7. Переход из одной части речи в другую, например:
Я доволен (чем?) летом (сущ. в Т.п.).
Летом мы ездили на море (ездили (когда?) летом – наречие).
(Подобно: утром, вечером, зимой, осенью, весной и др.)
ванная комната (прилаг) – ванная (сущ),
прихожая комната (прилаг) — прихожая (существ)
мороженое молоко (прилаг) – мороженое (существ),
заливное блюдо (прилаг) – заливное (существ)
раненый боец (прилаг) – раненый (существ)
больной человек (прилаг) – больной (существ)
смотрю (куда?) вокруг (наречие) — вокруг (предлог) стола
в течение (сущ. с предлогом) реки попал мусор — в течение урока (предлог)
Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок является одним из заключительных в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Эта тема значима в курсе школьного предмета «Русский язык», поэтому систематизации и обобщению знаний уделяется большое внимание. ИКТ позволяют использовать учебный материал в полном объеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Морфемный и словообразовательный разбор слова" | 167.77 КБ |
Урок "Морфемный и словообразовательный разбор слова" | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Цели: Повторить и закрепить порядок морфемного разбора слова; повторить и закрепить порядок словообразовательного разбора слова; уметь отличать морфемный и словообразовательный разборы; развивать навыки грамотной речи; развивать навыки самостоятельной работы и ответственности.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема –значимая часть слова. Приставка. Корень. Суффикс. Окончание. Основа слова. Морфемы слова
Морфемный разбор слова. приволжский Выделить окончание слова — приволжск ий . Выделить основу (всё, кроме окончания) — приволжск ий . Выделить корень — при волж ск ий . Выделить приставку — при волж ск ий . Выделить суффикс — при волж ск ий .
Морфемный разбор слов. 1 вариант 2 вариант 3 вариант черноглазая полевод скалолаз поблагодарить примерять презабавный изложение безынтересный загореться
Словообразовательный разбор слова – выявление способа образования слова. Какой частью речи является слово? Какое лексическое значение у слова? От какого слова образовано данное слово? Какой способ образования нового слова?
Письменный словообразовательный разбор слова . Приволжский волжский Волга.
Составьте из данных слов предложения: Завидовали, все, согласию, царствующему, между, и, бедным его соседом, надменным Троекуровым … Всё, и, расстроил, случай, нечаянный, переменил. 1. Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом… 2. Нечаянный случай всё расстроил и переменил. А.С. Пушкин «Дубровский»
Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования. 1. Приставочный — … . 2. Суффиксальный — … . 3. Приставочно – суффиксальный — … . 4. Сложение — … . 5. Переход одной части речи в другую — … Летчик, парашютистка, электровоз, престранный, преподнести, пригорок, раненый, юнкор , ТЮЗ, турпоход, больной, кресло-кровать, учительская, МГУ, привставать, сотрудник, птицефабрика.
1 . Приставочный — преподнести, привставать. 2. Суффиксальный — летчик, парашютистка. 3. Приставочно – суффиксальный — престранный, пригорок, сотрудник. 4. Сложение — электровоз, юнкор , ТЮЗ, турпоход, кресло-кровать, МГУ, птицефабрика. 5. Переход одной части речи в другую — раненый, больной, учительская.