Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7 Вариант

7 Вариант

1. По двум сторонам сколочены сплошные нары, устланные сеном.

2. Пьер встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо-усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги.

3. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив, закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение.

8 Вариант

1. Над очагом висел широкий, сделанный из кровельного железа капюшон, суженный кверху и переходящий в деревянную трубу.

2. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

3. Пьер встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо-усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги.

4. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив, закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение.

9 Вариант

1. Над очагом висел широкий, сделанный из кровельного железа капюшон, суженный кверху и переходящий в деревянную трубу.

2. С каждым днем я все с большим удивлением находил, что Олеся — эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка — во многих случаях жизни проявляет чуткую деликат­ность.

3. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив, закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение.

4. Приехав в Петербург, Пьер никого не из­вестил о своем приезде.

10 Вариант

1. И теперь она (Вера Николаевна) радовалась наступившим прелестным дням, щебетанью ласточек, стаившихся к отлету.

2. Он (Макар) сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

3. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он на­ходился в хорошем расположении духа.

4. Гром перекатываясь, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

11 Вариант

1. И теперь она (Вера Николаевна) радовалась наступившим прелестным дням, щебетанью ласточек, стаившихся к отлету.

2. Тихо взбегают волны на берег, усеянный толпой людей, созидающих каменную преграду их вечному движению.

3. Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.

12 Вариант

1. Тихо взбегают волны на берег, усеянный толпой людей, созидающих каменную преграду их вечному движению.

2. Местами попадались щетинистые полосы сжатого хлеба, имевшие странное сходство с давно не бритыми щеками солдата.

3. Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами.

4. На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, проле­тело над головами гусарского эскадрона.

Морфологический разбор наречия

После указания синтаксической функции и части речи определяется разряд по значению наречия. Выделяется следующие группы наречий: определительные и об­стоятельственные (по общему значению); лексико-грамматический разряд (места, времени, меры и степени и т.д.); местоименное или знаменательное. Таким образом, при определении разряда по значению в разбор вписывается три характеристики наречия.

Читайте так же:
Как правильно обтянуть кровать тканью своими руками

Далее указывается степень сравнения наречия. Этот признак является непостоянным и указывается только при рассмотрении наречий, имеющих значе­ние качественной характеристики действия: громко кричать, чис­то писать. Надо обратить внимание на то, что признак степеней сравнения у некоторых из них может быть постоянным. Так, наречие особо имеет постоянный признак положительной степени сравнения. Кроме того, необходимо помнить, что не все наречия, имеющие в своем составе суффикс –о являются качественными. Так, наречие абсолютно является определительным степени, так как отвечает на вопрос насколько? и не имеет степеней сравнения, наречие надолго является обстоятельственным времени, так как отвечает на вопрос на какое время? и также не имеет степеней сравнения.

Заканчивается разбор указанием способа словообразо­вания и наречия.

Иногда определенные затруднения вызывает разграничение наречия в сравнительной степени и прилагательного в сравни­тельной степени. Эти формы можно отличить по синтаксической функции: сравнительная степень наречий выступает в роли об­стоятельства, прилагательного — в роли сказуемого. Например:

Чем тропинка труднее, уже,

Тем задорней идешь вперед.

ТРУДНЕЕ — прилагательное в сравнительной степени, так как является именной частью составного сказуемого.

ЗАДОРНЕЙ — наречие в сравнительной степени, так как яв­ляется в предложении обстоятельством образа действия.

План морфологического разбора наречия

2. Часть речи.

3. Разряд по значению.

4. Степень сравнения.

5. Способ словообразования.

Морфологический разбор слов категории состояния

Слова категории состояния по своим морфологическим осо­бенностям сходны с наречиями, однако существует ряд особенно­стей, обнаруживающихся при морфологическом разборе. В первую очередь, частеречную отнесенность этих слов помогает определить выполняемая ими синтаксическая функция. Слова категории состояния всегда являются главным членом односоставного безличного предложения. Также отличия между наречиями и словами категории состояния можно обнаружить на лексическом уровне, так как слова категории состояния обозначают либо состояние (человека, при­роды) либо возможность (необходимость, своевременность, не­возможность) действий, а наречия характеризуют признак действия (в редких случаях грамматического предмета). У слов категории состояния может быть установлена форма времени. Проявляется данная категория в аналитических формах, чаще всего показателем является глагол-связка (было, будет, стало, станет и т.д.). Также наречия и слова категории состояния чаще всего образуются раз­ными способами. Путь образования слов категории состояния — конверсия.

План морфологического разбора слов категории состояния

Разряд по значению.

Время и его формальный показатель.

Слова категории состояния следует отличать от омонимичных им

наречий на –о и кратких прилагательных;

Всем было грустно.

Он грустно посмотрел на приятеля.

Лицо его грустно, печально.

В первом предложении грустно является словом категории состояния, т.к. выполняет функцию именной части сказуемого в безличном предложении, выражает значение психического состояния людей. Во втором предложении грустно выполняет функцию обстоятельства образа действия, следовательно, является наречием. Третье предложение является двусоставным, краткое прилагательное грустно выполняет функцию именной части сказуемого.

Ну, мне пора.

Была та смутная пора, когда Россия молодая мужала с гением Петра.

Читайте так же:
Кровать papaloni джованни инструкция по сборке

В первом предложении пора – слово категории состояния (показатель – функция сказуемого в безличном предложении, выражение модального значения времени), во втором – имя существительное (показатель – функция подлежащего в двусоставном предложении).

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким способом.

Выясним, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и производные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля». Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

  • неб о — корень/окончание;
  • земл я — корень/окончание;
  • рук а — корень/окончание;
  • голов а — корень/окончание.

Непроизводные и производные слова

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех морфем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суффикса;
  • пост­фик­са

Понаблюдаем:

  • небе­са → под небес н ый;
  • зем­ля → земл ян ой → зем­лян к а;
  • вла­га → влаж н ый → у влажн и ть;
  • близ­кий → при близ и ть → при­бли­зить ся .

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка красный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

  • чёрн ый → черн от а;
  • рук а → руч н ой;
  • красн ый → красн е ть.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вин а → вин овн ый → виновн ость

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для последующего:

  • вин а → винов н ый;
  • виновн ый → виновн ость .

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру слова.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го слова.

Читайте так же:
Для чего прикроватная банкетка

Понаблюдаем:

  • ходи ть → при ходить
  • при­хо­ди ть → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной морфемой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лексемы.

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → приход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → примирение);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холодноватый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся неверно.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве слова.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его морфемы:

монет к а — корень/суффикс/окончание

монет к ой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную форму.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го слова.

Монет а → монет к а.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над словом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли 2 арти­сты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. при­е­ха ть — осно­ва приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. еха ть — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + еха ть = при ехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб образования.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной 2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. земляничный;
  2. зем­ля­ничн ый — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → земляничный;
  4. зем­ля­ник а — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ник а + -н- = земляничный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб образования.
Читайте так же:
Как собрать детскую кроватку фея

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­ри ть — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → удесятерить;
  4. деся­тер о — осно­ва десятер-;
  5. у — десятер- и -ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб образования.

Словообразовательный разбор

5. найти суффиксы ( для этого сравнить со словом, от которого образовалось данное)
строи-тель (от стро-и-ть), изб-ушка (от изб-а):

Словообразовательный разбор

1. Словообразовательный разбор - №1 - открытая онлайн библиотекавыделить окончание и основу слова: выход

2. дать толкование его лексического значения: это место
где выходят;

3. Словообразовательный разбор - №2 - открытая онлайн библиотеканайти слово (сочетание слов), от которого оно образовано (родственное слово, самое близкое по структуре и лексическому значению),
выход выходят

4. Словообразовательный разбор - №3 - открытая онлайн библиотекавыделить производящую ос­нову: выход – ят ;

5. выявить морфему, с помощью которой образовано слово,- отсутствует;

6. определить способ словообразования: бессуффиксный.

1. Приставочный способ – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например:

бежать → добежать, яхта → суперъяхта, информировать →дезинформировать, внук → правнук, общественный →антиобщественный, всегда → навсегда, брать → отобрать,звук → ультразвук, чемпион → экс-чемпион, важный → архиважный, симметрия → асимметрия, мобилизация → демобилизация, организация → реорганизация, модный → сверхмодный.

2. Суффиксальный способ– способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например:

читать → читатель, синий → синеть, белый → белизна, океан → океанарий, экзамен → экзаменатор, комфорт → комфортабельный, два → двое, три → трижды, мяу → мяукать,хрипеть → хриплый, белый → белить, академия → академик, акция → акционер, музыка → музыкант, программа → программист, дождь → дождливый, амбиция → амбициозный, болото → болотистый

3. Бессуффиксный. Образование нового слова без суффиксов. Например:

Выходить – выход, разбегаться – разбег, синий – синь, разлучить — разлука, широкий – ширь, восходить – восход, заходить — заход

3. Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например:

город → пригородный, звук → озвучить, Москва → Подмосковье, река → междуречье, мышца → внутримышечный, пятеро → впятеромясный → выяснить, плотный → вплотную, срок → досрочный, билет → безбилетный, берег → побережье,

5. Сложение– способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, Например:

светлый и розовый → светло-розовый,

оборачиваемость товара → товарооборачиваемость,

овощ и хранилище → овощехранилище,

защита рыб → рыбозащита,

диван и кровать → диван-кровать,

официальный и деловой → официально-деловой,

научный и популярный → научно-популярный,

русский и английский → русско-английский.

6. Сращение (слияние)– «…способ словообразования, при котором новое слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию».
Например:
вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый, сумасшедший, тотчас, сегодня, быстрорастворимый, высокооплачиваемый, малоисследованный,

7. Переход из одной части речи в другую, например:
Я доволен (чем?) летом (сущ. в Т.п.).
Летом мы ездили на море (ездили (когда?) летом – наречие).
(Подобно: утром, вечером, зимой, осенью, весной и др.)

Читайте так же:
Детская кровать скаут схема сборки видео

ванная комната (прилаг) – ванная (сущ),

прихожая комната (прилаг) — прихожая (существ)

мороженое молоко (прилаг) – мороженое (существ),

заливное блюдо (прилаг) – заливное (существ)

раненый боец (прилаг) – раненый (существ)

больной человек (прилаг) – больной (существ)

смотрю (куда?) вокруг (наречие) — вокруг (предлог) стола

в течение (сущ. с предлогом) реки попал мусор — в течение урока (предлог)

Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Макарова Нина Васильевна

Данный урок является одним из заключительных в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Эта тема значима в курсе школьного предмета «Русский язык», поэтому систематизации и обобщению знаний уделяется большое внимание. ИКТ позволяют использовать учебный материал в полном объеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация к уроку "Морфемный и словообразовательный разбор слова"167.77 КБ
Урок "Морфемный и словообразовательный разбор слова"66 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Морфемный и словообразовательный разбор слова. Цели: Повторить и закрепить порядок морфемного разбора слова; повторить и закрепить порядок словообразовательного разбора слова; уметь отличать морфемный и словообразовательный разборы; развивать навыки грамотной речи; развивать навыки самостоятельной работы и ответственности.

Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема –значимая часть слова. Приставка. Корень. Суффикс. Окончание. Основа слова. Морфемы слова

Морфемный разбор слова. приволжский Выделить окончание слова — приволжск ий . Выделить основу (всё, кроме окончания) — приволжск ий . Выделить корень — при волж ск ий . Выделить приставку — при волж ск ий . Выделить суффикс — при волж ск ий .

Морфемный разбор слов. 1 вариант 2 вариант 3 вариант черноглазая полевод скалолаз поблагодарить примерять презабавный изложение безынтересный загореться

Словообразовательный разбор слова – выявление способа образования слова. Какой частью речи является слово? Какое лексическое значение у слова? От какого слова образовано данное слово? Какой способ образования нового слова?

Письменный словообразовательный разбор слова . Приволжский волжский Волга.

Составьте из данных слов предложения: Завидовали, все, согласию, царствующему, между, и, бедным его соседом, надменным Троекуровым … Всё, и, расстроил, случай, нечаянный, переменил. 1. Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом… 2. Нечаянный случай всё расстроил и переменил. А.С. Пушкин «Дубровский»

Распределите помещенные ниже слова по способу их словообразования. 1. Приставочный — … . 2. Суффиксальный — … . 3. Приставочно – суффиксальный — … . 4. Сложение — … . 5. Переход одной части речи в другую — … Летчик, парашютистка, электровоз, престранный, преподнести, пригорок, раненый, юнкор , ТЮЗ, турпоход, больной, кресло-кровать, учительская, МГУ, привставать, сотрудник, птицефабрика.

1 . Приставочный — преподнести, привставать. 2. Суффиксальный — летчик, парашютистка. 3. Приставочно – суффиксальный — престранный, пригорок, сотрудник. 4. Сложение — электровоз, юнкор , ТЮЗ, турпоход, кресло-кровать, МГУ, птицефабрика. 5. Переход одной части речи в другую — раненый, больной, учительская.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector