Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Корень слова (страница 3)

Корень слова (страница 3)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) запл..тить, разг..дать, л..биринт

2) к..рчёвка, д..минанта, г..рмоничный

3) ут..нчённый, экз..менатор, т..инственно

4) энциклоп..дист, од..чать, вр..дители

5) к..варство, анн..тация, р..альный

1) Заплатить. Проверочное слово – плАта. Разгадать. Проверочное слово – разгАдка. Лабиринт. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

2) Корчёвка, доминант, гармоничный. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

Во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выписываем цифру 2.

3) Утончённый. Проверочное слово – тОнкий. Экзаменатор. Проверочное слово – экзАмен. Таинственно. Проверочное слово – тАйна.

4) Энциклопедист. Проверочное слово – энциклопЕдия. Одичать. Проверочное слово – дИчь. Вредитель. Проверочное слово – врЕд.

5) Коварство, аннотация, реальный. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

Во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выписываем цифру 5.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) фант..стичный, конфл..ктующие, перекл..кающие

2) б..снописец, инф..нитив, кОллегия

3) изд..вать, напр..лом, п..скарь

4) сбал..нсированный, г..лосовой, гр..дация

5) взгл..нуть, одр..хлевший, рекл..мировать

1) Фантастичный. Проверочное слово – фантАстика. Конфликтующие. Проверочное слово – конфлИкт. Перекликающие. Проверочное слово – переклИчка.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 1.

2) Баснописец. Проверочное слово – бАсня. Инфинитив, коллегия. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

3) Издавать. Проверочное слово – издАть. Напролом, пескарь. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

4) Сбалансированный. Проверочное слово – балАнс. Голосовой. Проверочное слово – гОлос. Градация. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

5) Взглянуть. Проверочное слово – взглЯд. Одряхлевший. Проверочное слово – дрЯхлый. Рекламировать. Проверочное слово – реклАма.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 5.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прис..гать, в..ртеть, ок..нчание

2) сомн..ваться, ч..тательский, ск..зание

3) д..влеть, м..тинговать, д..ктант

4) поз..лоченный, прогр..ссивный, повт..рять

5) в..рмишель, д..ктофон, т..скует

1) Присягать. Проверочное слово – присЯга. Вертеть. Проверочное слово – вЕртит. Окончание. Проверочное слово – окОнчить.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 1.

2) Сомневаться. Проверочное слово – сомнЕние. Читательский. Проверочное слово – прочИтанный. Сказание. Проверочное слово – скАз.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 2.

3) Митинговать. Проверочное слово – мИтинг. Довлеть, диктант. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

4) Позолоченный. Проверочное слово – зОлото. Прогрессивный. Проверочное слово – прогрЕсс Повторять. Проверочное слово – повтОр.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) Вермишель, диктофон, тоскует. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ум..лять (значение), д..баты, интелл..генция

Читайте так же:
Как будет по японски кровать

2) в..трина, п..рила, препод..вать,

3) умн..жать, напр..вления, фин..нсист

4) зак..зать, затв..рить (окно), снар..жение

5) возр..ждение, др..матургический, ут..пический

1) Умалять. Проверочное слово – мАло. Дебаты, интеллигенция. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить.

2) Преподавать. Проверочное слово – преподАть. Витрина, перила. Непроверяемая гласная в корне. Запомнить

3) Умножать. Проверочное слово – умнОжить. Направление. Проверочное слово – напрАвлен. Финансист. Проверочное слово – финАнсы.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 3.

4) Заказать. Проверочное слово – закАз. Затворить (окно). Проверочное слово – ствОрка. Снаряжение. Проверочное слово – снарЯд.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 4.

5) Возрождение. Проверочное слово – рОд. Драматургический. Проверочное слово – дрАма. Утопический. Проверочное слово – утОпия.

Во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выписываем цифру 5.

7 детских ошибок в правиле про чередование гласных, от которых обидно будет взрослым

Правописание гласных в корне: проверяемые безударные, непроверяемые безударные, чередование… Знакомо? Сегодня вспоминаем простое (только на первый взгляд!) правило за 5–6-й класс, которое может ввести в ступор грамотного взрослого.

Правильно: блистательно

Слово, которое подвело участников «Тотального диктанта» (их самые частые ошибки мы разобрали здесь). Можно блестеть, а можно блистать — и это совершенно разные глаголы, которые нельзя между собой путать. По правилу в словах с чередованием блес-/блищ-блист- перед «ст» пишется буква «и», если после корня следом идёт ударная «а». Например: блистательно, блистать, блистающий. В остальных случаях «и» вытесняется «е»: блестеть, блестящий, проблеск.

Правильно: угореть

«Угар! Там нужна буква „а“, а они пишут „о“. Грамотеи!» Угар — это не только что-то уморительное, но и сокращённая версия «угарного газа». Да, угар, угарный газ… везде буква «а». А в глаголе, который означает «отравиться угарным газом» (ну или очень над чем-то посмеяться, если мы про сленг), пишется уже «о». Значение одно, а гласные разные! Вспоминаем правило: в корне гар-/гор- под ударением пишется буква «а», без ударения — «о». Например: загар, угар, угореть, сгореть, загореть. Вот такая вселенская несправедливость.

Правильно: прикоснуться

Если вы опять взялись искать проверочное слово и вспомнили «касание», что, в общем-то, логично, — придётся вас расстроить. Следствие вновь ведут чередующиеся гласные: в корне кас-/кос пишется буква «о», если после неё идёт буква «н»: прикоснуться, прикосновение, коснуться, неприкосновенность. В остальных случаях пишется «а»: касание, касаться, касательная.

Правильно: излагать

Верим, что вы не ошибётесь в таком простом слове и не будете доказывать, что слово тесно связано с «изложением», которые мы частенько писали в школе. Попытки подобрать проверочное слово тщетны. Мы имеем дело с чередованием букв «а» и «о». В корне лаг-/лож- без ударения перед «г» пишется «а» (излагать, прилагательное, предлагать), а перед «ж» — буква «о» (изложение, предложить). Исключение — не очень популярное слово «полОг».

Правильно: расстилать постель

Чередуются в корне не только парочка «а» и «о». Есть ещё более коварные «е» и «и». В корнях бер-/бир-, дер-/дир-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, стел-/стил- пишется буква «и», если дальше следует суффикс «а»: расстилать — расстелить; замирать — умереть; запирать — запереть; стирать — стереть. То есть когда мы постель расстилаем — делаем это прямо сейчас, а когда постель расстелена — значит, можно отправляться в кровать!

Читайте так же:
Детские кроватки для погодок до 3 лет

Правильно: наращённые ногти

Минутка красоты в «Грамотности». Если вы хоть раз наращивали ногти, ресницы, волосы и называли их «нарОщенными» — присядьте, пожалуйста. Потому что это неправильно — и по правописанию, и по произношению. Слово «наращённые» образовано от глагола «наращивать». По правилам: в корне рос-/раст-/ращ- на месте безударного гласного перед «с» пишется буква «о», а перед «ст», «щ» — «а». Проверяем: ударение падает на «ё» (полезная буква всё-таки), значит, всё попадает под правило.

Правильно: подровнять челку

Оба глагола — «равнять» и «ровнять» — существуют и называются в мире русского языка паронимами. Корень «равн-» употребляется в словах со значением «равный, одинаковый»: уравнение, сравнять, поравняться. Корень «ровн-» появляется в словах со значением «ровный, прямой»: ровесник, поровну, сровнять. Ровно — сровнять. Равно — сравнять. В нашем случае имеется в виду сделать чёлку «более ровной», то есть подровнять челку.

Это далеко не все примеры из гигантского правила чередующихся гласных. Но в них действительно можно запутаться и ошибиться. Больше про ударные и безударные гласные ищите у Розенталя.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

90. Прочитайте. Что обозначает выделенное словосочетание?

  • Объясните написание слов с пропущенными орфограммами. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

желе́зо

91. Прочитайте.

Ст..яла ос..нь в со(н,лн)це и туманах. Сквозь обл..тевшие леса были в..дны д..лёкие облака и синий густой воздух. По н..чам в зарослях вокру(к,г) нас шевелились и др..жали ни(з,с)кие звёзды.

  • Спишите, выбирая из скобок нужные буквы и вставляя пропущенные буквы.
  • Выпишите любое слово с пропущенной буквой в корне, а перед ним запишите проверочное слово.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Сев в такси,
Спр(а,о)сила такса:
За проез(т,д)
Какая такса?

А в(о,а)дитель:
— Дене(к,г) с так(с,з)
Не берём совсем.
Вот так-с!
(Я. Козловский)

93. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокорен-ное слово, от которого оно образовалось.

  • Запишите пары однокоренных слов, всталяя пропущенные буквы. Выделите в них корень.
  • В корнях каких слов происходит чередование согласных звуков? Подчеркните двумя чертами чередующиеся согласные в корне слов.

95. Прочитайте.

  • Найдите в каждом слове изученные орфограммы и объясните, как вы их определили.
  • Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.
  • Обсудите, в какие группы можно распределить данные слова в зависимости от правила правописания.

96. Произнесите слова по их звуковым обозначениям.

  • Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать слова буквами?
  • Запишите данные слова. Проверьте себя.
      Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное р содержит он И называется. (перрон).

    вокза́л пасса́ пассажи́рский

    Страничка для любознательных

    О происхождении слов

    В латинском языке есть слово терра, что означает «земля». От этого слова произошли слова: территория — земельное пространство с определёнными границами; терраса — горизонтальная площадка на склоне местности или летнее открытое помещение в доме в виде пристройки; террарий (террариум) — специальный ящик с землёй, песком для содержания змей, ящериц.

    100. Прочитайте. Какие из данных значимых частей слов могут быть корнем? приставкой? суффиксом?

    • Вспомните, что надо знать о правописании приставок и суффиксов.
    • Подберите и запишите слова с какими-либо из данных значимых частей.

    101. Прочитайте.

    • В каких словах не является приставкой, а в каких — частью корня?
    • Выпишите слова с приставкой не-, выделите приставку.
    • Подберите к каждому слову с приставкой синоним и антоним.

    Правописание суффиксов

    102. Рассмотрите схему «Правописание суффиксов». Подберите свои примеры на эти правила. Запишите их.

    • в корне: друг — дружок, петух — петушок;
    • в суффиксе: ножик — ножичек, цветок — цветочек.

    104. Прочитайте. В какой значимой части слов пропущены орфограммы?

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
    • Выделите в словах суффиксы.

    105. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

    (В)реке Амур шла кета. (На)бер..г (с)пустилась медвед..ца (с)медвеж..нком и стала л..вить рыбу. Она (вы)хватывала (из)воды крупных рыбин и швыряла их (через)спину (на)п..сок. Рыбины били хв..стами, (до)бирались (до)воды и (у)х..дили в реку. Медвежонок бегал и (под)талкивал их (к)воде. Но вот медвед..ца (о)гл..нулась, с..рдито рявкнула.

    Кровать корень слова и проверочное слово

    Задания Д B9 № 14446

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

    1) н..гилист, приор..тет, упр..жнение

    2) фин..нсист, подв..ротня, укл..ниться

    3) м..ридиан, ап..льсин, прикр..ватный

    4) ош..ломлённый, подл..жить, ур..внение

    5) прот..реть, л..сток, подк..вать

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Приведём верное написание:

    1. нигилист — НГ, приоритет — НГ, упражнение − НГ

    2. финансист — ПГ, подворотня (вОрот) — ПГ, уклониться − ЧГ

    3. меридиан — НГ, апельсин — НГ, прикроватный − НГ

    4. ошеломлённый — НГ, подложить — ЧГ, уравнение − ЧГ

    5. протереть — ЧГ, листок (лИст) — ПГ, подковать (подкОва) − ПГ

    ВНИМАНИЕ! Слова КРОВАТЬ и КРОВ не являются однокоренными и родственными, они составляют разные словообразовательные гнезда (см. Словообразовательный словарь под ред. А.Н. Тихонова), поэтому нельзя проверить слово КРОВАТЬ словом КРОВ .

    Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

    ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

    Общее понятие о корне как части слова

    Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

    В задании 8 встречаются:

    Для успешного выполнения задания необходимо:

    — уметь определять тип корня;

    — применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

    В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

    8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

    Краткое обозначение в пояснении ПГ

    В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

    Краткое обозначение в пояснении НГ

    Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

    8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

    Краткое обозначение в пояснении ЧГ

    Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

    Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.

    8.3.1.Чередование гласных и/е в корне

    Перед суффиксом А

    Нет суффикса А

    Исключения

    Похожие корни

    1 собирать – бир(а) –

    2 запирать – пир(а) –

    3 обдирать – дир(а) –

    4 обтирать – тир(а) –

    5 замирать – мир(а) –

    6 выжигать – жиг(а) –

    7 вычитать – чит(а)–

    8 расстилать – стил(а) –

    1 бер – соберет

    2 пер – запереть

    3 дер – обдерет

    4 тер – обтереть

    5 мер – замереть

    6 жег – выжег

    7 чет – вычет

    8 стел – расстелить

    7 сочетание, сочетать

    4 потерять, потерпеть

    Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е, всего девять. В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А, но пишется буква Е, если нет суффикса А

    Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелитьстелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

    Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

    8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

    Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :

    начать — начинать; принять — принимать, понять — понимать, снять — снимать, сжать — сжимать. При этом правописание им, ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а. Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

    8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

    В зависимости от условий существует несколько типов.

    1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector