Какая часть речи слово «любая»
Какая часть речи слово «любая»?
Слово «любая» — это определительное местоимение «любой» в форме единственного числа женского рода.
Чтобы понять, какая часть речи слово «любая» в русском языке, выясним его общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
Слово «любая» — это местоимение
Слова русского языка распределяются по лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.
Чтобы определить, какая часть речи слово «любая», достаточно выявить следующие его признаки:
- общее грамматическое значение;
- морфологические признаки;
- синтаксическую роль (какой член предложения).
В поезде любая тема подходит для начала разговора.
В этом высказывании исследуемое слово поясняет имя существительное и отвечает на вопрос:
На первый взгляд оно очень похоже на имя прилагательное, но им не является. Имя прилагательное обозначает непосредственный признак предмета:
- солнечный день;
- веселая девочка;
- радужное настроение.
А это слово только указывает на признак предмета, который является общим для ряда предметов или лиц:
- любая улица;
- любая дорога;
- любая женщина.
В соответствии с выявленным общим грамматическим значением отнесем это слово к местоимениям.
Рассмотрим грамматические признаки местоимения «любя», которые отличают его от слов других частей речи.
Грамматические признаки слова «любая»
Все местоимения русского языка по значению делятся на разряды:
- личные (я, мы, она);
- возвратное себя;
- относительные (кто, который, чей);
- неопределенные (некий, кто-то, чей-либо)
Так как анализируемое слово указывает на обобщенный признак предмета, оно принадлежит к разряду определительных местоимений:
- самый
- каждый
- иной
- другой
Грамматически это слово оформлено, как имя прилагательное, и соответственно так же изменяется по родам и числам:
- люб ой дом — боев ой клич;
- люб ая страна — боев ая стойка;
- люб ое извещение — боев ое крещение;
- люб ые страницы — боев ые ребята.
Начальной формой этого слова, как и у имени прилагательного, является форма именительного падежа единственного числа мужского рода «любой».
В предложении оно выполняет синтаксическую роль определения.
Любая книга этого писателя заслуживает самого пристального внимания читателей.
Какая часть речи слово «бывший»?
Слово «бывший» — это самостоятельная часть речи прилагательное или причастие в зависимости от контекста.
Чтобы понять, какая часть речи слово «бывший», определим его общее значение и грамматические признаки. Обычно в русском языке принадлежность слова к определенной части речи выясняют по следующим критериям:
- общее значение (обозначает предмет, признак, количество, действие и т. д.);
- морфологические признаки;
- синтаксическая роль в предложении.
«Бывший» — это прилагательное
Определим, какая часть речи интересующее нас слово в предложении:
Бывший сотрудник Иван Андреевич позвонил нам вчера, чтобы поздравить с праздником.
Это слово обозначает признак предмета, выражая его не непосредственно, а через отношение к другому предмету, в данном случае по отношению ко времени. Оно имеет форму единственного числа мужского рода. По этим грамматическим признакам определим, что это слово является относительным прилагательным, которое изменяется по родам и числам:
- бывш ий сослуживец;
- бывш ая соседка;
- бывш ее стремление;
- бывш ие одноклассники.
Рассматриваемое прилагательное может употребляться в контексте в нескольких значениях:
- бывший — прошлый, былой, минувший, прежний, прошедший, истекший;
- бывший — прежний, старый.
В отличие от качественных прилагательных это слово обладает следующими грамматическими признаками:
- не имеет краткой формы;
- не образует степени сравнения;
- не образует наречие с суффиксом -о/-е;
- не сочетается с наречиями меры и степени (очень, весьма, крайне, совершенно, абсолютно);
- не имеет антонимов.
Морфологический разбор слова «бывший»
I. Часть речи — прилагательное, обозначает признак и отвечает на вопрос какой?
Начальная форма — «бывший».
II . Морфологические признаки
а) постоянный признак
разряд по значению — относительное
б) непостоянные признаки
- единственное число
- мужской род
- именительный падеж.
III . Синтаксическая роль — определение (согласованное).
Слово «бывший» в значении «прежний», «старый» было образовано способом перехода причастия в имя прилагательное.
Слово «бывший» — причастие
В контексте научимся отличать относительное прилагательное от омонимичной ему формы единственного числа мужского рода действительного причастия прошедшего времени «бывший», которое обладает признаком действия.
Причастие образовано от однокоренного глагола «быть» с помощью суффикса:
бы ть — бы вш ий.
Бывший не раз в национальном заповеднике, Дима с восторгом рассказывал о своих впечатлениях и показывал красочные фотографии редких животных.
Прилагательное и причастие в форме мужского рода — это омоформы разных частей речи. Заметим, что в роли причастия это слово встречается довольно редко.
Примеры
Бывший ученик тепло поздравил свою первую учительницу с Днем знаний.
Бывший директор оставил о себе хорошие воспоминания у сотрудников.
Бывший гражданин России барон Эдуард Фальц-Фейн помог вернуть на родину прах Ф. И. Шаляпина.
Бывший житель этого сибирского городка спустя много лет вернулся сюда, чтобы навестить друзей юности.
Урок 27. Какие бывают части речи?
Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
- Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Электронные ресурсы по теме урока:
1.Мотивационный модуль.
Прочитайте стихотворение О. Высотской.
Существительное ― школа,
Просыпается глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы ― местоименье.
Бьёт числительное семь ―
За ученье без сомненья
Приниматься надо всем!
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи.
Как вы думаете, почему автор О. Высотская назвала своё стихотворение «Веселая грамматика»?
Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).
Сегодня мы будем говорить о частях речи.
Тема: Какие бывают части речи?
Я вспомню: изученные части речи
определять по изученным признакам слова различных частей речи;
распознавать изученные части речи;
находить изученные части речи в тексте;
подбирать примеры слов изученных частей речи
2.Объясняющий модуль.
1. Работа с правилом.
Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.
На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)
Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)
Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)
Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.
Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.
Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.
Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.
Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.
Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.
Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.
Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);
одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);
женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
И.п. что? земля кто? собака
Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки
Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке
В.п. (вижу) что? землю кого? собаку
Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой
П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке
Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),
в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).
Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).
Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).
Произносите слова правильно:
шесть [т’] шестнадцать [сн]
семь [м’] семнадцать [м]
восемь [м’] восемнадцать [м]
Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.
Личные местоимения указывают на лицо.
Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.
Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.
Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.
Личные местоимения изменяются по числам:
Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.
Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;
Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;
Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.
Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.
Предлог, союз, частица — это служебные части речи. Почему их называют служебными?
Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.
Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.
Вспомните, глаголы с частицей «не» пишутся раздельно.
Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.
предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие
На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.
Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.
мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.
Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.
Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.
Служебные части речи: предлог, союз, частица.
Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.
4. Тренировочный модуль.
1.Чистописание.
Пропишите буквы безударных гласных в корне.
Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Напиши проверочные слова.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Выпишите числительное и глагол.
2. Словарная работа.
Найдите и запишите ответы — имена числительные. Выделите в словах орфограммы.
1) К восьми прибавить три, получится … . (Одиннадцать.)
2) К семи прибавить пять, получится … . (Двенадцать.)
3) От семнадцати отнять один, получится … . (Шестнадцать.)
4) Десять увеличить в два раза, получится … . (Двадцать.)
ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18
4. Спишите наречия в алфавитном порядке.
Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.
5. Определите, к каким частям речи относятся данные слова. Распределите слова на 3 группы. Обозначьте орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне».
Существительное прилагательное глагол
Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.
6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.
Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.
Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.
С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.
7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.
8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.
лес, зардел, солнце, на, тёмный
9. Определите число и род имён прилагательных.
О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,
на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.
10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.
тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)
долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)
11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.
Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.
12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.
Три морковь хорошо
Ты возьми для супа три больших моркови.
Бабушка поставила пирожки в печь.
Сестра блины стала печь.
Цветное покрывало всю кровать покрывало.
Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.
13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.
Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.
14. Решите кроссворд.
По вертикали:
2. Часть речи — слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них, называется … .
3. Часть речи — слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?), называется … .
5. Часть речи — слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? называется … .
По горизонтали:
1. Часть речи — слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называется … .
4. Часть речи — слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? называется … .
6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Как найти в предложении (тексте) причастие
Чтобы правильно определять части речи, нужно обладать элементарными знаниями об их отличительных чертах. О том, какими признаками обладает причастие и как найти его в контексте, пойдет речь ниже.
Морфологические признаки
Вопрос о морфологии причастия до сих пор рождает споры среди лингвистов. Их мнение едино в том, что оно соединило признаки глагола и прилагательного.
Школьная программа определяет его как самостоятельную часть речи, обладающую следующими характеристиками:
- Признак по действию;
- Вопросы: какой? каков? что делающий? что делавший? что сделавший?
- Синтаксическая роль – определение или сказуемое.
В тексте они согласуются с существительными и личными местоимениями.
Примеры
- Переполненный людьми автобус то и дело останавливался. – Автобус (какой?) переполненный – определение.
- Все ярусы были переполнены, и внизу не было ни одного свободного места. – В этом случае «переполнены» – сказуемое.
Способ образования
Причастия делятся на действительные и страдательные. Они образуются от глаголов суффиксальным способом:
- Действительные – –ущ (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-: пропускающий, клеящий, пропускавший.
- Страдательные – -нн-, -т-, -енн-, -ем- (-ом-), -им-: прочитанный, опрокинутый, проведенный, съедаемый, хранимый.
Способы определения причастий
Существует несколько способов нахождения причастий. Нужно выбрать для себя наиболее понятный, выучить порядок действий и отработать алгоритм.
Способ 1
Первый способ предполагает следующий порядок действий:
- Найти слова, отвечающие на вопросы: какой? каков?
- Определить, от какой части речи они образованы. Если от глагола, то это причастие или отглагольное прилагательное.
- На правильность выбора укажут причастные суффиксы и наличие приставок. Отглагольные прилагательные приставок обычно не имеют.
Примеры
Маленький клоун присел в кресло, придвинутое к зажженной керосинке. – В предложении три слова отвечают на вопрос «какой?»: маленький, придвинутое, зажженной. Слово «маленький» образовано от прилагательного «малый» с помощью суффикса -еньк-. Значит, это прилагательное. «Покрытый» – от глагола «покрыть» с помощью приставки по- и суфф. -т-, «зажженной» – от глагола «зажечь» с помощью приставки за- и суфф. -енн-, значит это причастия.
Способ 2
Отличие от отглагольного прилагательного заключается в том, что причастную конструкцию можно заменить сложноподчиненным предложением без изменения смысла. Прилагательные заменяются синонимами. В первом больше действия, а во втором – признака.
Как определить, причастием или прилагательным являются слова, поможет порядок действий:
- Найти слова, отвечающие на вопросы: какой? каков?
- Определить, от какой части речи образованы.
- Определить, характер признака: временной или постоянный.
- Найти определяемое слово.
- Попробовать заменить словосочетание сложноподчиненной конструкцией.
- Если не получилось, подобрать синоним.
Кровать с медными шишечками, покрытая стеганым одеялом, занимала почти всю комнату. – Здесь два слова отвечают на вопрос «какой?»: покрытая, стеганым.
Кровать (какая?) покрытая (от глагола «покрыть» с помощью суффикса -т-). Сложноподчиненное предложение: Кровать, которую покрыли стеганым одеялом, занимала почти всю комнату. Признак, выраженный данным словом, носит временной характер: покрыли когда-то. Значит, это причастие.
Одеялом (каким?) стеганым (от глагола «стегать» с помощью суффикса -н-). Здесь следует подумать, чего больше в этом слове действия или признака. Нужно попробовать подключить воображение: что представляется, когда слышишь выражение «стеганое одеяло». Это одеяло со строчками в виде сетки, кружков, какого-то узора, то есть представляется внешний вид, признаки, а не то, что его кто-то простегивал. Нельзя заменить сложноподчиненной конструкцией, так как изменится смысл. Можно подобрать синоним: прошитая. Признак носит постоянный характер. Значит это отглагольное прилагательное.
Приведенные примеры достаточно ясно показывают, как найти причастия в предложении и отличить их от прилагательных.
Поверх часть речи
Существует прием, помогающий разграничивать самостоятельные части речи и образованные от них предлоги: предлоги заменяются предлогами, союзы – союзами, частицы – частицами, существительное – существительным, прилагательное – прилагательным, деепричастие – деепричастием. Приведите примеры.
морфемный разбор переплетчик
Поговорить насчет (предл.) поездки. – Поговорить о (предл.) поездке. Отвечайте, не смотря (деепр.) в учебник. – Отвечайте, не глядя (деепр.) в учебник.
разбор слово кровать по составу
Двигаться впереди колонны. Ехать впереди. Находиться внутри троллейбуса. Расположиться внутри. Остановиться вблизи памятника. Находиться вблизи. Иду на встречу с писателем. Спешить навстречу опасности. Разрешается поворот при отсутствии движения навстречу. При обгоне посмотреть вокруг. Обойти вокруг памятника. Накинуть поверх пальто. Брось поверх. Ошибаться вследствие незнания. В следствие по делу включены новые факты. Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник. Несмотря на дождь, поход состоится. Благодаря за поддержку. Благодаря инициативе председателя.
морфемный разбор осторожно
1) Составьте предложения, отражающие стадии процесса переходности слова точно. имя прилагательное —> наречие —> вводное слово —> союз (сравнительный); слова раз. имя существительное —> имя числительное (количественное) —> наречие —> союз (условный).
не суйся морфологический разбор
2) Подумайте, на какой стадии произошли существенные изменения в семантике слова. (На последней. Только в союзеточнопоявилось сравнительное значение, в союзераз– условное значение.)
разбор слова металл
3) Составьте предложения, в которых бы слова правда, благо, лишь, едва выступали в разных частях речи, в том числе и в роли союза. Например: Общееблаго (сущ.) – наша цель. Он трудитсянаблаго (предл. = в интересах) окружающих. Гуляет,благо (причинный союз = благодаря тому что) погода хорошая. Бери,благо (условный союз = если, раз) дают .
самой часть речи какая
4) Процесс образования новых частиц на базе других частей речи в современном русском языке является достаточно активным. В частицы переходят как самостоятельные, так и служебные части речи. Этот процесс сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных слов, в результате чего слова начинают служить для выражения различных оттенков значения. На примере следующих слов покажите процесс перехода частей речи в частицы: наречия просто. слова состояния ясно. местоимения оно. глагола бывало. вводного слова конечно. союза тоже. предлога вроде. Обратитесь за помощью к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Как изменяется функция предлогов и союзов при переходе в частицы? (Предлоги перестают сочетаться с именами существительными в условиях двусторонних синтаксических связей, союзы – связывать члены предложения и части сложного предложения.)
находка морфемный разбор
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов