Рекомендации Руководство по усвоению учебного материала. Уэ 0 2 мин
Рекомендации Руководство по усвоению учебного материала. Уэ 0 2 мин
Расскажите о классификации способов словообразования.
Назовите морфологические способы образования слов, приведите примеры.
_ Какие неморфологические способы образования слов вы знаете. Приведите примеры.
За каждый верный ответ получаете дополнительный балл.
«Входной контроль». Выполнение тестовых заданий.
1. Определите способ образования существительного учительская :
Б) переход из одной части речи в другую;
В) сложение основ
2. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный :
В) приставка и суффикс,
Д) соединительной гласной Е.
3. Какое слово образовано путём сложения основ:
4. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
5. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
6. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ :
7. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК :
8. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ :
Взаимоконтроль: проверьте друг друга и поставьте оценку за выполнение теста.
В рабочей тетради
Повторение теоретического материала
Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить принципы определения способа словообразования
Возьми на заметку!
При определении способа образования слова помни!
О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!
Как определить способ словообразования:
Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.
Возьми на заметку!
Как определить приставочный способ словообразования:
Выпиши все слова с приставками
Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки
Прочитайте теоретический материал, данный в технологической карте.
Составьте опорную запись в тетради.
Работа по учебнику. Стр.55
Запись на доске или на слайде
Запись на слайде
Запись на слайде
Частная дидактическая цель (ЧДЦ) : повторить порядок словообразовательного разбора. Прочитать план и образец словообразовательного разбора в учебнике.
План словообразовательного разбора
1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. Указать способ образования слова.
Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
Образец словообразовательного разбора
Зеленоватый 2
Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват- , т. е. суффиксальным способом.
Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).
Частная дидактическая цель (ЧДЦ . Выполнить письменный словообразовательный разбор слов.
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, водонепроницаемый, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, красноречие.
Работа в тетради. Самопроверка по контрольному листу
Частная дидактическая цель (ЧДЦ .) Уметь составлять и восстанавливать словообразовательную цепочку.
Задание№1 Распределите слова в виде словообразовательной цепи.
1 вариант. Проветривать, проветриваться, ветер, проветриться, проветривание.
2 вариант. Остекленелый, стекло, остекленеть, стекленеть, остекленелость.
Задание №2. Запишите словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательные аффиксы.
1) Вода водянистость
2) Юбилей предъюбилейный
3) Резать изрезаться
Работа в тетради.
Самопроверка по контрольному листу.
Проверка по ключу.
Работа в тетради.
Частная дидактическая цель (ЧДЦ) : проверить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ по данной теме.
1) В каком ряду во все слова образованы неморфологическим способом?
пароходный (гудок), тяжелораненый (боец), летящий (шар)
блестящие (способности), (вкусное) мороженое, (идти) наудачу
благодаря (подруге), умалишённый (старик), занимательный (материал)
скошенная (трава), сильнодействующее (лекарство), (заводская) столовая.
2) Укажите способ образования выделенных слов в предложениях .
1. После обеда государь, по русскому обыкновению , пошёл отдохнуть.
2. Скорыми и неровными шагами ходил Мазепа из угла в угол.
3. «Слово о полку Игореве»-настоящая жемчужина древнерусской литературы.
3) Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.
Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
4) Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Птица подаёт голос из-за прогалины, где всё ещё зеленеет трава от закравшихся лучей солнца.
5)Из данных предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Даже белоствольные берёзы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень ёлок, а огромные дубы сделались похожими на чудища, протянувшие во все стороны свои корявые лапы.
6) Из данных предложений выпишите слово, образованное способом перехода одной части речи в другую.
На набережной озабоченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на тёплый, не успевший остыть за ночь асфальт.
1) В каком ряду нет слов, образованных неморфологическим способом?
учёный, мороженое, будущее
ответственный, плащ-палатка, быстрорастворимый
пароход, заплыв, ответственность
многообещающий, диван-кровать, выход
2) Укажите способ образования выделенных слов в предложениях .
1.Через неделю было окончено расследование происшествия на заводе.
2.Мягкий сумрак покрывал всё кругом, придавая предметам причудливые формы.
3) Вечером вся семья собралась в гостиной.
3) Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и смело тянула вверх, сквозь густой, пахучий ореховый лес.
4) Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом
Жизнь не бывает и не должна быть безоблачным счастьем- уже сама по себе она великий дар.
5) Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Задумав картину, наполни ею сердце, только тогда увидят её и твои глаза.
6) Из предложения выпишите слово, образованное неморфологическим способом.
Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами.
Работа на распечатанных листах. Взаимопроверка по ключу, выставление оценок.
Работа на распечатанных листах. Взаимопроверка по ключу, выставление оценок.
Частная дидактическая цель (ЧДЦ) : выбор домашнего задания.
1. Подготовиться к контрольной работе (повторить теорию по теме «Словообразование» )
2. базовый уровень – упражнение 74,77.
Определить способы образования слов.
3. Повышенный практический уровень: Самостоятельно составить тест по теме « Словообразование».
4.творческий уровень: выполнить презентацию по теме «Морфологические и неморфологические способы образования слов».
2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
сложение производящих слов.
Например: диван-кровать ← диван □ , кровать □ ; платье-костюм ← платье, костюм □ ; школа-интернат ← школа, интернат □ ; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .
При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;
сложение производящих основ без соединительной гласной.
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;
сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).
2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.
Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.
Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);
2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).
3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.
Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.
Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.
Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ □ , рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Кресло кровать способ словообразования
Тест по русскому языку по теме «Морфемика. Словообразование». Ответы.
1 вариант
1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…
А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),
Б) изучается звуковая сторона слова,
В) изучаются правила правописания слов,
Г) изучается история слова,
Д) изучается лексическое значение и употребление слов.
2. Что такое основа?
А) главная значимая часть слова,
Б) значимая часть слова перед корнем,
В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,
Г) значимая часть слова без корня,
Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.
3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:
4. Укажите слово, образованное по модели «?^^?»:
5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:
прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.
В) перенос ударения
6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?
А) только после основ на мягкий согласный и Ц,
Б) после основ на мягкий согласный и гласные,
В) после основ на мягкий согласный,
Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,
Д) после основ на шипящий и Ц.
7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:
слушатель, сверхсекретный, приукрасить.
8. Определите способ образования существительного учительская:
Б) переход из одной части речи в другую;
В) сложение основ
9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:
В) приставка и суффикс,
Д) соединительной гласной Е.
10. Какое слово образовано путём сложения основ:
2 вариант
1 . Морфема – это…:
А) наименьшая значимая часть слова;
2.Корень – это…:
Б) центральный элемент структуры слова
Г) логическое ударение
Д) система морфем
3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:
4. Какие слова называются однокоренными?
А) Слова с одним лексическим значением
Б) слова с переносным значением
В) слова с прямым значением
Г) слова с одинаковым корнем
Д) слова с несколькими лексическими значениями
5. Найдите слово с нулевым окончанием:
6. Основы бывают:
А) непроизводные и производные
Б) прямые и косвенные
В) глухие и звонкие
Г) парные и непарные
Д) сильные и слабые
7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:
Г) переход одной части речи в другую
Д) сложение основ
8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
В русском языке существуют следующие способы образования слов:
— неморфологический — переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное).
1) приставочный (развеселый — веселый);
2) суффиксальный (красноватый — красный);
4) бессуффиксный (синь — синий);
5) сложение (газопровод).
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:
— сложением целых слов (диван:кровать);
— сложением части слова и целого слова (турфирма );
— сложением основ с помощью соединительных гласных -о (-е) (пешеход, железобетон).
Среди сложных слов выделяются сложносокращенные — аббревиатуры, которые образуются:
— сложением начальных звуков (вуз);
— сложением начальных букв (МГУ);
— сложением слогов или частей слов (полпред);
— смешанным способом (главк).
1. Укажите слова, образованные приставочным способом.
а) неудачный в) снова
б) неодобрительные г) подыгрывать
2. Укажите слова, образованные суффиксальным спо
3. Укажите слово, образованное приставочно-суффик- сальным способом.
5. Укажите, в каком ряду все слова являются сложносокращенными.
а) кресло-кровать, ВДНХ, ТАСС
б) завуч, спецкор, полпред
в) летописец, драмкружок, сенокос
г) естественнонаучный, плащ-палатка, спецкор
6. Укажите, в каком ряду все слова образованы морфологическим способом.
а) ночью (возвратиться), поход, сероводород
б) рань, по-братски* пешеход
в) рабочий (на заводе), приблизиться, научно-техни- ческий
г) малопригодный, баснописец, правобережный
7. Укажите слова, которые образованы неморфологическим способом.
а) столовая в) быстрорастворимый
б) синеватый г) фабрично-заводской
8. Укажите ошибки, допущенные при словообразовательном разборе слов.
а) древнерусский — морфологический, сложение основ при помощи соединительной гласной Е
б) народно-освободительный — сложение целых слов
в) вечнозеленый — сложение целых слов
г) партрейд — сложение части слова и целого слова
9. Укажите, в каких случаях словообразовательный разбор выполнен верно.
б) страшнее — морфологический, суффиксальный
в) рабочий (молодой) — морфологический, суффиксальный
г) переулок — морфологический, приставочный
10. Укажите, в каком случае верно указан способ образования слова неблагодарность.
а) морфологический, приставочный
б) морфологический, приставочно-суффиксальный
в) морфологический, сложение
г) морфологический, суффиксальный
11. Укажите, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов.
а) вред — вредный — вредно
б) единый — единство — единственный — единственно
в) вода — подводный — подводник
г) война — военный — по-военному
12. Укажите, какие слова пропущены в словообразовательных цепочках
свет — рассвет — . — предрассветный.
а) рассветать в) светать
б) рассветный г) рассветающий
13. Укажите слово, образованное приставочным способом.
а) пришкольный в) примечание
б) приземление г) приезд
14. Укажите, в каких словах допущены ошибки при словообразовательном анализе слов.
а) народнохозяйственный — народный и хозяйственный, морфологический, сложение части слова и целого слова при помощи соединительной гласной О