Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткое содержание Двенадцать спящих дев – Жуковский Василий Андреевич

Краткое содержание Двенадцать спящих дев – Жуковский Василий Андреевич

Самая обширная из оригинальных баллад Жуковского, над которой он работал около семи лет, – «Двенадцать спящих дев». Баллада эта разделяется на две части: «Громобой» и «Вадим». Основой «Громобоя» является старинная средневековая легенда о продаже души грешника дьяволу, – легенда «Фауста» Гёте.

Василий Андреевич Жуковский. Портрет работы К. Брюллова, 1837

Громобой продает свою душу дьяволу, за что тот обещает ему на известный срок наслаждение, богатство и все земные блага. Громобой начинает вести дурную, распутную жизнь, наслаждаясь богатством и славой. Когда проходит назначенное время, и дьявол является за его душой, Громобой умоляет продлить срок его жизни и предлагает за это дьяволу невинные души своих двенадцати дочерей. Дьявол соглашается. Но Громобой, сам предложивший это страшное условие, вдруг приходит в ужас от совершенного им греха, начинает каяться и резко меняет свою жизнь: он молится Богу, плачет о своих грехах, творит милостыню. Он строит храм Божий и вместе с двенадцатью дочерьми ходит молиться перед иконою святого, в котором явно Жуковский изображает Николая Чудотворца. Когда истекает срок, определенный во второй раз, и дьявол является за душами Громобоя и его дочерей, святитель Николай встает на их защиту: Громобой должен умереть, но двенадцать девушек погрузятся лишь в глубокий сон, который продлится до тех пор, пока не найдется юноша с чистой и светлой душой, который найдет их и избавит от тяготеющего над ними наказания. На этом кончается баллада «Громобой».

«Вадим», герой второй баллады, и есть тот светлый юноша, который слышит в душе призыв свыше и идет по свету в поисках идеальной девушки, которая однажды явилась ему во сне. По дороге с Вадимом случаются разные приключения, но, наконец, он достигает того места, где среди дико-разросшегося леса стоит забытый замок Громобоя, а в нем двенадцать спящих дев. В одной из них Вадим узнает свой идеал; девушка пробуждается, за ней пробуждаются ее сестры, и все разрешается счастливым концом.

В художественном отношении баллада «Двенадцать спящих дев» стоит гораздо ниже «Светланы». Жуковскому не удалось придать ей русские, национальные черты, как он того хотел. Действие происходит недалеко от Киева, но ничто не указывает на характерные черты русской природы. Дочери Громобоя засыпают в замке, тогда как замков в России никогда не бывало! Вадим – новгородский юноша, но он ничем не напоминает русского витязя, каким Жуковский хочет его изобразить, а скорее похож на идеалиста-романтика времен самого Жуковского.

Баллада первая. ГРОМОБОЙ

В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой. Он клянет свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов свести счеты. Но в образе сурового старика ему является Асмодей, сулит богатство, веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждет он Громобоя в любом случае — рано или поздно. Размыслив, тот подписывает договор, получает кошелек с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать дев, не смущаясь их мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей. Но Громобою незнакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний день дарованной Громобою безбедной жизни. Одолеваемый тоскою, он ищет спасения у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их невинной молитвой купить свое прощение. И дочери кротко молятся о нем, но с наступлением ночи засыпают.

В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громобою, является бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, намеревается, исторгнув его душу, низвергнуть ее в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему. Но вид спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить дочерними душами еще десять лет жизни. Устрашенный открывшимися ему безднами, Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку. Но, погубившему дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки. Громобой, вся надежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою молится Громобой, отягченный веригами.

Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный недугом Громобой не в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к небесам взоры, исполненные кротости и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со стоном и слезами», окруженный молящимися дочерьми, не знающими своей доли. С наступлением ночи затихает «предустрашенная» природа. И вдруг веет тихий ветерок, открывается Божий храм, и, окруженный сиянием, дивный старец приближается к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон. Объятый ужасом Громобой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громобою следует надеяться и страшиться. Вместе с грозой приходит полночь, и в пламени и треске является бес. Однако вид старца смущает его, он требует своей добычи, но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто чист душою, не воспламенится любовью к одной из дев, не видя ее, и не придет снять с нее и сестер заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения своих чад.

С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах, и, устрашенные, они бегут. В скором времени в запустение приходят окрестные места, их покидают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой могилы тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встает и идет вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдет, нейдет спаситель!»). И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок искупления неизвестен.

Краткое содержание по главам рассказа «Судьба человека» Шолохова

Ниже вы сможете прочесть краткое содержание рассказа Шолохова «Судьба человека» по главам. Рассказ о войне и горе, о том, как человек может достойно пройти все испытания, и при этом не сломиться, не потерять свою гордость и доброту.

Глава 1.

Действие происходит весной, сразу же после войны. Рассказчик едет на бричке, которая запряжена лошадьми, вместе с товарищем в станицу Буковскую. Из-за того, что выпал снег, ехать трудно из-за грязи. Неподалеку от хутора протекает река, которая называется Еланка. Если летом обычно она мелкая, то сейчас разлилась. Откуда ни возьмись, появляется шофер – вместе с ним рассказчик переправляется через речку на практически развалившейся лодке. Когда переплыли, шофер подгоняет к речке автомобиль, что ранее находился в сарае. Шофер отправляется на лодке назад, но обещает возвратиться спустя 2 часа.

Присев на плетень, рассказчик хотел было закурить, но обнаружил, что его сигареты абсолютно промокшие. Уже приготовился скучать два часа – нет ни воды, ни сигарет, ни пищи, но тут к нему подходит мужчина с маленьким ребенком, здоровается. Мужчина (а это ни кто иной, как Андрей Соколов – главный герой произведения) решил, что это есть шофер (по причине того, что рядом с ним стоял автомобиль). Решил поговорить с коллегой, поскольку сам был шофером, управляющий грузовым автомобилем. Не стал огорчать собеседника наш рассказчик, и говорить о своей подлинной профессии (которая читателю так и не стала известной). Решил соврать, что ожидает начальство.

Читайте так же:
Крепление стула к рюкзаку

Соколов ответил, что никуда не спешит, а покурить хочется – но ведь скучно курить в одиночестве. Заметив, что рассказчик разложил сигареты (чтоб просохли), угостил его своим табаком.

Закурили, потекла беседа. Из-за вранья неловко чувствовал себя рассказчик, ведь он не назвал свою профессию, поэтому больше молчал. Рассказывал Соколов.

Глава 2. Жизнь до войны

«Вначале жизнь у меня была самая обычная», – рассказывал незнакомец. «Когда случился голодный 22 год, решил податься на Кубань, чтоб работать на кулаков – это единственный фактор, который позволил мне остаться в живых. А отец, мать, сестренка остались дома, и умерли из-за голодовки. Я остался совсем один, никакой родни нет. Через год решил вернуться с Кубани, дом продал, отправился в Воронеж. Вначале работал плотником, после чего отправился на завод, решил выучиться на слесаря. Потом женился. Жена – сиротка, выросла в детдоме. Веселая, но при этом скромная, умница – совсем не чета мне. Она с самого детства уже знала, какая жизнь тяжелая, и это ощутимо отобразилось на ее характере. Со стороны посмотреть – не такая уж и видная, но я смотрел в упор. И не было женщины для меня красивее, умнее, желаннее, и теперь уже никогда не будет».

«Прихожу другой раз с работы – уставший, иногда и жутко злой. Но никогда она не грубила мне в ответ – даже если грубил я. Спокойная и ласковая, все делала для того, чтобы при минимальном достатке мне вкусный кусочек хлеба приготовить. Смотрел я на нее – и чувствую, тает мое сердце, и вся злость куда-то испаряется. Отойду немного, подойду, прощения просить начинаю: «Прости, моя ласковая Иринка, нахамил. Не срослось у меня сегодня с работой, понимаешь?» — и вновь у нас покой, уют и у меня на душе хорошо».

Дальше Соколов опять говорил о своей жене, о том, как она его безмерно любила и никогда не упрекала, даже в том случае, если ему приходилось где-то с друзьями выпить лишнего. Потом дети пошли – сын, после него две дочки. После рождения детей с выпивкой было окончено, разве что одну чашку пива выпивал в воскресный день. Жили хорошо, дом свой отстроили.

В 1929 увлекся автомобилями. Так и стал водителем грузовика. И все бы хорошо, но началась война. Пришла повестка, в скором времени забрали на фронт.

Глава 3. Война и плен

На фронт Соколова провожало все семейство, и если дети еще держались, то жена плакала, будто предчувствовала, что никогда любимого мужа больше не увидит. И так тошно, еще и Елена будто заживо похоронила… Расстроенный, отправился на фронт.

На войне работал шофером, дважды был ранен.

В 42 году, в мае попал под Лозовеньки. Немцы активно наступали, Андрей вызвался на передний край отвезти боеприпасы нашей артиллерии. Не вышло, снаряд упал рядом, от взрывной волны перевернулся автомобиль.

Потерял сознание, а когда в него пришел, осознал, что находился в тылу врага: где-то сзади гремит бой, мимо проходят танки. Решил притвориться, будто умер. Когда подумал, что все прошло, немного приподнял голову – увидел, что прямо на него надвигается шесть фашистов, у каждого по автомату. Прятаться негде, поэтому принял решение: умереть с достоинством. Шатаясь, встал, хоть ноги совсем не держали. Смотрел на немцев. Один из фашистов хотел его пристрелить, но второй не позволил. Сняли с Андрея обувку. Пришлось отправляться ему пешим ходом на запад.

Спустя некоторое время еле идущего Соколова догнала колонна военнопленных – оказалось, что они были из той же дивизии. Так они все вместе и пошли дальше.

Ночевать остались в церквушке. За ночь произошло три события, о которых нужно рассказать подробнее:

Неизвестный человек, сам он представился военным врачом, вправил Андрею руку, которую тот вывихнул, когда падал из грузовика.

Соколов спас от верной смерти взводного (они не были знакомы), сослуживец по фамилии Крыжне был намерен того выдать фашистам как коммуниста. Андрей собственноручно задушил предателя.

Верующий, который очень просился выйти из церкви, чтоб сходить в туалет, был застрелен фашистами.

Утром начались расспросы – кто кем приходится. Но предателей в этот раз среди пленных не оказалось, поэтому все остались живы. Был расстрелян еврей (в фильме трагическое действо представлено так, будто это военный врач, но достоверная информация отсутствует), а также троих русских – внешне они все были всецело похожи на гонимых в те времена евреев. Народ, взятый в плен, все же погнали дальше, путь держался на Запад.

Пока шел, всю дорогу до Познани Соколов размышлял о том, как совершить побег. В конце – концов, представился удобный случай – фашисты отправили пленных выкапывать могилки, и Андрей дернул на восток. Через 4 дня его все-таки догнали ненавистные фашисты, они нагнали беглеца благодаря псам (порода – овчарка), и эти собаки бедного Соколова чуть прямо на месте не загрызли. Месяц он пробыл в карцере, после чего был отправлен в Германию.

Куда только не доводилось попасть Андрею за эти два пленных года. Пришлось Объехать тогда половину Германии.

Глава 4. На грани жизни и смерти

В лагере неподалеку от Дрездена Б-14 на каменном карьере вместе с другими работал Андрей. Как-то, вернувшись с работы, в бараке, не подумав, соколов сказал о том, что немцам по 4 кубометра выработки нужно. А для могилки каждого из работающих вполне предостаточно и одного кубометра будет. Кто-то вскоре донес начальствую о сказанном, после чего Андрея к себе вызвал лично сам Мюллер – он был комендантом. Он в совершенстве знал русский язык, поэтому для общения переводчик им не понадобился.

Мюллер сказал, что он готов оказать большую честь и самостоятельно расстрелять Соколова за сказанное. Добавил, что тут неудобно, мол, нужно выйти во двор (там бы Андрей и расписался). Последний согласился, спорить не стал. Немец постоял немного, подумал. После бросил пистолет на стол, налил целый стакан шнапса. Взял ломтик хлеба, сверху положил кусочек сала. Еда и напиток были подана Соколову со словами: «Выпей перед смертью, русский, за победу немецкого оружия».

Тот поставил стакан полный на стол, и даже не притронулся к закуске. Сказал, что очень благодарен за угощение, но не пьет. Мюллер усмехнулся – мол, не хочет пить за победу фашистов. Ну раз не захотел выпить за победу, пусть выпьет, в таком случае, за свою смерть. Андрей понял, что терять ему нечего, взял стакан, осушил его в два глотка, но закуску трогать не стал. Обтер губы ладошкой, поблагодарил за угощение. После сказал, что он готов идти.

Фашист продолжал внимательно смотреть на Соколова. Посоветовал перед смертью хотя бы закусить, на что последний ответил, что после первой никогда не закусывает. Мюллер налил второй скан, опять ему дал выпить. Не растерялся Андрей, выпил и тот залпом, а хлеб с салом трогать не стал. Подумал – ну хотя бы напиться перед смертью, все же страшно с жизнью расставаться. Комендант говорит – что же ты, Иван, не закусываешь, зачем стесняться? А Андрей тому отвечает, мол, извините, но я и после второй не привык закусывать. Мюллер фыркнул. Начал хохотать, а сам сквозь смех что-то очень быстро начал говорить по-немецки. Понятно стало, что он диалог своим друзьям перевести реши. Те тоже смеяться начали, задвигались стулья, все на Соколова обернулись, начали разглядывать. А тот заметил, что взгляды немного другие стали, смягчились.

Читайте так же:
Чем покрасить пластмассовые стулья

Тут комендант опять наливает, уже третий стакан. Третий стакан Соколов выпил с расстановкой, с чувством, закусил маленьким кусочком хлеба. А остаток его на стол положил. Андрей хотел показать – да, он пропадает от голода, но не собирается жадно хватать их подачки, что есть у русских и честь, и гордость, и чувство собственного достоинства. Что в скотину при всех их стараниях он не превратился, и не превратится никогда, как бы фашистам этого не хотелось.

После произошедшего комендант посерьезнел. Поправил кресты, что были на груди, вышел из-за стола, не взяв оружие, и обратился к Соколову. Сказал, что Соколов – храбрый русский солдат. Добавил, что он тоже солдат и с уважением относится к достойным противникам. Также он сказал, что не будет стрелять в Андрея, к тому же фашистские войска полностью завладели Сталинградом. Для немцев это большая гордость и радость, поэтому он и подарит Соколову жизнь. Приказал идти в блок, а в качестве награды и уважения дал ему буханку хлеба и кусочек сала – за то, что вел себя смело. Пищу все товарищи поделили поровну.

Глава 5. Конец плена

В 1944 Соколов стал опять работать шофером. Его задачей была перевозка немецкого майора-инженера. Последний с Андреем общался хорошо, в некоторых случаях, когда была возможность, даже делился едой.

29 июня, рано утром майор приказал Соколову отвезти того за город, конкретнее – по направлению к Троснице, поскольку именно там он занимался руководством – строили укрепления. Выехали.

Пока ехали, у Андрея возник план. Он оглушил майора, забрал оружие, и поехал прямиком туда, где были военные действия. Когда из блиндажа выскочили автоматчики, тот специально замедлил ход для того, чтобы они увидели – едет не кто иной, как майор. Те подняли крик, показывать начали, что проезд запрещен. Андрей же сделал вид, что ничего не понимает, и поехал еще быстрее – 80 км/ч. Пока те поняли, в чем дело, начали по автомобилю бить прямо из пулеметов.

Сзади немцы стреляют, свои, не понимая, в чем дело, навстречу – из автоматов. Ветровое стекло пробито, радиатор полностью прополот пулями… Но увидел Соколов лесок над озером, наши помчались к автомобилю, а тот заехал в этот лесок, открыл дверь, упал на землю, целует, плачет, задыхается…

После всех событий Андрей был отправлен в госпиталь – ему нужно было немного откормиться и подлечиться. Как только прибыл в госпиталь, тут же жене отправил письмо. А спустя 14 дней получил ответ – но не от жены. Писал сосед. Как оказалось, в 1942 году, в июне, в их дом попала бомба. Обе дочки и жена погибли на месте, а сына дома в тот момент не было. Когда узнал, что всей его семьи нет в живых, он решил пойти на фронт в качестве добровольца.

После того, как Соколов выписался из госпиталя, ему предоставили отпуск длиною в месяц. Спустя неделю смог добраться к родному Воронежу. От дома осталась одна воронка. Посмотрел Андрей на то место, где был его дом, где был он раньше счастлив – и сразу же поехал на вокзал. Назад, в дивизию.

Глава 6. Сын Анатолий

Спустя 3 месяца блеснул свет в окошке, стало сердцу теплее – нашелся его сын, Толя. На фронт пришло письмо, по всей видимости – с другого фронта. Иван Тимофеевич, тот же сосед, который сообщил Андрею о гибели родных, подсказал Анатолию адрес отца. Как оказалось, тот сперва попал в училище по артиллерии, где и пригодились его математические таланты. Спустя год он окончил училище, с отличием, решил пойти на фронт. Отцу он сообщил, что получил звание капитана, имеет большое количество медалей, и 6 орденов.

В 1945 году, 9 мая Анатолий был убит снайпером.

Глава 7. После войны

Наконец Андрей был демобилизован. Куда было ему податься? Естественно, в Воронеж возвращаться не было никакого желания. Тогда он припомнил, что в Урюпинске проживает его друг, который был демобилизован еще весной из-за полученного ранения. Вспомнил Андрей также, что его когда-то приглашали в гости, и решил отправиться в Урюпинск.

У приятеля была жена, но детей не было. Проживали в собственном домике, который располагался на окраине города. Несмотря на то, что у друга была инвалидность, он смог устроиться шофером в автороте – туда же и Андрей решил устроиться. Получилось поселиться у приятеля – пожалели, приютили.

Познакомился с беспризорником – мальчишку звали Ваней. Отец его погиб на фронте, а мать – при авианалете. Как-то, идя на элеватор, Соколов взял Ванечку с собой и сказал, что он и есть его отец. Мальчик обрадовался, поверил. Андрей решил усыновить мальчика, а жена приятеля делала все возможное, чтобы помогать присматривать за ребенком.

Вроде и жизнь наладилась, и жил бы еще Соколов в Урюпинске, но произошла неприятность – ехал по грязи, машину сильно занесло. Появилась внезапно корова, Андрей нечаянно сбил ее с ног. Естественно, все сразу в крик, понабежал народ, тут же и инспектор появился. Сразу же отобрал книжку (удостоверение шофера) – несмотря на то, что всеми силами Андрей просил у него помилования. Корова жива осталась – встала, хвостом махнула и пошла себе дальше скакать, а Соколов лишился одной из самых ценных вещей – водительской книжки. После плотником работал. В письмах начал общаться с одним из сослуживцев, с которым они приятельствовали. Тот пригласил Соколова к себе. Написал, мол, поработает там в плотницкой части, а после выдадут новую книжку водителя. Вот поэтому Андрей и командируется с сыном в Кашары.

И в любом случае, говорит Андрей рассказчику, даже, если бы и не произошло неприятности с коровой, уехал бы он из Урюпинска. Как только Ванюшка подрастет, нужно будет его в школу определять – тогда и он остепенится, осядет на одном месте.

Тут пришла лодка, рассказчику пришлось попрощаться с неожиданным незнакомцем. И стал он раздумывать обо всем, что довелось услышать.

Соколов и мальчик Ваня — два человека, ставших внезапно сиротами, две крупинки, которые были заброшены в чужие, им края – и все из-за военного урагана… Что же их может ожидать впереди, какая судьба? Хотелось бы верить, что этот сильный русский человек не сломается никогда, и возле крепкого отцовского плеча сможет вырасти мужчина. Что этот мужчина все преодолеет, если призовет Родина.

С тоской вслед смотрел рассказчик двум удаляющимся фигурам. Возможно, все было бы благополучно, утверждает рассказчик, но тут Ванечка, заплетая маленькими ножками, обернулся и помахал ему вслед ладошкой. Мягкая, но когтистая лапа сжала сердце нашего рассказчика, и он поспешил отвернуться. На самом деле, не только во сне плачут старые и седые мужчины, прошедшие войну. Плачут они и наяву. Самое главное – успеть отвернуться, чтобы ребенок не увидел, как бежит по мужской щеке скупая, жгучая слеза…

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Судьба человека» Шолохова, включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Читайте так же:
Металлические ножки стула царапают пол

Краткое содержание романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

Роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

Краткие содержания

Яркий и искромётный роман двух писателей в настоящее время известен всему миру. Ильф и Петров в своем сатирическом произведении показали российскую действительность двадцатых годов прошлого столетия. Поэтому для лучшей подготовки к итоговому сочинению и к урокам литературы следует не только прочитать, но и записать краткое содержание «12 стульев» в читательский дневник.

История создания

По воспоминаниям одного из авторов известного романа «12 стульев», сюжет был подсказан Валентином Катаевым. Именно он посоветовал своему брату Евгению Петрову и его другу написать авантюрное литературное сочинение о деньгах, которые спрятали в стулья. Ильф и Петров к такой идее отнеслись очень серьёзно и сразу же принялись писать роман.

Для начала авторы решили определиться с тем, сколько же всё-таки должно быть стульев. И остановились на том, что полный комплект мебели звучит красиво. Но эта история со стульями не должна была быть основой литературного сочинения, а авторы хотели показать жизнь России того времени.

Авторы Ильф и Петров

Работа над романом продолжалась с сентября по декабрь 1927 года. Написав за месяц первую часть, они тут же показали её Катаеву, и она ему понравилась. А в январе 1928 года в рукописи была поставлена последняя точка.

Вскоре рассказ был опубликован в журнале «Тридцать дней», а в том же году ещё и вышел отдельной книгой. Уже через год произведение было переиздано, но в него были внесены авторские поправки, сокращения и изменения. Такая переработка литературного сочинения продолжалась до 1938 года. И хотя проблем с изданием романа не было, зато литературное сообщество того времени встретило новое произведение весьма сдержано.

Среди критиков и писателей было много тех, кто поддержал соавторов. Это и писатель Юрий Олеша, и критик Анатолий Тарасенков, и другие. С 1949 года по 1950 годы это литературное сочинение было запрещено. Впоследствии было неоднократно экранизировано.

Краткий сюжет

Главный герой произведения — Ипполит Матвеевич Воробьянинов, который проживал в неком уездном городе. Он спокойно работал в загсе, регистрируя браки и смерти. Жена этого персонажа давно умерла, но Ипполит Матвеевич продолжал проживать со своей тёщей.

Однажды, вернувшись с работы, он узнает, что его тёща умирает. Перед смертью она успевает рассказать ему о том, что спрятала все свои бриллианты в одном из стульев гамбсовского гостиного гарнитура, которым они некогда владели. Это сообщение настолько удивило героя, что он тут же решает отправиться на поиски семейных сокровищ.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов

Он приезжает в Старгород и находит своего бывшего дворника, у которого и решает остановиться на время, чтобы вести поиски. В это самое время в тот же самый город входит и Остап Бендер. Он тоже знакомится с дворником, который и приводит его в свою каморку, где уже обитает Воробьянинов.

Но в Старгорад вместе с «великим комбинатором» и Ипполитом Матвеевичем приехал и священник церкви Фрола и Лавра.

Отец Фёдор исповедовал тёщу Ипполита Матвеевича перед смертью, и мадам Петухова ему тоже рассказала о драгоценностях. Поэтому Востриков состриг бороду и, сняв церковное платье, отправился на поиски сокровищ, став конкурентом Воробьянинову и его новому знакомому.

Искатели приключений

Воробьянинов и Бендер

Во второй части романа «12 стульев» герои начинают поиски драгоценностей и для этого переезжают в советскую столицу. Персонажи узнают, что в музее мебели должен состояться аукцион, на котором и будут выставлены для продажи несколько стульев. Но приобрести их компаньонам не удаётся, так как свою часть денег Ипполит Матвеевич потратил.

Поэтому Бендеру пришлось узнавать имена новых владельцев, чтобы в дальнейшем беседовать и торговаться с каждым из них. А обладателями ореховой мебели стали, следующие граждане:

  • инженер Щукин;
  • сотрудники газеты «Станок»;
  • остроумец Изнуренков;
  • служащие театра Колумба.

Вся эта информация была очень необходима Остапу и Ипполиту Матвеевичу, чтобы продолжить свое путешествие.

Погоня за сокровищами

В третьей части романа Бендер и Воробьянинов отправляются на пароходе «Скрябин» по Волге вместе с театром Колумба. Но вскоре выясняется, что Бендер, который был принят художником, совсем не умеет рисовать, как и его помощник. Поэтому вскоре их выгоняют с парохода.

Шахматный турнир

Так герои попали в Васюки и решили провести шахматный турнир, чтобы немного подзаработать. Но и оттуда им приходится спешно убегать, так как опытные шахматисты вскоре понимают, что Бендер совершенно ничего не понимает в правилах игры, да ещё и пытается обманывать.

Денег у компаньонов не было, поэтому Ипполиту Матвеевичу пришлось в Пятигорске просить милостыню. А вот отец Фёдор приближался к заветным стульям совсем другим маршрутом. Но все герои встретились в Дарьяловском ущелье. И после этого опять пути персонажей расходятся, так как отец Фёдор сходит с ума.

Осенью Бендер и Воробьянинов возвращаются в Москву, чтобы найти последний стул. Как они смогли уже выяснить, он находится в клубе железнодорожников, который был недавно построен. Визит туда был назначен на утро, но ночью Ипполит своему компаньону бритвой перерезает горло. Но разочарование ожидает и «предводителя дворянства», так как несколько месяцев назад его сокровища были обнаружены сторожем, и на них был построен новый клуб.

Характеристика героев

В романе есть как главные, так и второстепенные герои. Поэтому записывая краткое содержание «Двенадцать стульев» по главам, следует назвать персонажей и дать основным лицам характеристику. Так, к главным героям можно отнести следующих действующих лиц:

  • Ипполит Воробьянинов;
  • Остап Бендер;
  • отец Фёдор.

Остап Бендер

Роман начинается со знакомства читателя с главным героем — Воробьяниновым. Ему не более пятидесяти лет, бывший дворянин, расчётлив и трусоват. Полной ему противоположностью является Остап Бендер, который молод, привлекателен, дерзок и находчив. Отец Фёдор глупый и алчный. Он обращается за помощью в романе «12 стульев» к Коробейникову. Архивариус уже был до этого обманут Бендером, поэтому решил также поступить и со священнослужителем.

В произведении много и второстепенных персонажей. Так, к эпизодическим лицам можно отнести следующих героев:

  • теща Клавдия Ивановна Петухова;
  • мадам Грицацуева;
  • завхоз Александр Яковлевич;
  • жадный и хитрый Варфоломей Коробейников;
  • молодая и глупая Эллочка Людоедкина.

Второстепенных персонажей авторы изобразили, использовав приём фельетонного преувеличения. Поэтому галерея героев так многообразна и живописна.

Пересказ для читательского дневника

В дневник для чтения можно кратко записать несколько предложений по каждой части, указав основную мысль, или краткий пересказ сюжета. Также можно на уроке читать этот роман и сразу же делать его анализ, который также можно записать. Так, краткий план для читательского дневника может быть таким:

Знакомство Воробьянинова и Бендера

  1. Смерть тёщи.
  2. Знакомство Воробьянинова и Бендера.
  3. Охота за стульями.
  4. Путешествие отца Фёдора.
  5. Смерть Остапа.
  6. Разочарование Ипполита Матвеевича.

План всегда поможет правильно построить свой пересказ произведения на уроке и хорошо подготовиться к итоговому сочинению.

Жанр и композиция произведения

Известное произведение Ильфа и Петрова принадлежит к жанру роман. В нём есть признаки сатиры, фельетона и авантюрного приключения. Объяснить название этого литературного сочинения очень просто, так как в основе сюжета лежат поиски сокровищ, которые были спрятаны в стуле. Поэтому и повествование ведётся от третьего лица, чтобы можно было читателю увидеть объективную картину происходящего.

Основная идея произведения состоит в том, что советская власть пришла надолго и вернуться обратно невозможно, а все попытки будут комичны. Поэтому проблематика романа гласит, что не следует бежать за богатствами.

Для записи краткого содержания «12 стульев» можно использовать и композицию романа. Так, следует остановиться на том, что она состоит из трёх частей:

  • «Старгородский лев»;
  • «В Москве»;
  • «Сокровища мадам Петуховой».

Как известно, композиция известного произведения строится на приключенческих элементах. Читатель должен был понять, что это роман-путешествие.

Произведение позволяло увидеть разные уголки большой страны, а также давала возможность легко перемещаться от одного героя к другому. Поэтому и начинается роман с традиционного зачина, который можно встретить у писателей прошлого столетия.

Художественные приёмы

Несут стул

Как известно, Илья Ильф любил собирать вырезки с нелепыми фамилиями, объявлениями и заголовками. Потом это было использовано Ильфом и Петровым для создания знаменитого романа. Поэтому основной художественный приём, использованный авторами, — это парадокс. Он стирает привычное восприятие жизни. Этот приём авторы использовали, чтобы создать трагический образ отца Фёдора, и оживить кран в квартире инженера Щучкина.

Читайте так же:
Tatamia стульчик инструкция видео для кормления

Чтобы создать образ Эллы Щучкиной, были уже использованы другие художественные средства. В словарь девушки были внесены гиперболы, высказывания из «мещанской речи» и немного сарказма. А вот пародия использована авторами, чтобы создать персонажей романа. Поражает читателя и язык Петрова и Ильфа, так как это не только повторы-символы, но и постоянно присутствует эффект неожиданности.

Сын полка (с илл.) — Катаев Валентин Петрович

Ваня Солнцев – мальчик 12 лет, сирота, которого нашли разведчики. Стал «сыном полка», а затем был зачислен в суворовское училище. Разведчики дали ему прозвище «пастушок».

Капитан Енакиев – мужчина 32-х лет, командир батареи. Хотел усыновить Ваню, но был убит во время сражения.

Ефрейтор Биденко – разведчик, до войны был донбасским шахтером, «костистый великан». Вместе с Егоровым и Горбуновым подобрали Ваню в лесу.

Краткое содержание

Глава 1

Три разведчика возвращались осенней ночью через сырой холодный лес. Неожиданно они обнаружили в небольшом окопчике бредившего во сне, что-то бормочущего мальчика. Ребенок проснулся и, резко вскочив, выхватил «откуда-то большой отточенный гвоздь». Один из разведчиков – сержант Егоров – успокоил его, сказав, что они «свои».

Глава 2

Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, «был храбр», но «при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как подобает хорошему артиллеристу».

Глава 3

Найденный разведчиками мальчик Ваня Солнцев был сиротой. Его отец погиб на фронте, мать убили, бабушка и сестра умерли с голоду. Мальчик пошел «собирать куски», по дороге попался жандармам. Те посадили Ваню в детский изолятор, где он едва не умер от чесотки и тифа, но вскоре сбежал. Теперь он пытался перейти через фронт. С собой в сумке носил отточенный гвоздь и потрепанный букварь.

Ваня напомнил Енакиеву о его собственной семье – матери, жене и семилетнем сыне, которые погибли «в сорок первом».

Глава 4

Разведчики накормили Ваню «необыкновенно вкусной кротёнкой». Проголодавшийся мальчик ел жадно, с аппетитом. «Впервые за эти три года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться».

Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева. Однако, вопреки желанию разведчиков, Егоров передал Биденко распоряжение Енакиева отправить Ваню в тыл в детский дом. Расстроенный мальчик говорит, что все равно сбежит по дороге.

Глава 5

Биденко, хмурый и молчаливый, вернулся в часть на другой день поздно вечером. В это время армия, преследуя врага, продвинулась далеко на запад.

Глава 6

Биденко не хотел признаваться, что Ваня от него дважды сбегал, но после расспросов все-таки рассказал. Первый раз мальчик на повороте выпрыгнул из грузовика и спрятался в лесу. Биденко так бы и не обнаружил Ваню, если бы на ефрейтора не упал букварь – мальчик заснул, сидя на верхушке дерева.

Глава 7

Чтобы Ваня снова не убежал, Биденко привязал к его руке веревку, второй конец которой обмотал вокруг своего кулака. В грузовике ефрейтор периодически просыпался и, дергая за веревку, проверял, на месте ли Ваня. Однако, поспав чуть больше, ефрейтор под утро обнаружил, что второй конец веревки привязан к сапогу ехавшей с ними женщины-хирурга. Мальчик же сбежал.

Глава 8

Ваня, долго блуждая по военным дорогам, пришел к штабу. По дороге ему встретился «роскошный мальчик» в полной походной форме гвардейской артиллерии – «сын полка», который служил связным при майоре Вознесенском. Именно эта встреча подтолкнула Ваню найти главного командира и попросить помощи, чтобы вернуться к разведчикам.

Главы 9 – 10

Ваня, не зная Енакиева в лицо, принял его за важного командира. Мальчик начал жаловаться капитану, что строгий Енакиев не захотел взять его сыном полка. Капитан забирает мальчика с собой к разведчикам.

Глава 11

Разведчики были очень рады возвращению мальчика. «Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».

Глава 12

Биденко и Горбунов взяли Ваню в разведку, не доложив командиру, что берут мальчика с собой за проводника – он хорошо знал эту местность. Ване еще не выдали обмундирование, поэтому внешне он был похож на «настоящего деревенского пастушка».

Глава 13

Разведчики отправили Ваню вперед, но через несколько часов вернулась только его лошадь. Горбунов отправил Биденко в часть сообщить о случившемся.

Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности. За этим делом и застали его немцы, схватили и посадили в темный блиндаж.

Глава 14

Ваню допрашивала немка. Несмотря на то, что чертежи в букваре и русский компас были очевидными уликами против мальчика, он ничего не рассказал.

Глава 15

Ваня очнулся в блиндаже от звуков бомбежки. Одна из бомб разнесла двери блиндажа, и мальчик увидел, что немцы отступили. Вскоре появились русские войска.

Главы 16. – 17

После случившегося Ваню постригли, сводили в баню, выдали новое обмундирование и «поставили на полное довольствие».

Глава 18

«У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда». «Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика». Узнав о задании, в котором участвовал Ваня, Енакиев очень рассердился на разведчиков, которые любили мальчика слишком «весело».

Капитан вызвал мальчика к себе и назначил его связным.

Главы 19. – 20

С того дня Ваня начал жить в основном у Енакиева. Капитан хотел лично воспитать мальчика. Енакиев «прикомандовал Ваню к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера», чтобы он научился «постепенно выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта». «Первые дни мальчик очень скучал по своим друзьям-разведчикам. Сначала ему показалось, что он лишился родной семьи. Но скоро он увидел, что новая его семья ничем не хуже старой».

Главы 21. – 22

Разговаривая с наводчиком Ковалевым о Ване, Енакиев делится своими планами о том, что хотел бы усыновить мальчика.

Неожиданно начали наступать немцы. Противник окружил пехотные части.

Глава 23

«Капитан Енакиев приказал по телефону первому взводу своей батареи немедленно сняться с позиции и, не теряя ни секунды, передвинуться вперёд». «Второму взводу он приказал всё время стрелять, прикрывая открытые фланги ударной роты капитана Ахунбаева».

Глава 24

Находясь в первом взводе, Ваня, чем мог, помогал солдатам. В разгар сражения Енакиев заметил мальчика и приказал ему вернуться назад на батарею. Ваня отказывался. Понимая, что спорить с мальчиком бесполезно, капитан что-то написал на листке бумаги и попросил Ваню доставить пакет командиру штаба.

Глава 25

Когда Ваня возвращался назад, битва была уже окончена. Мальчик не знал, что, расстреляв все патроны, солдаты дрались с немцами лопатами и штыками, а затем Енакиев «вызвал огонь батарей на себя». Ваня шел по полю сражения и, наконец, на лафете пушки увидел убитого Енакиева.

К мальчику подошел Биденко. «В душе у Вани будто что-то повернулось и открылось». Он обнял Биденко и заплакал.

Глава 26

В кармане Енакиева нашли записку, в которой командир прощался со своей батареей, просил похоронить его на «родной, советской земле» и позаботиться о судьбе Вани. Вскоре Биденко по направлению командира артиллерийского полка отвез Ваню в суворовское училище. Разведчики дали ему с собой еду, мыло и погоны капитана Енакиева, завернутые в газету «Суворовский натиск».

Читайте так же:
Пег перего татамия стульчик инструкция видео

Глава 27

В первую ночь в училище Ване снилось, как он бежит по мраморной лестнице, «окруженной пушками, барабанами и трубами». Ему было трудно подниматься, но седой старик с алмазной звездой на груди повел его по ступенькам выше, говоря: «Иди, пастушок… Шагай смелее!».

О Валентине Катаеве – авторе этой книги

Есть хорошее русское слово – «сочинение». Нынешний школьник не всегда правильно понимает это слово: ему думается, что сочинение – это что-то школьное, заданное. И он, к сожалению, не без помощи учителей, в чём-то прав, ибо всем школьникам приходится писать на уроках сочинения, то есть заниматься не всегда приятным, но обязательным делом, да ещё получать за это дело отметки.

Мне хочется напомнить, что словом «сочинение» назывались и называются до сих пор произведения Пушкина и Байрона, Лермонтова и Джека Лондона, Некрасова и Марка Твена, Тургенева и Жюля Верна, Толстого и Конан Дойла, Чехова и Киплинга, Горького, Роллана, Маяковского, Есенина, Хемингуэя и многих других отечественных и зарубежных писателей. И не случайно, когда выходит наиболее полное издание книг того или иного писателя, на них пишут слова: «Полное собрание сочинений».

Сочинять или сочинить, говорил когда-то наш соотечественник, знаток русского языка Владимир Иванович Даль, – это изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения.

Это очень точные слова, и их можно отнести к работе каждого настоящего писателя, художника, композитора, учёного, когда он изобретает, творит, создаёт, и мы верим в это созданное, ибо так бывает, так могло или может быть в жизни.

Таким писателем, таким художником всегда был и остаётся для меня Валентин Петрович Катаев. Я знал и принял его таким, когда ещё мальчишкой прочитал «Белеет парус одинокий» и «Я, сын трудового народа…», а чуть позже (уж так случилось!) – ранее написанный роман его «Время, вперёд!». И потом, когда в годы Отечественной войны появилась повесть «Сын полка» – одна из лучших книг в советской литературе для детей, – для меня было естественно, что её написал Валентин Катаев.

Продолжением читательской дружбы с писателем в послевоенные годы стало знакомство с книгами «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов», которые вместе с повестью «Белеет парус одинокий» вошли потом в эпопею «Волны Чёрного моря», и, наконец, с книгой В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», книгой необычной, но очень интересной для читателя и творчества самого писателя.

Сочинения Валентина Катаева стали добрыми спутниками людей всех возрастов – больших и маленьких. Они волнуют читателя, они раскрывают перед ним большой и сложный мир жизни. Они порой, к примеру, как «взрослая» повесть В. Катаева «Святой колодец», вызывают горячие споры. А ведь люди и спорят о том, что им небезразлично…

Прежде чем говорить о повести «Сын полка», которую вы прочитаете в этой книге, мне хочется немного рассказать oб её авторе. Я знаю, что детей, и не только детей, интересует жизнь каждого полюбившегося писателя, его биография: когда и где он родился, как вёл себя в детстве и как учился, ну и, естественно, как стал писателем.

Для начала приведу слова самого В. Катаева:

«Я родился на Украине. Там протекли моё детство, отрочество и юность. Мой отец был коренной русский. Мать – коренная украинка. В моей душе с самых ранних лет сплетено „украинское“ и „русское“. Вернее, даже не сплетено, а совершенно слито».

Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 28 января 1897 года. Он рано научился читать. Шевченко, Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Толстой стали первыми его любимыми писателями и учителями. Это произошло естественно и просто, может быть, даже незаметно для будущего писателя: он рос в семье, где по-настоящему знали и любили классическую литературу. В тринадцать лет Валя Катаев напечатал своё стихотворение «Осень» в газете. Так же страстно тянулся к литературе его брат Женя (впоследствии замечательный советский писатель Евгений Петров – один из создателей романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).

Валентин Катаев рос и мужал как человек, гражданин и писатель в бурную историческую эпоху. Революция 1905 года, начало и крах Первой мировой войны, Великая Октябрьская революция, годы социалистического строительства и первых пятилеток – вот события, свидетелем или участником которых он был и которые легли потом в основу многих его книг.

Большую роль в творческой биографии Валентина Катаева сыграли такие выдающиеся мастера нашей культуры, как Владимир Маяковский, Иван Бунин, Демьян Бедный, Максим Горький, Алексей Толстой, Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, с которыми в разные годы сталкивала писателя жизнь. Они были верными друзьями В. Катаева, его добрыми советчиками и учителями.

Повесть «Сын полка» Валентин Катаев написал в 1944 году, в дни Отечественной войны нашего народа с гитлеровскими захватчиками. Вспоминая это время, Валентин Петрович говорил: «Всегда и везде, в самые критические минуты советские писатели были с народом. Они делили с миллионами советских людей невзгоды и лишения трудных военных лет».

Военный корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда», писатель Валентин Катаев сам прошёл и проехал тысячи километров фронтовых дорог.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Она принесла страшные жертвы: двадцать миллионов советских людей, больше чем население иных государств, погибло в ту войну. Война лишила тысячи ребят отцов и матерей, дедов и старших братьев. Но наш народ победил в этой войне, победил потому, что проявил величайшую выдержку, мужество и отвагу. Победил потому, что не мог не победить. «Победа или смерть!» – говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле.

Повесть «Сын полка» возвращает читателя к трудным, героическим событиям военных лет, о которых сегодняшние ребята знают лишь по учебникам да рассказам старших. Но учебники не всегда интересно говорят об этом, а старшие не всегда любят вспоминать войну: уж слишком горестны эти воспоминания…

Прочитав эту повесть, вы узнаете о судьбе простого деревенского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вы узнаете, как, став смелым разведчиком, Ваня мстил фашистам за своё и народное горе. Вместе с Ваней Солнцевым вы пройдёте через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Вы познакомитесь с замечательными людьми, воинами нашей армии, – сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком орудия Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. И, прочитав повесть «Сын полка», вы, конечно, поймёте, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а большой, великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и, самое главное, огромная любовь к своей Родине…

Повести Валентина Катаева живут на свете уже многие десятки лет. За эти годы их прочитали и полюбили миллионы читателей не только у нас в стране, но и за рубежом. Полюбили, как и многие другие книги Валентина Катаева – большого писателя, художника, мастера слова. И если вы не всё еще прочитали из сочинений Катаева, то вам можно только позавидовать: у вас много хорошего и радостного впереди.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector