Archprokachka.ru

Арт Прокачка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Корень слова

корень слова

Корень слова — Корень слова, морфема (морфа), являющаяся общим элементом группы производных от него слов, имеющих в основе общее лексическое значение. К. выявляется путём устранения всех аффиксов как словоизменительных, так и словообразовательных, например… … Большая советская энциклопедия

Корень слова — КОРЕНЬ СЛОВА. Непроизводная основа (см.), не заключающая в себе никаких принадлежностей формы слов (см.); напр., в слове «рукавица» К. «рук»; в семитских языках, в которых гласные внутри слова имеют формальное значение, К. наз. одни согласные … Словарь литературных терминов

корень слова — тип морфемы, носитель основного лексического значения. К корню присоединяются аффиксы, дополняя его более конкретными лексическими и грамматическими значениями; ср.: корень лет– и включающие его слова перелёт, лётчик, улететь. Наличие одного… … Литературная энциклопедия

Корень слова — Корень морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения); корень имеется в каждом слове, и слово может состоять из одного или нескольких (в сложных словах) корней. В результате чередований корень может иметь… … Википедия

корень слова — Непроизводная основа (см.), не заключающая в себе никаких принадлежностей формы слов (см.); напр., в слове «рукавица» К. – «рук»; в семитских языках, в которых гласные внутри слова имеют формальное значение, К. наз. одни согласные… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

корень слова — непроизводная, простая основа, не заключающая в себе никаких аффиксов … Толковый переводоведческий словарь

КОРЕНЬ — муж. корешек, шечек, коренек ·умалит. корнишка презрительное, корнища увеличительное, подземная часть всякого растения. У деревьев различают становой и боковые корни, а при них корешки и мелкие мочки. вбирающие влагу. Корень бывает: луковичный,… … Толковый словарь Даля

корень — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? корня, чему? корню, (вижу) что? корень, чем? корнем, о чём? о корне и на корню; мн. что? корни, (нет) чего? корней, чему? корням, (вижу) что? корни, чем? корнями, о чём? о корнях 1. Корень это … Толковый словарь Дмитриева

корень — ко/рня, (о, на, в) ко/рне мн. ко/рни, е/й, я/м, (о) я/х, м. 1) Подземная часть растения, удерживающая его в почве и служащая для всасывания влаги и питательных веществ. У саженца повреждены корни. Уничтожать сорняки с корнем. Целебный корень.… … Популярный словарь русского языка

КОРЕНЬ — КОРЕНЬ, корня, мн. корни, корней, м. 1. Вросшая в землю часть растения, через к рую оно всасывает соки из почвы. Бурей выворотило деревья с корнями. Дуб глубоко пустил корни в землю. || Древесина или вещество этой части растения. Лакричный корень … Толковый словарь Ушакова

Урок 81. Состав слова

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Читайте так же:
Правило чистого стола и чистого экрана

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе русского языка 3 классы вы:

• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;

• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;

• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;

• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.

Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.

Определим порядок разбора слова по составу.

Как разобрать слово по составу?

Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?

Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка

Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка

Читайте так же:
Модельные столы москва

Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка

Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка

Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка

Назовите все значимые части слова.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Состав слова.

Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.

2.2. Корень слова

1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.

Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.

Корень может состоять из нескольких звуков ( ид ёт) или из одного звука (по й ти).

2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.

В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).

3. В русском языке встречаются корни-омонимы.

Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр , сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.

4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.

Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

ГласныеПримеры
О – еВ о зить – в е зти, н о сить – н е сти, п о ю – п е ть.
О – аБр о сить – забр а сывать, зак о нчить – зак а нчивать.
О – ы, е – иВ о й – в ы ть, ш е й – ш и ть.
О – е – иСб о р – соб е ру – соб и рать.
О – ы – уС о хнуть – заc ы хать – с у хой.
О/е – «ноль» звука (беглые гласные)Р о т – рта, д е нь – дня.
И – ы И скусный – без ы скусный.
СогласныеПримеры
К – чРу к а – ру ч ной, дружо к – дружо ч ек.
Х – шСу х ой – су ш ить.
Г – ж – зДру г – дру ж ить – дру з ья.
Д – ж – ждВо д ить – во ж у – во жд ение.
Т – ч – щСве т – све ч а – осве щ ение.
Ст – щПё ст рый – испе щ рить.
Д/т – сВе д у – ве с ти, ме т у – ме с ти.
Б – блЛю б ить – лю бл ю.
П – плКу п ить – ку пл ю.
В – влЛо в ить – ло вл ю.
Ф – флГра ф ить – гра фл ю.
М – млКор м ить – кор мл ю.

Чередование сочетаний звуков

СочетанияПримеры
А/я – им – ин – м/нЖ а ть – сж им ать – сож м у, ж а ть – пож ин ать – пож н у.
Ова/ева – уjК ова ть – к у [ j ]ю, ж ева ть – ж у [ j ]ю.

5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- ( ул ица, про ул ок); корень пт- ( пт ица, пт енец); корень роб- ( роб кий, роб ость), вой- ( вой ско, вой на, вои н). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).

6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.

Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .

Нулевое окончание

Скажите, пожалуйста, как давно существует понятие «нулевое окончание»?
Оказывается, ошибочно считать, что в слове «стол» нет окончания, оно там нулевое.
Кто и когда «нафантазировал» там нулевое окончание?
Вся наши дружная компания из 15 человек с высшим техническим образованием советских времен не может объяснить нашему маленькому ученику такое чудо.

Детям, которые не видят разницы между «нет окончания» и «нулевое окончание» я объясняю так. Вызываю ученика. Поворачиваю его лицом к классу и спрашиваю: «У Пети есть нос?» — «Да!» Поворачиваю ученика затылком к классу. Задаю то же вопрос:»У Пети есть нос?» Кто-нибудь кричит «нет». «Как? У Пети нет носа? А куда же он делся? У Пети есть нос, но в этом положении его не видно. У Пети сейчас — нулевой нос» . Так и у слов. Стол-стола-столу-столом-о столе — это одно слово в разных падежах,в слове «стол» есть окончание, его слышно во всех падежах, кроме именительного и винительного. В именительном и винительном — нулевое окончание.

Окончание- это изменяемая часть слова, поэтому если слово не изменяется, то . (продолжают дети всегда сами) — у него нет окончания. Пальто, сейчас, вверх — и т.п. У изменяемых слов есть окончание, оно может быть выражено материально, а может быть нулевым.

Если объяснять математически, то есть число 100. В этом числе одна сотня и по ноль десятков и единиц. То, что десятков и единиц ноль, не означает, что их нет вообще и 100 не является суммой этих десятков и единиц. Если из 100 вычесть 1, будет 99.

В существительном раз-дел-0 у нас одна приставка, один корень и ноль окончаний, но назвать его отсутствующим нельзя, так как в других падежах оно проявляется (раздела, разделу, разделом и пр.). А вот в слове пальто окончания нет вообще, так как оно нигде не проявляется.

Что касается когда и кем, точно сказать не могу, но ориентировочно должно было появится в 20-х годах ХХ века, так как в 1918 была реформа грамматики, убравшей обязательное окончание у слова. В царской России писалось раз-дѣ́л-ъ. После реформы, в тех словах где было окончание , оно стало нулевым.

Нулевым может быть даже корень, правда это только одно слово вы-0-ну-л, где выделяются следующие морфемы: приставка вы-, суффиксы -ну- и -л- (последний указывает на прошедшее время).

Это был РИТОРИЧЕСКИЙ вопрос? Если нет, то придумал его, вернее, открыл Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ ещё в 1881 году, затем его поддержал Ф. Ф. Фортунатов и другие учёные.

Что говорить ребёнку, Вам подсказали, кстати, дети это обычно понимают, взрослым труднее объяснить.Я тоже училась в советской школе, но нам это говорили, и мы знали о нулевом окончании, просто Вы забыли.

О том, что оно есть и нельзя говорить , что в сущ.СТОЛ, ХЛЕБ,БРАТ нет окончания,говорит история языка. В древненовгородском диалекте (в берестяных грамотах)в им. пад. ед. ч. муж. р. твердого склонения окончанием было -е. Это окончание встречается у существительных брате ‘брат?, прилагательных меретве ‘мертв?, местоимений саме ‘сам?, причастий погублене ‘погублен?, в именной части перфекта — забыле ‘забыл?. Во всем остальном славянском мире -е соответствует в древнюю эпоху окончание -ъ (например, братъ, самъ), а после падения редуцированных ъ и ь — нулевая флексия (брат, сам).( буквами ъ «ер» и ь «ерь» в древности обозначались особые сверхкраткие звуки, несколько похожие в своем произношении соответственно на [ы] и [и], которые окончательно исчезли из русского языка в начале XIII века). Сама буква Ъ в произношении уже приближалась к нулю, потому её и убрали, оставили только как разделительный твёрдый знак. Букву убрали, а значение её осталось. Это окончание говорит о том, что это сущ. муж.рода,ед.ч..им. пад. А если бы здесь не было окончания совсем, то ничто не могло бы сказать о роде, числе и падеже, слово было бы неизменяемым, как, например, жюри ( как узнать о роде?)

Как принято говорить в науке, нулевое окончание представляет собой значимое отсутствие. Понятие «нуля» для анализа языка очень важно: это «отсутствие», противопоставляемое «наличию»: нулевой-положительный.Вы же не возмущаетесь наличием термина «Нулевая связка» ЕСТЬ («Я ученик» вместо «я есть ученик») в составном именном сказуемом? Нулевое окончание в склонении современных славянских языков — широко известное явление.В русском языке нулевые окончания есть в следующих формах слов: 1) у сущ.им.пад., ед.ч., муж.рода и жен. рода 3-го скл.: стол, дочь;

2) у части сущ. род. пад., множ. числа: нет сил ,нет солдат,армий;

3) у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: весел , счастлив;

4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий: лисий , волчий ;

5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал, пел .

И хорошо, что это вводят в младших классах, дальше будет труднее, а разве легко понять в начальной школе , что я = 2 звука — й+а(яма)? Но ведь понимают, а некоторые старшеклассники не понимают, потому что не хотят понять.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector