Корень слова
корень слова
Корень слова — Корень слова, морфема (морфа), являющаяся общим элементом группы производных от него слов, имеющих в основе общее лексическое значение. К. выявляется путём устранения всех аффиксов как словоизменительных, так и словообразовательных, например… … Большая советская энциклопедия
Корень слова — КОРЕНЬ СЛОВА. Непроизводная основа (см.), не заключающая в себе никаких принадлежностей формы слов (см.); напр., в слове «рукавица» К. «рук»; в семитских языках, в которых гласные внутри слова имеют формальное значение, К. наз. одни согласные … Словарь литературных терминов
корень слова — тип морфемы, носитель основного лексического значения. К корню присоединяются аффиксы, дополняя его более конкретными лексическими и грамматическими значениями; ср.: корень лет– и включающие его слова перелёт, лётчик, улететь. Наличие одного… … Литературная энциклопедия
Корень слова — Корень морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения); корень имеется в каждом слове, и слово может состоять из одного или нескольких (в сложных словах) корней. В результате чередований корень может иметь… … Википедия
корень слова — Непроизводная основа (см.), не заключающая в себе никаких принадлежностей формы слов (см.); напр., в слове «рукавица» К. – «рук»; в семитских языках, в которых гласные внутри слова имеют формальное значение, К. наз. одни согласные… … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины
корень слова — непроизводная, простая основа, не заключающая в себе никаких аффиксов … Толковый переводоведческий словарь
КОРЕНЬ — муж. корешек, шечек, коренек ·умалит. корнишка презрительное, корнища увеличительное, подземная часть всякого растения. У деревьев различают становой и боковые корни, а при них корешки и мелкие мочки. вбирающие влагу. Корень бывает: луковичный,… … Толковый словарь Даля
корень — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? корня, чему? корню, (вижу) что? корень, чем? корнем, о чём? о корне и на корню; мн. что? корни, (нет) чего? корней, чему? корням, (вижу) что? корни, чем? корнями, о чём? о корнях 1. Корень это … Толковый словарь Дмитриева
корень — ко/рня, (о, на, в) ко/рне мн. ко/рни, е/й, я/м, (о) я/х, м. 1) Подземная часть растения, удерживающая его в почве и служащая для всасывания влаги и питательных веществ. У саженца повреждены корни. Уничтожать сорняки с корнем. Целебный корень.… … Популярный словарь русского языка
КОРЕНЬ — КОРЕНЬ, корня, мн. корни, корней, м. 1. Вросшая в землю часть растения, через к рую оно всасывает соки из почвы. Бурей выворотило деревья с корнями. Дуб глубоко пустил корни в землю. || Древесина или вещество этой части растения. Лакричный корень … Толковый словарь Ушакова
Урок 81. Состав слова
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В курсе русского языка 3 классы вы:
• узнали, что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
• научились находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
• научились выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
• научились соотносить схему слова с соответствующим словом.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. Впервые термин был введен известным ученым Бадуэном де Куртенэ еще в середине XIX века и используется в лингвистике до сих пор. Все слова состоят из морфем. Они – кирпичики, из которых составляются слова. Каждая составляющая имеет свое значение и роль. Выделяют следующие типы морфем: обязательные и необязательные. Обязательная всегда присутствует в слове и называется корнем. Необязательные могут как входить в состав слова, так и не входить в него. Эти морфемы называются аффиксами.
Морфемика – это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.
Определим порядок разбора слова по составу.
Как разобрать слово по составу?
Прочитайте и объясните смысл слова. Определите, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
Найдите в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком: поездка
Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выделим основу: поездка
Найдите в слове корень. Эля этого подберите однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком: поездка
Найдите в слове приставку (если она есть). Для этого подберите однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выделите приставку: поездка
Найдите в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выделите его знаком: поездка
Назовите все значимые части слова.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Состав слова.
Какие части есть в составе слова? Выберите правильный ответ и подчеркните.
2.2. Корень слова
1. Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.
Вод а, вод ный, под вод ный, под вод ник, над вод ный, на вод нение, па вод ок и др.
Корень может состоять из нескольких звуков ( ид ёт) или из одного звука (по й ти).
2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Вод опровод, веч но зелён ый, бел о- син е- красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт – кор(респондентский) пункт, вуз – в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3. В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вод а, под вод ный – вод ить, про вод ник; сыр , сыр ок, сыр ный – сыр ой, от сыр еть, сыр ость.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.: книга – книжечка; пахать – пашу; светить – свеча, освещение; рот – рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Гласные | Примеры |
---|---|
О – е | В о зить – в е зти, н о сить – н е сти, п о ю – п е ть. |
О – а | Бр о сить – забр а сывать, зак о нчить – зак а нчивать. |
О – ы, е – и | В о й – в ы ть, ш е й – ш и ть. |
О – е – и | Сб о р – соб е ру – соб и рать. |
О – ы – у | С о хнуть – заc ы хать – с у хой. |
О/е – «ноль» звука (беглые гласные) | Р о т – рта, д е нь – дня. |
И – ы | И скусный – без ы скусный. |
Согласные | Примеры |
---|---|
К – ч | Ру к а – ру ч ной, дружо к – дружо ч ек. |
Х – ш | Су х ой – су ш ить. |
Г – ж – з | Дру г – дру ж ить – дру з ья. |
Д – ж – жд | Во д ить – во ж у – во жд ение. |
Т – ч – щ | Све т – све ч а – осве щ ение. |
Ст – щ | Пё ст рый – испе щ рить. |
Д/т – с | Ве д у – ве с ти, ме т у – ме с ти. |
Б – бл | Лю б ить – лю бл ю. |
П – пл | Ку п ить – ку пл ю. |
В – вл | Ло в ить – ло вл ю. |
Ф – фл | Гра ф ить – гра фл ю. |
М – мл | Кор м ить – кор мл ю. |
Чередование сочетаний звуков
Сочетания | Примеры |
---|---|
А/я – им – ин – м/н | Ж а ть – сж им ать – сож м у, ж а ть – пож ин ать – пож н у. |
Ова/ева – уj | К ова ть – к у [ j ]ю, ж ева ть – ж у [ j ]ю. |
5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол , лев , стен а и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- ( ул ица, про ул ок); корень пт- ( пт ица, пт енец); корень роб- ( роб кий, роб ость), вой- ( вой ско, вой на, вои н). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).
6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень – воздух, тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз-. В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н-, а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.
Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова – разить, разительный), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень – образ-.
7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .
Нулевое окончание
Скажите, пожалуйста, как давно существует понятие «нулевое окончание»?
Оказывается, ошибочно считать, что в слове «стол» нет окончания, оно там нулевое.
Кто и когда «нафантазировал» там нулевое окончание?
Вся наши дружная компания из 15 человек с высшим техническим образованием советских времен не может объяснить нашему маленькому ученику такое чудо.
Детям, которые не видят разницы между «нет окончания» и «нулевое окончание» я объясняю так. Вызываю ученика. Поворачиваю его лицом к классу и спрашиваю: «У Пети есть нос?» — «Да!» Поворачиваю ученика затылком к классу. Задаю то же вопрос:»У Пети есть нос?» Кто-нибудь кричит «нет». «Как? У Пети нет носа? А куда же он делся? У Пети есть нос, но в этом положении его не видно. У Пети сейчас — нулевой нос» . Так и у слов. Стол-стола-столу-столом-о столе — это одно слово в разных падежах,в слове «стол» есть окончание, его слышно во всех падежах, кроме именительного и винительного. В именительном и винительном — нулевое окончание.
Окончание- это изменяемая часть слова, поэтому если слово не изменяется, то . (продолжают дети всегда сами) — у него нет окончания. Пальто, сейчас, вверх — и т.п. У изменяемых слов есть окончание, оно может быть выражено материально, а может быть нулевым.
Если объяснять математически, то есть число 100. В этом числе одна сотня и по ноль десятков и единиц. То, что десятков и единиц ноль, не означает, что их нет вообще и 100 не является суммой этих десятков и единиц. Если из 100 вычесть 1, будет 99.
В существительном раз-дел-0 у нас одна приставка, один корень и ноль окончаний, но назвать его отсутствующим нельзя, так как в других падежах оно проявляется (раздела, разделу, разделом и пр.). А вот в слове пальто окончания нет вообще, так как оно нигде не проявляется.
Что касается когда и кем, точно сказать не могу, но ориентировочно должно было появится в 20-х годах ХХ века, так как в 1918 была реформа грамматики, убравшей обязательное окончание у слова. В царской России писалось раз-дѣ́л-ъ. После реформы, в тех словах где было окончание -ъ, оно стало нулевым.
Нулевым может быть даже корень, правда это только одно слово вы-0-ну-л, где выделяются следующие морфемы: приставка вы-, суффиксы -ну- и -л- (последний указывает на прошедшее время).
Это был РИТОРИЧЕСКИЙ вопрос? Если нет, то придумал его, вернее, открыл Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ ещё в 1881 году, затем его поддержал Ф. Ф. Фортунатов и другие учёные.
Что говорить ребёнку, Вам подсказали, кстати, дети это обычно понимают, взрослым труднее объяснить.Я тоже училась в советской школе, но нам это говорили, и мы знали о нулевом окончании, просто Вы забыли.
О том, что оно есть и нельзя говорить , что в сущ.СТОЛ, ХЛЕБ,БРАТ нет окончания,говорит история языка. В древненовгородском диалекте (в берестяных грамотах)в им. пад. ед. ч. муж. р. твердого склонения окончанием было -е. Это окончание встречается у существительных брате ‘брат?, прилагательных меретве ‘мертв?, местоимений саме ‘сам?, причастий погублене ‘погублен?, в именной части перфекта — забыле ‘забыл?. Во всем остальном славянском мире -е соответствует в древнюю эпоху окончание -ъ (например, братъ, самъ), а после падения редуцированных ъ и ь — нулевая флексия (брат, сам).( буквами ъ «ер» и ь «ерь» в древности обозначались особые сверхкраткие звуки, несколько похожие в своем произношении соответственно на [ы] и [и], которые окончательно исчезли из русского языка в начале XIII века). Сама буква Ъ в произношении уже приближалась к нулю, потому её и убрали, оставили только как разделительный твёрдый знак. Букву убрали, а значение её осталось. Это окончание говорит о том, что это сущ. муж.рода,ед.ч..им. пад. А если бы здесь не было окончания совсем, то ничто не могло бы сказать о роде, числе и падеже, слово было бы неизменяемым, как, например, жюри ( как узнать о роде?)
Как принято говорить в науке, нулевое окончание представляет собой значимое отсутствие. Понятие «нуля» для анализа языка очень важно: это «отсутствие», противопоставляемое «наличию»: нулевой-положительный.Вы же не возмущаетесь наличием термина «Нулевая связка» ЕСТЬ («Я ученик» вместо «я есть ученик») в составном именном сказуемом? Нулевое окончание в склонении современных славянских языков — широко известное явление.В русском языке нулевые окончания есть в следующих формах слов: 1) у сущ.им.пад., ед.ч., муж.рода и жен. рода 3-го скл.: стол, дочь;
2) у части сущ. род. пад., множ. числа: нет сил ,нет солдат,армий;
3) у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: весел , счастлив;
4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий: лисий , волчий ;
5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал, пел .
И хорошо, что это вводят в младших классах, дальше будет труднее, а разве легко понять в начальной школе , что я = 2 звука — й+а(яма)? Но ведь понимают, а некоторые старшеклассники не понимают, потому что не хотят понять.