Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российский газопровод спасает Китай от холода

Почему катапульта убила экипаж Ту-22М3

Дмитрий Ольшанский

«Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил тумблер принудительного катапультирования». Такими словами источник газеты ВЗГЛЯД описывает основную версию трагедии под Калугой – на военном аэродроме из-за случайного катапультирования погибли три члена экипажа бомбардировщика Ту-22М3. Впрочем, есть и иные предположения.

Во вторник трое военнослужащих погибли в результате срабатывания катапульт при запуске двигателей дальнего бомбардировщика Ту-22М3 на военном аэродроме Шайковка под Калугой. На данном аэродроме базируется 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который буквально на днях провел летно-тактические учения. «В учениях были задействованы молодые офицеры, которые впервые в своей практике принимали участие в подобных мероприятиях», – цитировало Минобороны РФ слова командира полка полковника Вадима Белослюдцева.

И вот теперь, сразу после этих учений, на аэродроме произошла трагедия с человеческими жертвами. Чрезвычайное происшествие на земле привело к гибели командира полка, штурмана полка и штурмана-инструктора из Рязани, сообщил высокопоставленный источник газеты ВЗГЛЯД в ВКС РФ. Как сообщили ТАСС в медицинских кругах региона, четвертый член экипажа выжил, он доставлен в лазарет в санчасти в Шайковке.

Ту-22М – семейство (М, М2, М3) советских, позднее – российских дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. Бомбардировщик стоит на вооружении российских военных с 1974 года. Самолеты этого типа предназначены для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами и бомбами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Могут быть носителями ядерного оружия. Максимальная скорость может достигать 2300 км/ч.

Предыдущая катастрофа с человеческими жертвами на данном типе самолетов в ВВС РФ произошла в январе позапрошлого года. Тогда при заходе на посадку на аэродроме в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу Ту-22М3 из состава 40-го смешанного авиаполка Дальней авиации. В результате трое членов экипажа погибли, один выжил.

ЧП под Калугой произошло во время подготовки самолета к полету, сообщили в Минобороны, прямо на стоянке, в то время, когда экипаж готовился к вылету. В Минобороны рассказали, что командир полка Дальней авиации должен был провести этот полет в качестве инструктора.

На эту тему

Это важная деталь для понимания обстоятельств трагедии, потому что инструктор, как правило, в таких случаях находится в правом кресле (помощника командира экипажа). На месте командира находится летчик, квалификацию которого инструктор должен проверить и подтвердить. Эта процедура называется «контрольный полет».

На фото — тот самый тумблер принудительного покидания на Ту-22м3. Фото: открытые источники

По предположению источника газеты ВЗГЛЯД, в кресле командира экипажа находился кто-то из руководящего состава полка. «Обычно командир полка не летает с рядовыми летчиками. А сидевший слева (на месте командира) мог выйти из отпуска или иметь перерыв в полетах по какой-либо иной причине, и ему нужен был контрольный полет с инструктором, потому как после перерыва его самого никто самостоятельно никогда не выпустит. Кроме того, у каждого летчика много всяких годовых проверок инструкторами по технике пилотирования. Иными словами, контрольных полетов у любого летчика в год – не один десяток», – говорит эксперт.

Читайте так же:
Как снять кресло с изофикс babyton

Однако в результате контрольный полет не состоялся. «По неизвестной пока причине сработала система принудительного катапультирования», – пояснил газете ВЗГЛЯД высокопоставленный источник в Военно-воздушных силах.

Он рассказал, как выглядит процедура катапультирования: «На левом пульте у командира экипажа Ту-22М3 имеется тумблер «Принудительное покидание». Он используется при аварийной ситуации, чтобы с интервалом в полсекунды принудительно катапультировать троих членов экипажа. При этом командир для собственного катапультирования должен самостоятельно дернуть ручки на своем кресле», – рассказал собеседник.

На Ту-22М3 система обеспечивает безопасное покидание при скорости не менее 140 км/ч. Поэтому три члена экипажа погибли, а в живых остался тот, кто находился на месте командира. Эта особенность касается именно катапультирования на данном бомбардировщике – кресла, установленные на российские истребители, позволяют успешно катапультироваться на нулевой скорости, даже при стоянке на аэродроме.

«Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил упомянутый тумблер на левом кресле, хоть он и под крышкой», – предполагает источник газеты ВЗГЛЯД. При этом он не исключил версию технической неисправности – например, катапульты мог привести в действие блуждающий ток (хотя это и маловероятно).

Заслуженный пилот СССР, бывший военный летчик Олег Смирнов также уверен, что причиной инцидента могла стать ошибка летчика, находившегося в кресле командира экипажа. По оценке Смирнова, ЧП в Шайковке – повод усилить подготовку пилотов на наземных симуляторах катапультирования.

Но, как со своей стороны отмечает источник газеты ВЗГЛЯД, причиной трагедии могла стать не неподготовленность члена экипажа, а недостатки конструкции системы катапультирования бомбардировщика Ту-22М3.

И об этой проблеме и конструкторам, и военным летчикам хорошо известно уже десятилетия. «На истребителях хоть с места можно прыгать, у них другое кресло стоит, – заметил собеседник. – Но Туполев для своего бомбардировщика не стал такое кресло ставить и изобрел свое кресло». Кресло, по оценке специалиста, тяжелое и неудобное для летчиков, да еще и зависит от напряжения аккумуляторов.

«Как-то раз экипаж погиб от того, что не смог прыгнуть – напряжение на аккумуляторах упало с нужных 24 вольт до отметки ниже 22, и они банально не смогли привести в действие свои катапульты», – отметил источник.

По словам эксперта, кресло в Ту-22М3 неудобно и с точки зрения других параметров. «Например, его сделали под шлем летчика модели ЗШ-3, а потом перешли на ЗШ-5, позже – на ЗШ-7. А они больше по размерам и не входят в выемку заголовника кресла. Эти кресла давно надо было хотя бы доработать – претензий к ним всегда хватало», – отметил собеседник.

Достоверно причины ЧП должна выяснить государственная комиссия, которая уже начала работу на месте трагедии.

Каково это — катапультироваться из самолета

Каково это — катапультироваться из самолета

КАПИТАН ДАРРЕН «БАМ-БАМ» УИЗ, 29 лет, пилот BBC:

«Катапультирование — лучший способ испытать свое тело на прочность. Иногда люди при этом гибнут. Или теряют конечности: руки-ноги отрываются или гнутся в дугу. Я лично стал меньше ростом: был 174 см, а стал на 2 см короче. Дело было в тренировочном полете в Виргинии. Я пилотировал F-15E (американский истребитель. — Esquire). На борту были я и мой стрелок Красти. Идем на бреющем, с высокой скоростью. И вдруг вижу: справа промелькнул стервятник. Тут же машину сильно встряхнуло, и раздался взрыв. Это птицу засосало в двигатель. Через пару секунд хвост и правый борт оказались в пламени. Начинаю набирать высоту, но машина не поддается и заваливается на правое крыло. Надо сваливать. Сообщаю по радио ведомому, чтобы держался подальше, и даю команду: «Покинуть самолет!»

Читайте так же:
Взамен сломанного кресла

С обеих сторон кресла по ручке. Дергаю за них. Механизм срабатывает — отстреливается стекло кабины. Теперь совсем шумно, ветер хлещет. Взлетает заднее кресло — Красти выбросился. Остаюсь в машине один — кажется, на целую вечность, хотя прошло меньше секунды. Стискиваю ручки. Глаза закрыл. Весь напрягся — знаю, сейчас такой луна-парк начнется! Слышу: ведомый радирует диспетчерам, что мы вынуждены катапультироваться. И вылетаю из кабины сам.

Даже не знаю, как это описать. Сидишь в кресле, к которому приделана ракета. И стартуешь из самолета, который летит со скоростью 480 км/час. Да, к креслу действительно приделан ракетный двигатель. Он выпихивает тебя из самолета и еще метров 60 проносит по воздуху на реактивной тяге. В общем, набираю высоту с ускорением в 22 g. Если сравнить с аттракционами, то там максимальное ускорение составляет 2 g. Чувствую себя так, словно во мне полторы тонны весу. Ноги, спина и задница отяжелели. Ускорение вжимает меня в спинку кресла, пытается согнуть в дугу — вынуждает уткнуться лбом в колени. Такое ощущение, будто на тебя навалилась куча врагов: бьют кулаками, тянут во все стороны сразу. Чувствую, ремешок шлема врезался в подбородок. Шлем прямо срывает с головы. Кожа на подбородке лопнула под давлением изнутри. Я аж застонал. И тут, как и полагается, кресло подбрасывает меня в воздух. Я впервые открываю глаза. Вижу: кресло улетает. Автоматически раскрывается парашют. Скорость падает. Стропы сильно дергают меня за плечи. Дальше лечу плавно. Весь процесс — с момента, когда я дернул за ручки, до раскрытия парашюта — продлился секунды три-четыре. Открыв глаза, поискал глазами Красти: вон он спускается на парашюте. Смотрю в другую сторону — горящий самолет втыкается в землю. Как назло, около единственного дома в этой дикой горной местности. К счастью, никто не пострадал».

Катапультируемое кресло самолета

Катапультируемое кресло – специальное устройство, которое предназначено для спасения летчика или экипажа из летательного аппарата в сложных аварийных ситуациях. Такие кресла эксплуатируются в основном на спортивных и военных самолетах. Кроме того, первым вертолетом, на котором установили катапультируемое кресло, был Ка-50.

Самые совершенные модели кресел обеспечивают оптимальную жизнеспособность пилота на всех высотах и скоростях летательного аппарата, даже если катапультирование совершено с земли. Кроме самолетов, катапультные кресла устанавливались на космических кораблях «Восток». Их эксплуатация предусматривалась в аварийных ситуациях и для приземления в нормативных условиях, когда полет завершался.

Катапультируемое кресло самолета схема

1 — заголовник; 2 — стабилизирующая штанга; 3 — пиромеханизм системы стабилизации; 4 — пряжка ремня механизма эксплуатационного притягивания плечевых ремней; 5 — лопасть ограничителя рук; 6 — пряжка ремня механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней; 7 — ручка механизма эксплуатационного притягивания поясных ремней; 8 — механизм эксплуатационного притягивания поясных ремней; 9 — кресло; 10 — кнопки системы регулирования сиденья; 11 — ручка аварийного включения кислорода; 12 — НАЗ; 13 — ограничитель ноги; 14 — ложемент голеней и ног; 15 — ложемент механизма подъема ног; 16 — щиток дефлектора; 17 — ручка катапультирования; 18 — замок системы фиксации; 19 — система фиксации; 20 — такелажный узел; 21 — свободные концы парашютной системы

Читайте так же:
Кресло с антивандальной обивкой

Есть несколько схем отсоединения катапультируемого кресла от ЛА, но самый распространенный относится к выстреливанию кресла при помощи реактивного двигателя (К-36ДМ), сжатого воздуха (Су-26), порохового заряда (КМ-1М). После выстрела оно в автономном режиме отбрасывается, и пилот приземляется на землю на парашюте. В некоторых вариантах использовались спасательные кабины (В-1) или капсулы (В-58), которые опускались на парашютах.

Предпосылки к конструированию катапультируемого кресла

До второй половины Второй мировой войны пилот покидал кабину самолета следующим образом: нужно было встать с сиденья, переступить через борт, добраться до крыла и спрыгнуть в промежуток между хвостовым оперением и крылом. Таким способом можно было пользоваться на скоростях 400-500 км/ч. Но авиастроение не стояло на месте, и к концу Второй мировой пределы скоростей самолетов значительно выросли. Используя тот же принцип покидания самолета, многие летчики погибали или даже не могли сдвинуться с места, поскольку навстречу им шел сильный воздушный поток.

катапультирование самолет

Как гласит немецкая статистика, на период с конца 30-х и начала 40-х годов в 40% случаев покидание самолетов вышеупомянутым способом заканчивалось катастрофой для пилота. В США ВВС также проводили исследования, которые показали, что 45,5% покиданий борта таким способ заканчивались травмами пилотов, а 12,5% – смертью. Назрела очевидная необходимость в поиске нового способа покидания самолета. Подходящим вариантом стало выбрасываемое кресло с летчиком.

История

Эксперименты с принудительным выбросом летчика из самолета проводились еще в 20-30-х годах, но их цель заключалась в решении проблемы страха пилотов перед «прыжками в пустоту». В 1928 году в Кельне на выставке представили систему, осуществляющую выбрасывание пилотов в кресле с парашютом. Выброс осуществлялся на 6-9 метров при помощи сжатого воздуха.

В 1939 году в Германии появились первые катапульты. Экспериментальный ЛА Heinkel He-176 был оснащен носовой сбрасываемой частью. Немного позже катапульты начали производить серийно. Их начали устанавливать на турбореактивные Heinkel Не-280 и поршневые Heinkel Не-219. В январе 1942 года Гельмунт Шенк (летчик-испытатель) совершил первое успешное катапультирование. Помимо этого, катапультируемые кресла устанавливали на другие немецкие самолеты. За весь период Второй мировой немецкие пилоты совершили примерно 60 катапультирований.

Первое поколение катапультных кресел разрабатывалось с единственным заданием – выбросить человека из кабины самолета. Отдалившись от ЛА, летчик должен был отстегнуть ремни для отсоединения кресла и раскрыть парашют.

кресло катапульта

Катапультные кресла второго поколения начали появляться в 50-х годах. В процессе покидания самолета частично принимала участие автоматика. Все, что нужно было сделать – дернуть рычаг. Стреляющий пиротехнический механизм выбрасывал кресло и вводился парашютный каскад: сначала стабилизирующий, потом тормозной и затем основной парашютный. Простая автоматика смогла обеспечить блокировку по высоте и задержку по времени.

Читайте так же:
Как сделать чтобы колесики от кресла не царапали паркет

Третье поколение появилось спустя 10 лет. Кресла начали укомплектовывать твердотопливным ракетным двигателем, который работал после отсоединения кресла от кабины. Их снабжали более новой автоматикой. Первые кресла этого поколения разрабатывались в НПП «Звезда» и обладали парашютным автоматом КПА, который соединялся с самолетом 2 пневматическими трубками и настраивался на высоту и скорость.

Современные модели катапультирующих кресел – британский Martin Baker Mk 14, американский МcDonnell Douglas ACES 2 и российский К-36ДМ. 10 декабря 1954 года полковник Д. П. Стэпп на авиабазе Холломан подвергся рекордной перегрузке – 46,2 g. Летчик-испытатель Д. Смит в 1955 году впервые совершил катапультирование на сверхзвуковой скорости.

Последовательность операций по катапультирование.

Кликните для просмотра.

Практически на всех самолетах привод катапультного кресла курируется пилотом. Но есть такие типы самолетов, в которых продумана функция принудительного катапультирования членов экипажа командиром самолета (Ту-22М). В России есть только один ЛА (палубный СВВП Як-38), оснащенный полностью автономной системой катапультирования. Данная система сама наблюдала за опасными режимами во время полета и при необходимости без желания члена экипажа выбрасывает его.

Производители

На сегодняшний день производством катапультируемых кресел все так же занимаются американские компании Stencil и МcDonnell Douglas и британская Martin Baker. В России такие кресла создает только НПП «Звезда». На практике в Советском Союзе катапультирующие кресла разрабатывались под определенный тип ЛА.

Катапультируемые кресла в космических авиалайнерах

Довольно часто возникает вопрос – почему катапультируемые кресла не устанавливаются в авиалайнерах. Тому есть несколько причин:

Большая часть летных происшествий возникает во время взлета и посадки, а именно тогда, когда на катапультирование пассажиров не хватает ни высоты полета, ни времени.

В военных самолетах перед моментом катапультирования откидывается остекление кабины. Тогда как в коммерческих самолетах пришлось бы сбрасывать потолок.

Катапультируемое кресло выбрасывается при помощи реактивного двигателя или порохового заряда, работа которых часто привела бы не только к травмам соседних пассажиров, но и к их убийству.

При катапультировании тело пилота подвергается сильным перегрузкам, которые безопасны только тогда, когда летчик принимает правильную позу и упор для рук и головы.

На высоте температура воздуха и давление значительно ниже, чем на земле. Молниеносная разгерметизация ЛА в таких условиях не только опасна, но и смертельна. Поэтому для катапультирования пилоты одеваются в специальные высотные шлемы и костюмы и используют кислородные маски.

Допустим, что все вышеперечисленные моменты не повлияли на здоровье пассажира, однако сам процесс спуска на парашюте довольно сложен и требует определенных навыков, которые отрабатываются сугубо на тренировках и специальных подготовках. Также в том случае, если пассажир будет спускаться на деревья, воду или горы, далеко не факт, что ему удастся остаться в живых.

Жесткие требования авиационной безопасности привели к тому, что количество серьезных происшествий и аварий по сравнению с удачными перелетами ничтожно мало. Учитывая габариты самого самолета с дополнительными комплектующими, уже сводится на нет установка катапультирующих кресел. Если для каждого пассажира монтировались такие кресла, масса и объем самолета сильно бы увеличились. В свою очередь это привело бы к повышению количества использования горючего, а соответственно, и к повышению стоимости самого перелета.

Читайте так же:
Как собрать детское кресло автомобильное после стирки kids planet

Схема и принцип работы газлифта

Схема и принцип работы газлифта

Для всех желающих узнать что-то новое, мы предлагаем ознакомиться со схемой газлифта или пневмопатрона. Принцип работы его довольно прост. В металлическом корпусе находится цилиндр, в котором свободно ходит шток с поршнем. Сам цилиндр состоит из двух резервуаров, между которыми находится специальный клапан, который можно открыть или закрыть. Когда кресло находится в самом нижнем положении, поршень расположен в верхней части цилиндра. Когда нажимаем на рычаг, чтобы поднять кресло, он давит на кнопку, которая открывает клапан между камерами. В этот момент газ из резервуара 1 начинает поступать в резервуар 2 и давить на поршень, тот медленно опускается, тем самым поднимая кресло. Когда вы отпускаете кнопку, клапан закрывается, газ больше не может перемещаться по цилиндру и кресло фиксируется в данном положении. Когда же вы садитесь в кресло и нажимаете рычаг, чтобы опустить кресло, то вы опять открываете клапан, своим весом вы воздействуете на цилиндр, он опускается вниз, поршень идет вверх выталкивая газ обратно во внешний резервуар, кресло при этом плавно опускается вниз.

Функции, которые выполняет газовый поршень:

1. Регулировка кресла по высоте (ход газлифта зависит от его размера)
2. Кручение вокруг своей оси, в обе стороны, 360 градусов
3. Функция пружины при посадке в кресло, снимает резкую нагрузку на позвонки

принцип работы газ лифтасхема работы газ лифтапринцип работы газ лифта схема работы газ лифта

Необходимо упомянуть о такой важной детали газлифта — подшипнике, который позволяет крутиться поршню с цилиндром вокруг своей оси, благодаря этому офисное кресло может совершать вращательные движение.

Большой железный корпус служит для поддержки штока в правильном вертикальном положении.

На рисунке можно увидеть схему газлифта, а так же его изображение в разобранном виде.

Класс отличается по толщине стенки средней трубки и наружной трубки.

Class 3 — 2.0 mm — обычно на кресла до 120 кг

Class 4 — 2.5 mm — обычно на кресла до 150 кг

Кожух газлифта:

телескопический кожух для газлифта

Эта деталь идет в комплекте, как декоративная, которая закрывает сам черный стакан и делает низ кресла, более законченным. Для хромированных пневмопатронов телескопический чехол не предусмотрен, и не комплектуется в коробках. Это сделано для того, чтобы хромированная крестовина, составляла единое целое, и весь низ был металлическим.

телескопический кожух для газлифта

P.S. Будьте внимательны, в самом газпатроне (это обычно блестящий шток) находиться газ под большим давлением! Следует избегать его повреждение. Вскрывать не рекомендуется!

shema_gazlifta_1 shema_gazlifta_3

shema_gazlifta_2

Цитата
Гость-1 написал:
Как называется устройство, с помощью которого выбили газлифт из крестовины?

Называется выколотка. Но в видео использовалась головка торцевая шестигранная, вроде, на 32 мм

Цитата
Николай пишет:
Добрый день, вы не могли бы подсказать, если кресло постоянно опускается, когда на него садишься, что это такое?

Здравствуйте, Николай.
Со 100 процентов вероятностью, это то, что вышел из строя газовый патрон на кресле. Такая проблема решается покупкой нового газлифта и замены его.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector