Archprokachka.ru

Арт Прокачка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деньги вечером стулья

Деньги вечером стулья

Утром деньги – вечером стулья

Региональное Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) выявило нарушения в ходе закупки мебели для детской музыкальной школы № 1 им. Римского-Корсакова. Самое любопытное в этой истории заключается в том, что столы и стулья для юных «рихтеров» были выбраны дизайнерских моделей, деньги за них были уплачены, однако обнаружить покупку пока не удалось.

Газета «Совершенно секретно» в статье «Кому «золотой ершик?» (№2 (437), февраль 2020 года) рассказала о том, как российские чиновники соревнуются в разбазаривании бюджетов всех уровней. Для особо отличившихся на этой «ниве» регулярно проводится конкурс «Золотой ершик». В число номинантов анти-премии этого года могут попасть и чиновники Администрации города Пскова. Напомним, что в рамках реконструкции музыкальной школы № 1 им. Римского-Корсакова была организована закупка офисной мебели. В список входили письменные столы (всего 15 штук) стоимостью почти 280 тыс. рублей. Кроме этого в обновленный концертный зал намеревались поставить 54 стула по цене 103 тыс. рубля за каждый. Всего – на сумму чуть более 13 млн рублей. Как пояснял ситуацию корреспонденту «Совершенно секретно» Николай Кузьмин, помощник депутата Псковского областного Собрания депутатов А. Гайдука («Яблоко»), «на эти деньги по меркам региональной столицы можно оборудовать было не одну школу».

БЫСТРАЯ ПРОВЕРКА

«Однако, если судить по цене приобретения, то складывалось впечатление, что речь идет о дизайнерских моделях. Насколько обоснованы подобные траты?» – с этим запросом общественник и обратился в Управление ФАС по Псковской области. Предполагалось, что проверка завершится лишь к концу марта текущего года, однако, сотрудники антимонопольного ведомства, действуя совместно с сотрудниками регионального управления экономической безопасности, справились с ней значительно раньше. Как было установлено в ходе разбирательства, аукцион по закупке дизайнерской мебели был признан несостоявшимся, в связи с чем для участия в нем была подана только одна заявка от компании «Формоза-ИТ». При этом снижение составило 0,5% от первоначальной цены. Тем не менее, с поставщиком был заключен контракт на поставку мебели производства России на максимальную сумму –13,3 млн рублей. Согласно полученной информации товар был оплачен и поставлен в полном объеме уже 10 декабря 2019 года. Обоснованием цены контракта, по объяснениям директора школы, занималась она лично. В ходе проверки антимонопольная служба установила признаки нарушения ст. 14 ФЗ о госзакупках и нарушение национального режима (ограничение закупок иностранной мебели) со стороны заказчика. Кроме того, в ходе проверки были затребованы документы и сертификаты на мебель, была также зафиксирована переписка с поставщиком, с предложением изготовления любых (!) сертификатов с любой (!?) страной происхождения. Но самое главное заключается в том, что мебели (в том числе и этих самых злополучных стульев с гусиным пером, основой из черного бука и бархата) обнаружить не удалось. Из чего проверяющие сделали вывод о том, что поставка не была осуществлена. Как пояснили в региональном антимонопольном ведомстве, материалы проверки уже направлены в Управление Федерального казначейства по Псковской области для дачи заключения о фактах нарушения порядка приемки и нарушений при обосновании цены контракта.

«Кроме того мы намерены обратиться с иском в суд о признании сделки ничтожной, возврате денег в бюджет, а также передать материалы на возбуждение уголовного дела в отношении должностных лиц музыкальной школы и поставщика», – сделала заявление для прессы руководитель УФАС Ольга Милонаец.

НОВЫЕ ФАКТЫ

Между тем сюжет с закупкой дизайнерской мебели для музыкальной школы продолжает обрастать новыми подробностями, которые с удовольствием транслируют местные Telegram-каналы. По одной из версий, вместо дизайнерской немецкой и итальянской мебели, в Китае были заказаны точные копии, которые по понятным причинам «застряли» в Поднебесной. Обращают на себя внимание, скажем деликатно, не очень убедительные комментарии чиновников. В частности, глава администрации города Александр Братчиков объяснил закупку такой дорогой мебели тем обстоятельством, что в историческом здании (до революции в доме, где сейчас располагается школа, находился банк. – Прим. ред.) мебель должна быть аутентичной, к тому же речь идет о детях, поэтому было решено не жалеть денег. Вместе с тем на просьбу журналистов «Пятого канала» (Санкт-Петербург) показать документы, касаемые закупок, ответ был решительный и безапелляционный: только после санкции прокурора.

«Глава Администрации Пскова утверждает, что стулья по 100 тысяч за каждый, очень нужны школе, – комментирует ситуацию г-н Кузьмин. – При этом местный бюджет, якобы, не тратился на эти царские покупки». Между тем городское финуправление города, отвечая на депутатский запрос, опровергает это утверждение: на самом деле и городской, и региональный бюджеты принимали участие в финансировании проекта, что дает право подозревать г-на Братчикова, как минимум, в некомпетентности. Однако, повторимся, главная претензия заключается в том, что покупка мебели была оплачена, акты выполненных работ директором школы и комиссией подписаны, а после инициированной проверки закупки сотрудники УФАС и УБЭП, которые пришли на склад поставщика, обнаружить ее не смогли. При этом директор школы утверждает, что стулья есть, но находятся они на складе… в другом городе. Единственное, что заставляет ей не поверить это то, что, составляя условия контракта, местом хранения поставки был указан склад именно в Пскове! Плюс ко всему, был прописан запрет на покупку иностранной мебели, хотя по всем характеристикам речь идет о стульях итальянской фирмы Marioni. В этой связи есть основания полагать, что «освоением» 150 млн рублей, отпущенных на ремонт школы, «руководили» в других кабинетах. Впрочем, ответ на этот вопрос будет, видимо, получен довольно скоро: потому, что после комплексной проверки, ребром поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела.

Читайте так же:
Стул кентукки чертеж из 30х40

И последнее… Благодаря коллегам с «Пятого канала» (Санкт-Петербург) мебельная история вышла на новый уровень. Во время съемки этого репортажа, прежде чем ехать в городскую администрацию за комментариями, телевизионщики обзвонили крупные мебельные магазины города в поисках самого дорогого кресла. Каково же было их разочарование, когда они узнали о том, что цена такового не превышает 40 тыс. рублей. Если сбудутся самые пессимистические прогнозы, то участие в конкурсе «Золотой ершик – 2020» псковичей в номинации «облом года», гарантировано.

Деньги вечером стулья

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

«Утром — деньги, вечером — стулья». Деньги в романах И. Ильфа и Е. Петрова

Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1927) и «Золотой теленок» (1931) без преувеличения можно назвать художественной энциклопедией своей эпохи, подчас отражающей ее точнее, чем многие официальные документы того времени. Поэтому, с поправкой на художественный характер этих произведений, их можно и нужно изучать как исторический источник.

Романы были написаны в переломную эпоху в экономической жизни государства. Они отражают множество реалий своего времени, которые могут дать пищу для размышлений для специалиста в области разнообразных дисциплин — филологии, психологии, социологии, экономики. И в том числе нумизматики и бонистики. На страницах романов фигурируют самые разные денежные суммы в самых разных контекстах. При этом необходимо иметь в виду, что остросатирический характер романов позволял авторам касаться самых злободневных тем (разумеется, не переходя известной черты). Это утверждение можно проверить на примере главного героя обоих романов — Остапа Бендера. В его лице не раз подвергаются критике устои Советского государства, он не состоит в партии.

Но все это и многое другое прощается авторам романов, потому как Бендер — персонаж плутовского плана, жулик и уголовник, стоящий вне советского общества. А потому он не мог быть обвинен в том, что он «плохой коммунист» 1. Такие вольности могли себе позволить лишь авторы сатирического жанра — И. Ильф и Е. Петров, Ю. К. Олеша, М. М. Зощенко. Обращаясь к деньгам в романах, следует сказать, что авторы используют их как еще один инструмент сатиры. Наряду с гротеском, меткими характеристиками, гиперболизированными чертами характера персонажей, в произведениях приводятся цены, зарплаты и т. Д.

Читатель точно знает, сколько потратил Воробьянинов на «Титаник», чтобы покрасить волосы (3 рубля 12 копеек за полугодовой флакон), сколько стоила чернильница «Лицом к деревне», купленная для «Рогов и Копыт» (150 рублей) и т. д. Это позволяет читателю погрузиться в мир книги, подчеркивает ее злободневность. Чернильница за 150 рублей в 1930 г. была роскошью.

В романе отражены многие аспекты товарно-денежных отношений и сопутствующих им операций второй половины 1920-х гг.: купля-продажа, распространение облигаций госзайма, аукционы, частное предпринимательство, его кредитование, мошенничество. На примере приключений героев мы можем проследить работу денежной системы на протяжении всей эпохи НЭПа. Как известно, ко времени написания романов денежная система СССР находилась в относительно устойчивом состоянии, хотя ко времени первой журнальной публикации «Золотого теленка» на фоне свертывания НЭПа началась инфляция и рост цен 2.

В результате денежной реформы 1922—1924 гг. в обращении появились серебряные и медные монеты, бумажные червонцы, обеспеченные (хотя и не полностью) золотом. Поэтому реалий начала 1920-х гг. с «лимонами», «совзнаками» и гиперинфляцией мы в романах не найдем. Однако в некоторых случаях в романах есть отсылки к первой половине 1920-х гг. Так, история финансовых махинаций подпольного миллионера А. И. Корейко (героя «Золотого теленка») началась в 1922 г. в Москве, где под его руководством открылась химическая артель «Реванш». Корейко отличался предприимчивой жилкой и исключительным чутьем на наживу. И только благодаря сложившимся обстоятельствам в экономическом состоянии страны была возможность заработать так и столько, как он. «Он переезжал из банка в банк, хлопоча о ссудах для расширения производства.

В трестах он заключал договоры на поставку химпродуктов и получал сырье по твердой цене. Ссуды он тоже получал. Очень много времени отнимала перепродажа полученного сырья на госзаводы по удесятеренной цене, и поглощали множество энергии валютные дела на черной бирже, у подножия памятника героям Плевны» 3. Следующим пунктом в маршруте Корейко стала «южная республика», где начиналось строительство электростанции. С целью улучшить условия строительства, герой вызывается организовать сопутствующее к станции доходное предприятие — продажу открыток с видами стройки. В итоге предприятие действительно приносило доход, в убыток электростанции и исключительно в карман Корейко 4.

В результате хитрых комбинаций, постоянных переездов и благодаря несомненному таланту зарабатывать Корейко стал обладателем астрономической суммы в 10 млн рублей. «Он чувствовал, что именно сейчас, когда старая хозяйственная система сгинула, а новая только начинала жить, можно составить великое богатство. Но уже знал он, что открытая борьба за обогащение в советской стране немыслима. И с улыбкой превосходства он глядел на жалкие остатки нэпманов…» 5. Корейко завладел огромной суммой. В 1925 г. средняя годовая зарплата промышленных рабочих в СССР составляла 570 рублей 6. Путем несложных арифметических подсчетов можно заключить, что «капитал» Корейко мог бы пойти на годовое жалованье более 17 000 ленинградских рабочих, что, даже принимая во внимание рост заработной платы за вторую половину 1920-х гг., было очень много. «Партийный максимум» зарплаты, которую в начале 1930-х гг. могли получать коммунисты, составлял 225 рублей 7. События «Двенадцати стульев» разворачиваются в 1927 г., когда появились первые признаки свертывания НЭПа.

Читайте так же:
Как починить расшатавшийся деревянный стул

Истории второстепенных персонажей романа рассказывают о всевозможных методах заработка, об отношении к деньгам и сохранившемся у граждан «рыночном сознании». В качестве примера приведем отрывок, где отец Федор (Востриков) выкупает сведения о стульях (якобы принадлежавших Воробьянинову) у престарелого архивариуса В. В. Коробейникова. «Варфоломеич запросил сто рублей. Память брата посетитель расценивал значительно ниже, рублей в тридцать. Согласились на пятидесяти. — Деньги я бы попросил вперед, — заявил архивариус, — это мое правило. — А это ничего, что я золотыми десятками? — заторопился отец Федор, разрывая подкладку пиджака. — По курсу приму. По девять с полтиной. Сегодняшний курс. Востриков вытряс из колбаски пять желтячков, досыпал к ним два с полтиной серебром и подсунул всю горку архивариусу» 8. Этот небольшой отрывок наполнен множеством разнообразных сведений. Во-первых, героями сцены выступают «желтячки» — царские золотые 10-рублевые монеты, которые, как мы понимаем из контекста, имели (неофициально) хождение у населения. И даже престарелый архивариус знает нынешний курс царской десятки к советскому червонцу.

Во-вторых, тот факт, что отец Федор имел некоторые сбережения в золотых десятках, говорит о том, что, несмотря на все усилия государства, население все еще предпочитало сохранять накопления в более стабильной валюте. Чуть ранее говорится, что эти деньги были добыты отцом Федором уже после революции и Гражданской войны. И, в-третьих, само определение царских десяток как «желтячков» дает нам еще один вариант лексической формы названия денег, явно народного происхождения. Следующая сцена происходит на вокзале, откуда отец Федор следует в Москву: «Кассир, суровый гражданин, долго возился с компостерами, пробивал на билете кружевные цифры и, к удивлению всей очереди, давал мелкую сдачу деньгами, а не благотворительными марками в пользу детей» 9. Еще одна яркая иллюстрация отношения советских граждан к, казалось бы, такому повседневному действию — покупке билетов. В приведенной цитате говорится о благотворительных марках, которые обязаны были распространять кассиры в общественных и государственных организациях. Протесты против такого насаждения «благотворительности» официально квалифицировались как форма «антисоветской агитации».

Красной линией повествования проходит история жизни редакции «Станок», где среди всяких прочих событий комсомолец Авдотьев собирал кружок автомобилистов, целью которого было купить автомобиль и пользоваться им по очереди. Эта история как нельзя лучше отражает специфику бытования денег в указанный период. «– Ты, старый матрац, — говорил Персицкий голубоглазому юноше, — на это даже денег не нужно давать. У тебя есть заем двадцать седьмого года? На сколько? На пятьдесят? Тем лучше. Ты даешь эти облигации в наш клуб. Из облигаций составляется капитал. К августу мы сможем реализовать все облигации и купить автомобиль? — А если моя облигация выиграет? — защищался юноша. — А сколько ты хочешь выиграть? — Пятьдесят тысяч. — На эти пятьдесят тысяч будут куплены автомобили. И если я выиграю — тоже. И если Авдотьев — тоже» 10. Упомянутые займы, как правило, распространялись принудительно, на сумму части жалования, поэтому Персицкий уверен, что у его коллег есть подобные облигации. Также из контекста мы понимаем, что облигации выступали предметом обмена и вложений среди трудящегося населения. Существовала надежда на то, что облигация обязательно выиграет.

Стоит отметить, что автомобилисты таки получили заветный автомобиль с помощью тех самых облигаций. В романе также есть яркая иллюстрация того, как обычно происходили тиражные розыгрыши подобных облигаций. Театр Колумба, который приобрел стулья Воробьянинова на аукционе, уезжает в поездку по Волге на так называемом тиражном пароходе. С целью пропаганды пароход следовал по Волге, распространяя облигации непосредственно перед розыгрышем. Театр выступал частью «развлекательной программы». На такие поездки не жалели средств и усилий, описанию устройства тиражного парохода уделяется несколько страниц в романе. Здесь есть и тиражная комиссия, и счетоводы, и несгораемая касса, и труппа театра, и собственная столовая. С собой в поездку даже брали художника, которым весьма ловко притворился Бендер, а «салон первого класса был оборудован под выставку денежных знаков и бон» 11. Это была еще одна характерная примета времени: 1920-е гг. — время расцвета российской бонистики.

Действие романа «Золотой теленок» весьма красноречиво изображает то, что еще недавно допустимые способы взаимодействия с деньгами откровенно вступают в противоречие с реалиями эпохи. Это видно на примере изменения поведения Корейко. В 1930 г. читатель видит его подпольным миллионером с сознанием, измененным его богатствами. Он скуп и подозрителен. «Кутить» в его понимании –это потратить пять лишних рублей. Но при этом он носит с собой в портсигаре десять тысяч рублей в самых крупных купюрах того времени — банковых билетах образца 1922 г. достоинством 25 червонцев. Высокая покупательная способность этой «бумажки» отражена в романе: отмечается, что «если бы даже он сошел с ума и решился бы обнаружить хотя бы одну бумажку, ее все равно ни в одном кинематографе нельзя было разменять» 12. К концу романа выясняется, что даже имея миллионы, Бендер и Корейко не в состоянии их потратить. Бендер прикладывал всевозможные усилия, чтобы зажить на широкую ногу, но у него не выходило: «Остап лежа вынул записную книжку и стал подсчитывать расходы со времени получения миллиона. На первой страничке была памятная запись:

Читайте так же:
Слово стулья по слогам

Верблюд — 180 р. Баран — 30 р. Кумыс — 1 р. 75 коп. _____________________ Итого 211 р. 75 к.

Дальнейшее было не лучше. Шуба, соус, железнодорожный билет, опять соус, опять билет, три чалмы, купленные на черный день, извозчики, ваза и всяческая чепуха. Если не считать пятидесяти тысяч Балаганова, которые не принесли ему счастья, миллион был на месте» 13. К концу романа деньги в жизни героев перестают играть решающую роль. Цель достигнута, каждый получил то, чего так желал. Однако добытые богатства не приносят счастья. Потому что мир вокруг неуловимо для самих героев изменился. Изменилось отношение к деньгам — люди, обладающие миллионами, пугали и настораживали, а не вызывали уважение. Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов. Деньги в романах Ильфа и Петрова — это не только умелый сатирический инстру мент в руках мастеров, но и фактически отдельные герои книги. Деньги — это то, за чем гоняются герои книги, как главные, так и второстепенные, и то, что постоянно мешает им достичь цели. Повествование построено вокруг добычи немыслимых богатств и возвращается к деньгам снова и снова в даже незначительных деталях.

На примере романов мы можем отследить роль денег в жизни людей на протяжении всего периода НЭПа. Мы видим, что эпохе «военного коммунизма» не удалось сместить акцент в массовом сознании с рыночных отношений на создание общего хозяйства. Как только появляется возможность, люди стремятся заработать как можно больше денег всевозможными доступными способами, зачастую даже нелегальными. Деньги, как и прежде, ассоциируются с сытой, спокойной, лучшей жизнью. Однако постепенная смена обстоятельств параллельно со сменой народного сознания, во многом благодаря приходу нового поколения, дает иную картину движения денег. Уже к концу эпохи НЭПа обстоятельства вокруг складывались так, что, даже обладая миллионами, человек мог не обладать благополучием. В результате мы получаем пример того, как внеэкономический фактор влияет на смену экономической парадигмы.

С. В. Ушакова (Москва, Государственный исторический музей)

Другие новости и статьи

Запись создана: Воскресенье, 12 Июль 2020 в 12:49 и находится в рубриках Новости.

Утром — деньги, вечером — стулья

— Из романа (гл. 36) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897—1937) и Евгения Петрова (1903—1942). Слова театрального монтера Мечникова, который сбывает на рынке некоторые предметы реквизита, украденные им с места своей работы. Остап заказывает ему стулья из театра:

Читайте также

Вечером или утром

Вечером или утром Так почему-то сложилось, что для занятий любовью большинство людей обычно выбирает вечернее время. О ночи, как о лучшем времени для любви, пишут поэты и прозаики, снимают фильмы режиссеры, поют голосистые (и безголосые тоже) певцы.Однако, по мнению

Вечером или утром

Вечером или утром Так почему-то сложилось, что для занятий любовью большинство людей обычно выбирает вечернее время. О ночи, как о лучшем времени для любви, пишут поэты и прозаики, снимают фильмы режиссеры, поют голосистые (и безголосые тоже) певцы.Однако, по мнению

Стулья

Стулья Возможно, первое, что сделал человек, изобретший стул, – это откинулся на спинку стула и начал качаться. Люди всегда использовали стулья для такой забавы и всегда будут. В этом нет ничего зазорного в определенных неформальных обстоятельствах, но на официальных

Когда появились стулья?

Когда появились стулья? Примерно две трети населения земного шара не пользуются в повседневной жизни стульями: обитатели стран Азии предпочитают сидеть «по-турецки», в Африке и Южной Америке жители сельских местностей любят отдыхать на корточках. Представители

Вечером или утром

Вечером или утром Так почему-то сложилось, что для занятий любовью большинство людей обычно выбирает вечернее время. О ночи, как о лучшем времени для любви, пишут поэты и прозаики, снимают фильмы режиссеры, поют голосистые (и безголосые тоже) певцы.Однако, по мнению

«Стулья»

«Стулья» Это один из вариантов распространенной игры, в которой нужно в определенный момент успеть занять свободный стул. Однако здесь игрокам придется быть более внимательными.По кругу расставляют стулья на 1 меньше количества участников. Ведущий берет любой текст,

Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги

Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги Ошибочно приписывается Наполеону I (1769—1821), теоретику военного искусства графу Раймондо Монтекукколи (1608—1680) и др.Как сообщает итальянский автор Людовико Гвиччардини в своем сочинении «Часы досуга» (1565), так

С добрым утром, с добрым утром / И с хорошим днем!

С добрым утром, с добрым утром / И с хорошим днем! Из песенки «С добрым утром!» (1960), написанной композитором Оскаром Фельцманом на стихи поэтессы Ольги Яковлевны Фадеевой (1906— 1986). Эта песенка играла роль музыкальной заставки к воскресной развлекательно-юмористической

Стулья (Les Chaises)

Стулья (Les Chaises) фарс-трагедия (1952) В пьесе действует множество невидимых персонажей и трое реальных — Старик (95 лет), Старушка (94 года) и Оратор (45–50 лет). На авансцене стоят два пустых стула, справа три двери и окно, слева — также

Читайте так же:
Стул любви короля эдуарда 7

Деньги См. также «Бедность», «Богатство», «Инфляция», «Любовь и деньги», «Политика и деньги»

Деньги См. также «Бедность», «Богатство», «Инфляция», «Любовь и деньги», «Политика и деньги» Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег. Юзеф Бестер* Деньги – это чеканенная свобода. Федор Достоевский Деньги не имеют значения –

3.5. На что немцы тратят деньги? Держат ли они деньги под подушкой?

3.5. На что немцы тратят деньги? Держат ли они деньги под подушкой? Мы не можем завидовать зарплатам немцев, не имея понятия об их расходах. А на что они тратят деньги? Возьмем для примера среднюю немецкую семью наемных работников, состоящую из 4 человек — мужа и жены с двумя

Милан вечером

Милан вечером В роли культурной столицы Италии Милан отнимает пальму первенства даже у Рима и Флоренции, хотя их вечерняя жизнь своим разнообразием и богатством способна удовлетворить кого угодно. Конечно, самое изысканное зрелище здесь – это представление в

Утром деньги — вечером стулья: правила торгов на аукционе

Чтобы расстаться с активами, можно их продать, ликвидировать, передать в доверительное управление или сделать объектом торгов. Кстати говоря, такие гиганты, как ОАО "Газпром", с успехом применяют аукционы для избавления от непрофильных активов, чему немало способствует открытость подобных мероприятий. Бесспорным плюсом торгов является возможность выяснить рыночную стоимость актива и значительно ее повысить, однако их правовая составляющая на сегодняшний день, к сожалению, недоработана.

Торги как способ реализации того или иного имущества используются коммерсантами с незапамятных времен. Вот только в общественном сознании ассоциативный ряд, как правило, выстраивается в основном благодаря фильму "12 стульев", в котором торги в форме аукциона призваны были обеспечить реализацию реквизированного у буржуазии имущества. Если же абстрагироваться от такого обыденного видения аукциона, то сразу становится понятно, что в качестве объекта реализации может выступать в принципе любое имущество (имущественные право), за исключением, пожалуй, изъятого из оборота либо ограниченного в обороте.

Правовому регулированию торгов (в форме аукциона или конкурса), которые по своей юридической природе представляют собой несколько растянутый во времени способ заключения договора купли-продажи имущества, посвящено всего три статьи Гражданского кодекса (ст. ст. 447 — 449). Порядок их проведения более подробно регламентирован в законодательстве о государственных закупках, несостоятельности (банкротстве) и исполнительном производстве (публичных торгах).

Чтобы лучше разобраться в проблемах в сфере торгов, рассмотрим некоторые существенные вопросы, которые могут возникать при проведении аукциона на продажу 100 процентов доли коммерческого юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью, где продавцами и покупателями также выступают коммерческие юридические лица. В данном случае указанное выше законодательство о публичных торгах неприменимо, поскольку оно содержит достаточно узкий набор положений, регламентирующих процедурные и другие важные аспекты проведения аукционов (открытых, закрытых). На практике это порождает множество споров.

Кому заказан доступ

Остановимся на наиболее часто встающих перед сторонами, намеревающимися организовать аукцион (принять участие в аукционе), вопросах с позиций существующего законодательства, сложившейся коммерческой практики и имеющихся судебных решений. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, — продавец может сам выступить в роли аукциониста, а может поручить это организатору торгов — специализированной организации. В ГК РФ четко не прописано, какие именно юридические лица могут выступать в качестве организатора торгов. Есть только указание на то, что специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от его имени (например, на основании договора агентирования по модели поручения) или от своего имени (например, на основании договора агентирования по модели комиссии).

В юридической доктрине также нет единого мнения о том, нужна ли для получения возможности выступить в качестве специализированной организации специальная правоспособность (например, прямое закрепление в уставе аукционной деятельности в качестве вида деятельности).

В судебно-арбитражной практике существует едва ли не единственное упоминание о том, что в российском законодательстве не содержится нормы права, в которой бы раскрывалось понятие специализированной организации, полномочной на проведение торгов, а также императивно устанавливалось ограничение в части отнесения к таким организациям только тех юридических лиц, которые, согласно их уставам, имеют специальную правоспособность. Однако дополнительным доводом в пользу того, что для получения статуса специализированной организации, полномочной на проведение торгов, не надо особых лицензий, может стать и тот факт, что ни в законодательстве, ни в подзаконных нормативных актах о лицензировании не упоминается о таком виде деятельности, как проведение конкурсов и аукционов, и нет указаний на лицензии на ведение этой деятельности.

По информации из официальных источников, ряд консалтинговых структур, действуя в качестве агентов, уже провели не один десяток аукционов по реализации активов на миллиарды рублей.

Молоток для аудитора

Если предположить, что все-таки есть юридические лица, которым рискованно проводить аукционы, то картина будет выглядеть следующим образом. К примеру, есть юридическое лицо из разряда имеющих специальную правоспобность в силу закона. Допустим, это аудиторская организация. Ведь не секрет, что многие аудиторские фирмы имеют в структуре консультационные подразделения, оказывающие своим клиентам услуги не только по проведению обязательного ежегодного аудита.

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская компания — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги на основании специальной лицензии.

Читайте так же:
Гнутая фанера для стульев

Аудиторским организациям запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. При этом указанным выше Законом установлен практически исчерпывающий перечень видов услуг, которые могут считаться сопутствующими аудиту. И деятельность по проведению торгов (конкурсов или аукционов) в данном перечне не упомянута. Таким образом, риск нарушения законодательства о торгах и аудиторской деятельности, если в качестве специализированной организации, полномочной на проведение торгов, выступит аудиторская фирма, достаточно высок. Чего нельзя сказать о ситуации, когда в качестве специализированной организации выступит юридическое лицо, обладающее универсальной правоспособностью. В этом случае риск будет гораздо ниже.

Риск оспаривания результатов торгов на основании того, что их провела неполномочная организация, уменьшается еще и за счет того обстоятельства, что перечень оснований для признания торгов недействительными достаточно короток и сводится только к прямым нарушениям норм ГК РФ о торгах.

Гарантии под вопросом

Одним из наиболее острых вопросов в процессе проведения аукциона является обеспечение исполнения взаимных обязательств участников аукциона: организатора, собственника имущества (продавца) и потенциальных покупателей. По сути, здесь вопросов возникнуть не должно, поскольку ГК РФ предусматривает на этот случай применение такого инструмента, как задаток, передаваемый организатору аукциона и в дальнейшем засчитываемый в качестве уплаты части стоимости реализуемого на аукционе имущества. Однако ситуация может кардинально измениться, если организатор аукциона и продавец имущества являются одним лицом. Обезопасить себя от возможных злоупотреблений со стороны держателя задатка при отсутствии доброй воли такой стороны иначе как в судебном порядке вряд ли удастся. Не лучше обстоит дело и если в качестве организатора аукциона выступает третья — независимая сторона. Одно дело, когда добросовестность и деловая репутация на рынке такой компании незыблемы, и совсем другое, когда в качестве аукциониста выступает неизвестная компания. У участников аукциона, в частности покупателей, рискующих достаточно большими суммами задатка, если речь идет о серьезных активах (объектах недвижимости либо долях или акциях компаний), нет никаких оснований доверять таким аукционистам.

Для того чтобы выйти из подобной ситуации, можно использовать инструмент эскроу, призванный заменить собой задаток. Однако данный механизм, широко известный и часто применяемый в рамках западной правовой традиции (по большей части англо-американской), может серьезно "пробуксовывать" на российском поле. Нередки случаи, когда суды в отсутствие похожих юридических институтов признавали сделки эскроу недействительными либо пытались "подтянуть" их под известные российскому праву понятия и институты. Естественно, в итоге участники процесса сталкивались с негативными последствиями. Изъянами страдают и другие банковские инструменты, похожие по механизму действия на эскроу, — например, аккредитив.

Итак, в данной ситуации лучше избегать рискованного "юридического креатива" и оставаться в рамках действующего российского законодательства. Например, можно компенсировать имеющиеся риски привлечением в качестве организатора аукциона известной и уважаемой на рынке консультационных услуг независимой компании, репутация которой служила бы надежным гарантом исполнения сторонами взаимных обязательств. В качестве же способа обеспечения обязательств участников аукциона следует использовать задаток.

Можно дать и еще один совет. Если перспективная сделка осложнена "иностранным элементом", стоит указать в документах применение английского права к правоотношениям сторон по эскроу. Суды в случае возникновения спора будут обязаны руководствоваться иностранным правом, избранным сторонами сделки.

Виртуозная техника

Проблемы могут возникнуть и с самой процедурой проведения аукциона. Воспользоваться ли сторонам в качестве руководства к действию кадрами из уже упоминавшегося фильма "12 стульев" либо придумать свою индивидуальную процедуру проведения аукциона? Гражданский кодекс не может дать ответа на этот вопрос, отсылая к общим принципам диспозитивности гражданского законодательства. Коммерческая практика предлагает проводить аукцион не только традиционным путем — с табличками и ударами молоточка аукциониста, но и в форме конкурса. При этом специально сформированная комиссия будет вскрывать подготовленные участниками аукциона закрытые конверты с ценовыми предложениями. Разумеется, такую процедуру вряд ли можно будет по праву называть аукционом, хотя арбитражная практика отдает решение данного вопроса на откуп организаторам.

А что если совместить формы конкурса и аукциона, взяв из обеих самое важное: из конкурса — закрытые конверты с ценовыми заявками, а из аукциона — возможность повышать цену предложения? Такого рода комбинированная процедура хороша, как минимум, по двум причинам: во-первых, не теряется динамика, присущая аукциону, во-вторых, присутствует необходимый для такого рода мероприятий четкий документооборот.

Не менее важным представляется для сторон вопрос минимизации рисков, которые могут возникнуть на стадиях подписания протокола о результатах торгов и дальнейшего заключения договора купли-продажи между продавцом и победителем аукциона. И здесь возможно несколько подходов, исходя из того, что является объектом аукциона. Если это движимое или недвижимое имущество, доли, акции юридических лиц, то, в принципе, нет необходимости выставлять на торги право на заключение договора купли-продажи в будущем. Ведь по результатам проведенного аукциона победитель и организатор в любом случае в обязательном порядке подписывают протокол с результатами аукциона, который уже имеет силу договора, а в самом протоколе указывается срок подписания договора купли-продажи. Другое дело, когда продавец имущества, несмотря на наличие протокола с результатами аукциона, отказывается по доброй воле подписывать договор купли-продажи. Однако в этом случае на помощь могут прийти нормы ГК РФ, предусматривающие право победителя аукциона обратиться в суд с требованием принудить продавца заключить договор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector